Чемпионат. Выбор члена жюри Ирины Кабачковой
С вами ведущая Елена Чалиева.
Представляю вам шорт и комментарии Ирины Кабачковой. Она, как и Марк Шехтман, комментарии дала не в порядке её выбора лучших стихов, а в порядке их расположения в лонге Чемпионата, а шорт расположила в самом низу.
Ирина просила меня передать участникам, что она ждёт у себя в чате её канала Телеграмм (ссылка есть в эссе об Ирине) любого автора, которому нужен её комментарий или помощь в литературном развитии, особенно это касается призеров Чемпионата.
Итак, шорт и комментарии Ирины (имена авторов стихов добавлены ведущей после получения шорта).
• №4. Средний текст, хорош тем, что игровой.
Рассказ (Александр Быстров 4)
Был рассказ однажды начат (подоплёка неизвестна),
выбран был герой, задача, время действия и место,
взяты реплики и жесты в наилучшей из редакций,
прорисованы сюжеты, обозначены абзацы.
Было действие развито, время было скоротечно,
упомянут гугл и твиттер, годы двигались навстречу
масками на карнавале, улыбаясь или плача,
и героя волновали нерешённые задачи.
Долго ли продлится лето.
Скоро ли наступит осень.
Были заданы ответы и получены вопросы.
О вещах такого сорта не напишут «Книгу знаний»,
и в рассказе были стёрты вопросительные знаки.
Шли события к финалу, главный вывод был неясен,
и сомнение терзало – труд
напрасен
не напрасен
Этот узел был развязан, вычислен из многих прочих
нужный выход, и в рассказе не осталось многоточий.
Стало ясно всё с героем.
В-первых. Во-вторых. И в-третьих.
Сад посажен. Дом построен. Были выращены дети.
Сказаны слова простые. Сделаны дела. Закончен
был рассказ.
И запятые переправлены на точки.
• №9. Хороший текст-реплика, но не больше. Не представляет полностью возможности автора.
Адамы (Арина Яковлева)
Вот - римлянин, а этот - камчадал
А этот вышел из ночного клуба
И каждый вещь по-своему назвал
И речь свою с тех пор несёт сугубо
Соседями по клеткам и дворам
Встречаются в подъездах и спортзалах
Но все под именем одним - Адам -
Грызутся в поэтических подвалах
• №12. В этой подборке в лидерах. Простое умение увидеть нестандартно и нестандартно передать и есть поэзия.
Голубиное (Надежда Новицкая 2)
Как поутру лазурь легка!
Перепоясанная светом,
она, без кроя и лекал,
влилась в изгибы силуэтов
покатых палевых холмов,
стволов, искусно искривлённых,
где вяжет ветер-птицелов
корзины крон, уже зелёных.
Прильнёшь и приголубишь чуть
шершавый бок корично-сладкий
(лоскут от девичьих причуд,
подшитых крестиком к подкладке).
Из звуков — неумолчный гвалт
и трепыхание в глубинах,
из чувств, как сотню лет назад —
печаль неволи голубиной.
Всё та же ниточка к ноге,
как обещанье — после, после,
пичужий неуёмный ген —
и вдаль, и ввысь, где мир разостлан,
как пёстрый гленчек под тобой —
чекань, тачай слова по краю…
и взглядом светится любовь:
«Дитя! Дитя!», слегка вздыхая.
• №26. Тот случай, когда лучше коротко и немного. При этом мне не хватает яркости. Все ж маленькое стихотворение должно быть очень значимое, чтоб читателю хватало его объёма. Но в этой подборке в 10 попадает
Западный ветер (Александр Анатольевич Андреев)
Западный ветер
Перебирает тонкими пальцами
Пряди твоих волос,
Слизывает
Капли дождя
С восхитительной шеи.
Завтра он снова придёт за добычей,
Западный ветер…
• №27. Плюсов много: и отношение к литературе подкупает, и внимательность к собственному слову, попытка быть оригинальным, следить за звуком, в лидерах однозначно.
Тени Переделкина (Екатерина Чаусова)
«Так пахли прописи дворян о равенстве и братстве.»
Б. Пастернак, «Лето»,1917
«Смерти не будет» – надпись Б.П. из книги Откровение на обложке «Доктор Живаго».
Мой посёлок – не Писательский, – Чоботы!
Но уютны оба, – вовсе не чопорны.
И метро не ходит к нам, в Переделкино.
Только ходики. И те – переделаны.
Гири виснут, тянут время… Да что ему
панегирики – былому дотошному, –
«Смерти нет», покуда память – картинками.
На стене тихонько ходики тинькают.
Пробегает в суете настоящее.
Тени сосен и берёз – звероящеры.
По проселочной Лесной, вниз – к источнику:
может правда он Святой? Ржавы, в точечку
тростники, вода зато –
животворная:
ах, сквозь время бы – в затон…
Вижу двор, и я –
из «вигвама» – Фенимора творение:
мамин старенький халат – в оперении!
Расправляю два крыла в лето вечное:
в огороде – пастернак, огуречники;
Сад, где сотни зорких глаз смотрят вишнями.
Выбирают времена люди «лишние»…
Платья смутный силуэт с лёгким вырезом.
Утро, старых сепий след в жёлтых ирисах…
И – дворовее дворян, – тех – до вырубки,
тени предков говорят, –
мы – их выкройки.
Годы горбятся, дороги с прорехами.
Заблудились или мимо проехали?
Вечереет: зорька в ласковом мареве…
— Здравствуй, Борька!
А махнём на Самаринский*?
______________________________
*Самаринский пруд в Переделкине – по названию усадьбы Самариных в Измалкове-Передельцах ( Д. Самарин - прототип Ю.Живаго) В 1933 г. там появляется «Городок писателей» (ред.)
• №29. С концовкой я б подумала, хочется какой-то поворот к котёнку, но вполне в своём роде, в десятку попадает.
*** («Вытаращил глазищи жёлтые») (Борис Балицкий)
Вытаращил глазищи жёлтые,
лАпищи раскОгтил,
в пасти розовой влажно клыки белеют,
алый язык дрожит
шипенье вибрируя,
дышит мех золотой.
Котёнок.
• №33. Затянуто, скучно, технически простовато, но автор поставил достаточно сложную задачу и её решил. как мог
Усадьба «Утешение» (Ольга Королева)
Ищу от печали лекарство
И двигаюсь просекой вбок
В заросшее сонное царство –
На старой усадьбы порог.
Здесь некогда в память о сыне
Родители замок и парк
Построили в дикой пустыне,
Чтоб в сердце рассеялся мрак.
Ходили по этой дорожке
К зеркальным пруду и реке.
Встречали закат из окошка –
Под крышей на чердаке.
Порой будто блик всколыхнется –
Ведь дверь-то отворена.
Хозяйка за ручку берется –
Супруг приезжает с гумна…
Две бабочки мягко танцуют,
Шумит в отдалении лес…
Иль это тревожит впустую
От лодки Хароновой плеск?
Но с берега ветер доносит
Лишь запах гниющей воды…
На травах, на ветоши сосен
Туман оставляет следы…
Меня на заросших террасах
Гоняет, тряся головой,
Кипрей, как слуга безобразный,
Как эта усадьба – седой.
Но я узнаю очертанья
Аллеи, лужайки, пруда…
И плёса, где лодка печально
Пропала – уже навсегда…
• №35. Попадает в лонг за звездную рожу - просто не банально. Довольно иронично, но вот сюжетов автору явно катастрофически не хватает, рефлексии о себе сама по себе. Ещё б обратиться немного вовне.
Без слов (Фадей Максимов)
Над крышей дома противоположного
Гуляет неприметная звезда.
Я звёздною её любуюсь рожею,
Она моею тоже - иногда.
Сквозь воздух загустевший пластилиновый
Транзитом мысли медленно текут:
То прямо, то извилистою линией
Отсрочивая назначенья пункт.
Переправляем мы друг другу искренность,
Словами заполняя порожняк.
Готово недосказанное выстрелить,
Но застревает в тучах болтовня.
И снова я ищу её, далёкую,
Угадывая времени поток.
Гремит гроза ночная водостоками,
Предвозвещая жизненный потоп.
Мне не впервой под стук пустого гулкого
Терять живое в сутолоке дней.
По краю ночи, мглистыми проулками
Лети, моя гулящая, ко мне.
• №36. Чуть не выигрышен размер, надоедают такие рифмы и так рифмованные строчки, но писать можете.
Тут полоска асфальта окончена (Эса Милл)
Тут полоска асфальта окончена.
Расстелилась кума Новгородчина,
где семейная спряталась вотчина
под покровом медвежьих лесов.
По грунтовке ползу осторожно я.
Есть на всякий ватрушка творожная,
но запаска она - ненадёжная.
И бренчит в рюкзаке термосок.
Встали ели угрюмыми стражами.
Позади - терема с экипажами.
Без святого причастья куда же им,
на вершинах горят купола.
Ну, а там где беда с капиталами,
доживают селения малые,
тащат псы животы свои впалые,
да петляет речушка Пола.
Всюду тянется даль просветлённая,
щебетанием птах окрылённая,
голубая, льняная, посконная,
словно ветхой истории срез.
И, к благим обратясь откровениям,
подчиняюсь глухим направлениям,
до которых уже, тем не менее,
долетает сигнал джи-пи-эс.
Вот и красные звёзды обители,
здесь покой обрели победители.
Те, кто нашей судьбы не предвидели,
оставаясь в едином строю.
Задержусь у фамилии деда я,
по-хорошему с ним побеседую,
и ещё, перед тем как уеду, я
до краёв ему чарку налью.
• №50. Один из самых потенциально интересных авторов в подборке. Ну, не сильно позитивно. Не формат для этого конкурса. Шлите в следующий раз позитив. Вижу стремление писать глубоко не банально, чуть двигать реальность. Экспериментируйте, ищите. Приветствую.
моя (Саша Сикирина)
не нарушить криком глухую тишь
не пробить кайлом ледяную твердь
из угла шмыгнёт показалось мышь
оказалось смерть
из яйца иголку добудь сынок
и тоску как нить сквозь ушко продень
наступает ночь и рыбак у ног
отрезает тень
на рассвете в комнате голубой
аромат накрахмаленного белья
что отдашь чтоб не чувствовать эту боль
не отдам
моя
•
1 место 12 голубиное
2 место 27 переделкино
3 место 50 моя
4 место 36 тут полоска асфальта закончена
5 место 35 без слов
6 место 9 Адамы
7 место 29 Вытаращил глазища желтые
8 место 4 рассказ
9 место 26 западный ветер
10 место 33 усадьба утешение
Свидетельство о публикации №124052203201
Ирина, благодарю за Ваш выбор! Очень неожиданно и не менее приятно. Стихотворение для меня важное, но я считала, что оно совсем не "конкурсное" Наверное, так и есть) Хорошо, когда есть проницательное жюри. Мы уже встречались однажды, кажется на предыдущей площадке. Тогда стишок мой не произвел впечатления на Вас. Рада реабилитироваться)
Лена, тебе спасибо за настойчивость) Благодаря ей я закончила то, что год в черновиках лежало. Закончить черновик для меня труднее, чем новое написать!
Екатерина Чаусова 23.05.2024 17:06 Заявить о нарушении