Чемпионат. Выбор члена жюри Аллы Шараповой
С вами ведущая Елена Чалиева.
Член жюри Алла Шарапова прислала мне свой шорт и краткие комментарии уже пятой. Она начала его с главного – со своего выбора в порядке предпочтения, а потом сделала пояснения. Я не стала ничего менять – публикую как есть.
Итак, шорт и комментарии Аллы (имена авторов стихов добавлены ведущей после получения шорта).
№19 Время, в которое мы живём
№41 Гвардии майор
№50 моя
№33 Усадьба «Утешение»
№36 Тут полоска асфальта окончена
№27 Тени Переделкина
№13 О музыке
№18 В створках времени
№46 Костомаров
№17 Черемуха
№19 Время, в которое мы живём (Юрий Рехтер)
Время, в которое мы живём,
Кажется, скучным, не романтичным,
Нет ожидания сказки в нём,
Очарования и величья.
Дело другое - ушедший век:
Хемингуэй, Фицджеральд, Пикассо,
Где на полотнах струится свет,
В книгах - любви колдовские пассы.
Обворожителен старый мир,
Будто и нет никакой причины
Ни для отчаяния, ни для дыр
В чудном пейзаже мирской картины.
Только об этом те могут знать,
Кто непосредственно жил в клоаке
Прошлых годов: бедняки и знать,
Те, кто любил и страдал, и плакал,
Через себя пропустив тогда
Всё электричество мук и бдений,
Войн, эпидемий, боёв и плах,
Взлётов, депрессий и сновидений.
Так и прожили свой век они,
Истины суть добывая в спорах,
Время стекало, плавились дни,
Как на картинах у Сальвадора.
Те, кто бесился, те, кто молчал,
Жили в полотнах, строках и книгах,
В нотах и всех началах начал,
Прямо к потомкам оттуда спрыгнув.
Это не каждый может понять,
Сразу искусства раскрыв задачу,
Видится очень надёжной гать,
Только провалы в болото прячет.
И не видна та былая жуть,
Где непрерывно страдает гений,
Кажется, пройденный ими путь
Нам не трясиной, а наслажденьем.
Но на любой пробежавший век
Время свою налагает долю
И благолепный искусства свет
Здесь никакой не играет роли.
Подкупили ум, глубина и наблюдательность автора. «Колдовские пассы любви» - очень точно о двух упомянутых автором американских писателях. Обаятельна некоторая небрежность:
«не трясиной, а наслажденьем». Но та же небрежность порой идет и в минус: натяжка в рифмах, иногда и пропуски таковых (тогда – плах). Будь рифмы качественнее, было бы больше динамики.
И все же мой выбор в пользу этого стихотворения.
№41 Гвардии майор (Анар Лизари)
Скуп майор. Он к Разгуляю
шел по улице Немецкой.
Рядом шли мастеровые,
баба шла с гусём.
Взял майор, торгуясь, дрожки,
ехал до ворот Покровских.
Казачок бежал за ними – спотыкаясь всё.
В галстуке и с лёгкой тростью
по Мясницкой беззаботно
он идёт в Охотный ряд, а…
казачок – бежит.
Шёл майор, глазел на женщин,
и спустился в погреб винный.
Три бутылки Сен-Пере взял
и одну лафит.
И сказал, народ чтоб слышал,
казачку: «Неси покупку!
Адрес, дурачок, не помнишь -
запишу сейчас.
Дом Головкиной графини,
рядом мой, его все знают –
гвардии майора Пуш-ки-на. Беги, дурак!».
А жена осталась в доме
с дочерью и малым сыном.
Уходя, он заглянул к ним – спали все ещё.
И никто не знал на свете,
что у гвардии майора
этот мальчик – русский гений
будет: «Наше всё!».
двадцать девять лет майору
было он уже в отставке
год в кригс-комиссариате клерком прибывал.
Но считал
Себя майором
Гвардию покинув с братом –
Так с Василием решили выразить протест.
Гвардия
реформы Павла
обозначила «бореем»,
пережить в отставке легче ветер перемен.
Очень хорошо отделано, во всех отношениях грамотно, хотя приемы уже испытанные. Красиво вписывается в пушкиниану.
№50 моя (Саша Сикирина)
не нарушить криком глухую тишь
не пробить кайлом ледяную твердь
из угла шмыгнёт показалось мышь
оказалось смерть
из яйца иголку добудь сынок
и тоску как нить сквозь ушко продень
наступает ночь и рыбак у ног
отрезает тень
на рассвете в комнате голубой
аромат накрахмаленного белья
что отдашь чтоб не чувствовать эту боль
не отдам
моя
Оно не совсем в формате конкурса. А между тем это настоящая лирика. Только в упор называть смерть – стоило ли? Довольно тоски и отрезанной тени, чтобы все понять.
№33 Усадьба «Утешение» (Ольга Королева)
Ищу от печали лекарство
И двигаюсь просекой вбок
В заросшее сонное царство –
На старой усадьбы порог.
Здесь некогда в память о сыне
Родители замок и парк
Построили в дикой пустыне,
Чтоб в сердце рассеялся мрак.
Ходили по этой дорожке
К зеркальным пруду и реке.
Встречали закат из окошка –
Под крышей на чердаке.
Порой будто блик всколыхнется –
Ведь дверь-то отворена.
Хозяйка за ручку берется –
Супруг приезжает с гумна…
Две бабочки мягко танцуют,
Шумит в отдалении лес…
Иль это тревожит впустую
От лодки Хароновой плеск?
Но с берега ветер доносит
Лишь запах гниющей воды…
На травах, на ветоши сосен
Туман оставляет следы…
Меня на заросших террасах
Гоняет, тряся головой,
Кипрей, как слуга безобразный,
Как эта усадьба – седой.
Но я узнаю очертанья
Аллеи, лужайки, пруда…
И плёса, где лодка печально
Пропала – уже навсегда…
Неисчерпаемая тема. Конечно, классическая, у кого только нет об этом. Но тут подкупает живописная сторона – зеркальное, туманное, ни одной яркой краски. Вот эта строфа удивительная:
Но с берега ветер доносит
Лишь запах гниющей воды…
На травах, на ветоши сосен
Туман оставляет следы…
№36 Тут полоска асфальта окончена (Эса Милл)
Тут полоска асфальта окончена.
Расстелилась кума Новгородчина,
где семейная спряталась вотчина
под покровом медвежьих лесов.
По грунтовке ползу осторожно я.
Есть на всякий ватрушка творожная,
но запаска она - ненадёжная.
И бренчит в рюкзаке термосок.
Встали ели угрюмыми стражами.
Позади - терема с экипажами.
Без святого причастья куда же им,
на вершинах горят купола.
Ну, а там где беда с капиталами,
доживают селения малые,
тащат псы животы свои впалые,
да петляет речушка Пола.
Всюду тянется даль просветлённая,
щебетанием птах окрылённая,
голубая, льняная, посконная,
словно ветхой истории срез.
И, к благим обратясь откровениям,
подчиняюсь глухим направлениям,
до которых уже, тем не менее,
долетает сигнал джи-пи-эс.
Вот и красные звёзды обители,
здесь покой обрели победители.
Те, кто нашей судьбы не предвидели,
оставаясь в едином строю.
Задержусь у фамилии деда я,
по-хорошему с ним побеседую,
и ещё, перед тем как уеду, я
до краёв ему чарку налью.
«Я не люблю иронии твоей» - да, так. Но именно для конкурса это удачная заявка – демонстрация мастерства. Ну, и хорошие рифмы волей-неволей становятся смысловыми: «Вот и красные звёзды обители,
здесь покой обрели победители».
№27 Тени Переделкина (Екатерина Чаусова)
«Так пахли прописи дворян о равенстве и братстве.»
Б. Пастернак, «Лето»,1917
«Смерти не будет» – надпись Б.П. из книги Откровение на обложке «Доктор Живаго».
Мой посёлок – не Писательский, – Чоботы!
Но уютны оба, – вовсе не чопорны.
И метро не ходит к нам, в Переделкино.
Только ходики. И те – переделаны.
Гири виснут, тянут время… Да что ему
панегирики – былому дотошному, –
«Смерти нет», покуда память – картинками.
На стене тихонько ходики тинькают.
Пробегает в суете настоящее.
Тени сосен и берёз – звероящеры.
По проселочной Лесной, вниз – к источнику:
может правда он Святой? Ржавы, в точечку
тростники, вода зато –
животворная:
ах, сквозь время бы – в затон…
Вижу двор, и я –
из «вигвама» – Фенимора творение:
мамин старенький халат – в оперении!
Расправляю два крыла в лето вечное:
в огороде – пастернак, огуречники;
Сад, где сотни зорких глаз смотрят вишнями.
Выбирают времена люди «лишние»…
Платья смутный силуэт с лёгким вырезом.
Утро, старых сепий след в жёлтых ирисах…
И – дворовее дворян, – тех – до вырубки,
тени предков говорят, –
мы – их выкройки.
Годы горбятся, дороги с прорехами.
Заблудились или мимо проехали?
Вечереет: зорька в ласковом мареве…
— Здравствуй, Борька!
А махнём на Самаринский*?
______________________________
*Самаринский пруд в Переделкине – по названию усадьбы Самариных в Измалкове-Передельцах ( Д. Самарин - прототип Ю.Живаго) В 1933 г. там появляется «Городок писателей»
Не все метафоры мне понятны, но самый принцип анахронизма мне импонирует:
звероящеры, Куперов вигвам, дворяне, литераторы, бабушкины ходики. Шум истории. Хорошая строка:
Пробегает в суете настоящее.
№13 О музыке (Надежда Новицкая 2)
«У меня с музыкой давние контры».
Вл. Маяковский.
— «Вы возражаете,
как будто воз рожаете»,
слух утопив
в плюше потёртых кресел,
не трусьте, товарищ,
в новую эру пожалуйте,
чтоб с нафталинных муз
не скрести плесень.
Гимны и оперы — прочь,
в оркестровую яму —
скрипки, тромбоны
и пыльных роялей груз,
я — дирижёр,
запрещаю минорные гаммы,
томность амурную
и соловьиную грусть.
Вам слово сегодня,
рабочие песни,
бравурные марши
крутых барабанов и рифм,
пусть небо линялое
молнией треснет,
и воздух
холодным дыханием выветрит.
Пусть солнце,
взойдя над бездной потопа,
выжжет до корня
павлинье и многохамое*,
и громоустый*
оркестр АгитПропа
перепоёт а-капелла Адамово!
А после концерта большой,
неуклюжий,
упрямо и зло, как стальной пароход,
будет сырые асфальты утюжить
в поисках лучших нот.
Но лишь зазвенят жестяные флейты,
сливая закат в переулок мусорный,
вспомнит парижское серое лето
и зарыдает над этой музыкой…
*неологизмы Маяковского.
Слышен голос Маяковского. Немного неясно в конце: музыка парижского серого лета – или музыка барабанов и «жестяных флейт»?
№18 В створках времени (Вера Да Юра)
Волны катятся к суше,
а года в никуда...
Может, в створки ракушек
время прячет года.
Мы бредём в неизвестность
вдоль по кромке судьбы,
на песке, словно фрески,
высыхают следы.
Под распахнутым небом
вечна только вода,
исчезают бесследно
все следы навсегда,
но останется с нами
сериал о былом -
брызги воспоминаний
и раскаяний шторм.
Ничего не изменишь,
и причин не узнать -
на морской белой пене
невозможно гадать.
Возвращаюсь домой я,
вновь ответ не найдя...
Просто в шуме прибоя,
легче слушать себя.
Начало и конец превосходные. Но строчки о неузнавании причин и гадании на морской пене – все же вода.
№46 Костомаров (Марина Быстрова-Докс)
Кого б такая передряга
не сбила с ног?
Ты – устоял, собрав отвагу -
без ног, но смог.
Кто не сломался бы от горя,
лишившись вдруг
в канве трагических историй
ещё и рук?
Кого не вышибло б в могилу
вон из седла?
Но не тебя - не тут-то было! -
любовь спасла.
Прогноз отвергнув окаянный:
«Коньки - нельзя»,
ты удивляешь, филигранно
по льду скользя.
Такой вираж по жизни круче
любых карьер!
Какой же ты, Роман, могучий!
Живой пример.
Живой выплеск сочувствия и восхищения.
№17 Черёмуха (Татьяна Воронова 6)
Хромает туч побитый взвод,
Верхушки тополей ломая...
Ещё не май - но пахнет маем:
Тревогой вечер отдаёт.
Черёмух ранних желтизна
Мерцает в сумерках у дома, -
И притворилась незнакомой
Не в срок пришедшая весна.
Ей тихий слышится упрёк
В недоумении цветочниц;
Она сама не скажет точно,
Кто потревожил, сбил, увлёк,
Кто спутал рифму и сезон...
А между тем - не зная цели -
Цветёт черемуха в апреле,
И холодеет горизонт.
Почему рифму? Но состояние тревоги, навеянное слишком ранним приходом весны,- это передано в стихотворении.
--
Алла Шарапова
Свидетельство о публикации №124052203134
Спасибо большущее, что пожюрили и выбрали)
Очень важное для меня стихотворение получилось. Интересно, конечно, узнать, какие метафоры остались не понятны. Может с этим можно что-то сделать...
Екатерина Чаусова 23.05.2024 17:13 Заявить о нарушении