Цена гордости

ЦЕНА ГОРДОСТИ. НАСКОЛЬКО ОНА ВЫСОКА?

ПРИХОДИЛОСЬ ли вам когда-нибудь общаться с человеком, который сознательно пытался вас унизить? Возможно, кто-то — начальник, администратор, ответственный работник или даже родственник — смотрел на вас свысока и проявлял к вам явное пренебрежение. Какие чувства вы испытывали к этому человеку? Приятно ли вам было иметь с ним дело? Конечно, нет! Почему? Потому что гордость ставит преграды между людьми и разобщает их.

Тот, кем движет гордость, постоянно старается принизить других, таким образом пытаясь показать собственное превосходство. Такой человек редко отзовётся о ком-то с похвалой. Он не преминёт добавить какое-нибудь критическое замечание, например: «Всё бы хорошо, если бы только не такая-то его слабость или такой-то недостаток».

В книге «Золотые мысли, облечённые в серебряные слова» («Thoughts of Gold in Words of Silver») говорится, что гордость — «всепоглощающий порок. Она пагубно влияет на человека, постепенно вытесняя его привлекательные качества». Стоит ли удивляться тому, что рядом с гордым человеком чувствуешь себя неуютно? Ценой гордости нередко становится отсутствие настоящих друзей. «Смиренного же человека любят окружающие — если его смирение искреннее, а не притворное»,— отмечается в той же книге. Эти мысли созвучны тому, что говорит Библия: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).

Хотя гордость отражается на дружеских отношениях и на уважении со стороны окружающих, намного важнее другое: как она влияет на взаимоотношения человека с Богом. Как Бог относится к гордым, высокомерным и самонадеянным? Горд человек или смирен — важно ли это для Бога?

УРОК СМИРЕНИЯ.

Составитель книги Притчей писал под вдохновением Бога: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи 16:18, 19). Случай, произошедший с сирийским военачальником Нееманом, который жил во времена израильского пророка Елисея, подтверждает мудрость этих слов.

Нееман страдал проказой. В поисках исцеления он отправился в Самарию, надеясь, что там его примет сам Елисей. Однако, вопреки ожиданиям Неемана, пророк послал к нему своего слугу, передав через него, чтобы Нееман семь раз омылся в реке Иордан. Нееман был оскорблён таким советом и отношением к себе. Неужели пророк не мог сам выйти и поговорить с ним, вместо того чтобы посылать слугу? Разве сирийские реки уступают Иордану? Гордость Неемана была уязвлена. Как же он поступил? К счастью, мудрый совет помог ему побороть гордость. «Пошёл он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Царств 5:14). Иногда даже небольшое смирение щедро вознаграждается.

ЦЕНА ВЫСОКОМЕРИЯ.

Проявляя гордость, мы не просто упускаем что-то полезное и нужное — цена её бывает намного выше. Есть ещё одна разновидность гордости, которая на греческом языке передаётся словом иврис. Согласно словам специалиста по греческому языку Уильяма Баркли, слово «иврис означает сочетание гордости, высокомерия и презрения с жестокостью; это качество побуждает человека унижать других».

В Библии мы можем найти яркий пример такой гордости. Её проявил Аннон, царь аммонитский. В одном библейском труде говорится следующее: «Давид, помня о доброте, которую проявил к нему Наас, послал своих слуг утешить Аннона в его скорби по умершему отцу. Но князья убедили Аннона, что со стороны Давида это не что иное, как уловка с целью разведать город; и Аннон надругался над слугами Давида, обрив им половину бороды, обрезав наполовину, до бёдер, их одежды, и после этого отослал назад». По словам Баркли, «подобное обращение — яркое проявление иврис. Это было и оскорблением, и надругательством, и публичным унижением» (2 Царств 10:1—5).

Да, гордый человек склонен быть высокомерным, унижать других. Ему доставляет удовольствие бессердечно и жестоко обижать кого-то и злорадствовать, видя, как тот человек страдает от неловкости и унижения. Но если кто-то унижает кого-то или лишает его чувства собственного достоинства, это приносит двойной вред. Такой человек, скорее всего, не только теряет друга, но и приобретает врага.

Разве допустимо христианину проявлять подобного рода гордость, уязвляющую других, если его Учитель велел: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»? (Матфея 7:12; 22:39). Это полностью противоречит всему тому, чему учат Бог и Иисус Христос. По этому поводу Баркли заметил: «Иврис — это такой вид гордости, который побуждает человека ни во что не ставить Бога». Именно такая непомерная гордость говорит: «Нет Бога» (Псалом 13:1). А в Псалме 9:25 написано: «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» Подобная гордость, или высокомерие, отделяет человека не только от друзей и родных, но и от Бога. Поистине высокая цена!

НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ГУБИТЕЛЬНОМУ ВЛИЯНИЮ ГОРДОСТИ.

Гордость многолика: она может возникнуть из-за национализма, расизма, классовых и кастовых различий; предметом гордости может стать образование, материальное благополучие, авторитет или власть. Так или иначе, гордость легко может завладеть человеком и испортить его характер.

Многие производят впечатление смиренных людей, пока имеют дело с равными или с теми, кто занимает более высокое положение. Но что происходит, когда такой, казалось бы смиренный, человек получает власть? Неожиданно он превращается в деспота, отравляющего жизнь тем, кто, как он полагает, стоит ниже его! Такое может произойти, когда кто-то надевает форменную одежду или носит знаки, свидетельствующие о полномочиях, которыми он наделён. Даже служащие государственных учреждений могут проявлять высокомерие по отношению к тем, кто к ним обращается, считая, что люди должны служить им, а не наоборот. Гордость может сделать человека суровым и чёрствым, а смирение — добрым.

Иисус мог бы быть гордым и суровым со своими учениками. Ведь ему, совершенному человеку, Сыну Бога, приходилось иметь дело с несовершенными людьми, импульсивными и нетерпеливыми. Но с каким призывом он обратился к тем, кто его слушал? «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11:28—30).

Стараемся ли мы всегда следовать примеру Иисуса? Или бываем суровыми, непреклонными, деспотичными, строгими, гордыми? Давайте стремиться, подобно Иисусу, поддерживать других, а не вызвать у них чувство подавленности. Давайте не будем поддаваться губительному влиянию гордости.

Но можно ли из всего сказанного заключить, что любая гордость предосудительна?

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И САМОМНЕНИЕ.

Гордость также определяется как «чувство собственного достоинства, самоуважения» («Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова). Иметь чувство собственного достоинства — значит уважать самого себя, то есть считаться с мнением окружающих, а также заботиться о своём внешнем виде и о репутации.

Справедливы слова пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если мы предпочитаем общаться с теми, кто неопрятен, ленив, груб, допускает сквернословие, то станем похожими на них. Их отношение к жизни скажется на нас, и, как и тем людям, нам будет недоставать чувства собственного достоинства.

Конечно, есть и другая крайность — гордость, которая порождает самомнение и тщеславие. Книжники и фарисеи времён Иисуса гордились своими традициями и показным благочестием. Иисус говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих [чтобы казаться более набожными]; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: „учитель! учитель!“» (Матфея 23:5—7).

Гордость в разумных пределах вполне приемлема. Но важно помнить: Бог видит не только то, каким человек старается казаться, но и его сердце (1 Царств 16:7; Иеремия 17:10). Быть праведным в собственных глазах не значит быть праведным с точки зрения Бога. Поэтому встаёт вопрос: как мы можем развивать истинное смирение и избегать гордости, цена которой так велика?


Рецензии