Чемпионат. Выбор члена жюри Льва Щукина
С вами ведущая Елена Чалиева.
Шорт члена жюри Льва Щукина поступил ко мне третьим по счёту. Лев расположил свои комментарии в порядке, обратном его предпочтению, – о лучшем (по его мнению) стихотворении лонга он написал в самом конце. Это как в эстрадном концерте – лучшие артисты завершают концерт, ставя жирную точку.
Итак, шорт и комментарии Льва (имена авторов стихов добавлены ведущей после получения шорта).
Вы знали, что на Олимпийских играх – и древних, и современных – проводились соревнования поэтов? Стало быть, должны существовать и специальные «спортивные» стихи?
Есть обязательная программа и произвольная. Какой-то набор «ученических» элементов в инструментарии поэта, безусловно, должен быть в наличии. Но если автор демонстрирует, экспонирует, «продает» себя – и только, если замысел или вовсе не проглядывается, или сводится к банальности – такие стихи трудно признать зрелыми. «Смотрите – я умею так и еще вот так, знаком с гекзаметром, античной мифологией и поэтикой Бродского, но сказать мне нечего». Подобный автор, при всей своей изощренности, не должен считаться состоявшимся мастером.
А в чем же моя «позитивная часть»? Позволю себе в качестве эталона привести стихотворение Николая Гумилева «Шестое чувство». Не стану его цитировать, оно общеизвестно. Вот где невозможно изъять ни строфы, ни строчки, да что там – ни одной запятой!
Зрелость и лаконизм – основные критерии, которыми я хотел бы руководствоваться. Но – неизбежно примешивается вкусовщина. И с этим я ничего поделать не могу.
Остается добавить, что уровень поданных на конкурс стихотворений весьма высок. Это радует меня, ведь, в некотором смысле и в некоторой части, представленный лонг – это мое зеркало. Я гляжусь в него и отражение мне нравится.
Вот мой выбор:
10 место
№38 Случайное… (Мелвик)
Её я встретил совсем случайно -
На остановке стоял и мёрз.
Она сказала, что я отчаян,
Собравшись ехать в такой мороз.
Сейчас не помнятся все детали:
Как тёр отмёрзшие щёки, нос.
Потом о чём-то мы с ней болтали
И нас автобус куда-то вёз.
А после было тепло квартиры
И сладкий запах её духов.
И все богатства, что были в мире,
Я ей отдать был в тот миг готов.
От чувств пьянило вином незрелым,
Взахлёб читался какой-то стих...
Она, как ангел, в халате белом
Лишь улыбалась, и я затих...
Промчались годы, и память зыбка.
Нахлынет вдруг беспричинно грусть:
Лица не помню - одну улыбку.
И стих запомнился. Наизусть.
__
Вполне обычная история, рассказанная достаточно чисто. Подкупила концовка. Белый халат я бы заменил (в наряде? в светлом?), больницей веет.
9 место
№15 Латании (Екатерина Чаусова)
.......................................«Я в одиночестве на берегу
........................................ Атлантики – своих воспоминаний,
.........................................Которые зачем-то берегу,
.........................................Их в комнате закрыв с кустом латаний.»
.........................................Ламия Аббас Эмара
Раскрыли бархат вееров латании…
Становится рутиной поиск данных.
След, появляясь, тянется на свет…
Прекрасные таинственные страны
лежат в руинах, маются в золе
моих бумажных дум, воспоминаний,
набросков незаконченных… Этюд
не учит, но наращивает грани.
На край Вселенной выйдешь хрусткой ранью
и, в грусть укутавшись, врачуешь раны:
льёшь белый свет, а снежную кутью
меняешь на гроши нездешних знаний,
осколки жизней, что случались с нами…
В гортани – ком.
Пробел времен латая,
хватаю влагу пальцами латаний…
__
Изысканно и красиво. Кутья за гроши, да...
8 место
№8 творение (Дмитрий Куваев)
Не знаешь, как рождаются стихи?
Я расскажу тебе сейчас. В начале
из болтовни словесной шелухи,
услышу, фразу где-то промычали,
она ничья. Она ещё безгласна.
Она пока в бесстишии висит.
Но целиком и полностью согласна
стать телом текста, совершить транзит,
закончить трансформацию и дале,
пройдя метаморфоз непрочный круг,
туда где рифм, созвучий накидали,
туда где смысла нет ещё. Не вдруг
без цели, смело оживает слово,
оно уже не звук, но вещество.
И в совокупности оно уже готово
создать из текста голем, существо,
вдохнуть сознание и красотою
метафор ярких строки наградить.
Пусть дни идут неспешно чередою,
моих стихов нервущаяся нить,
ну, хорошо не нить шпагат пеньковый,
ведёт, чтоб рифмоплётом не прослыть,
куда? Вопрос как небо невесомый
задам Ему. Ответь, куда ж нам плыть?
__
Редкая удача – описать технологию производства без скучных терминов. Автору удалось.
7 место
№21 Давай поедем (Рита Волкова)
Давай поедем летом на озёра,
Бездонные, заросшие травой!
Ты думаешь, июнь ещё не скоро,
А он уже шумит над головой.
Бежит стремглав, отчаянный ребёнок,
Размахивает ветром что есть сил!
Птенцовый голосок его так тонок,
Хоть взрослым он себя вообразил.
Мы ночью на мостках сидеть могли бы,
Ловить в ладони звёздную лузгу.
У самых камышей играет рыба,
И окуни гоняют мелюзгу.
Там розовые воды на закате,
И плавунцы, как горстки шелухи...
Там властвуют озёрные заклятья,
Такие же и пишутся стихи...
Там грозы налетают, будто черти,
Втыкая в воду белые клыки.
Беспечно заигравшиеся дети
Бегут от ливня наперегонки.
Мы, под дождём стремительным намокнув,
Стояли бы, целуясь и смеясь...
...А здесь от ливня защищают окна,
И с летом рвётся призрачная связь.
__
Ах, какой чудный призыв в зачине! И удалось дойти до концовки, не снизив настрой.
6 место
№14 Вожак (Лёля Строптивая)
Весна в дорогу снова позвала,
к родным пенатам, сквозь ветра и ливни.
Я скоро встану во главу угла –
как самый сильный.
Нас гонит в путь по родине тоска,
и каждый раз, сплин клином вышибая,
стремимся ввысь, летим за облака –
мы выше рая.
Когда устану, окажусь без сил,
меня подхватит синергия стаи,
другой вожак возглавит этот клин,
меня спасая.
С небес курлыча, смотрим на людей.
Вперёд, вперёд в любую непогоду.
Вдруг пригодится мудрость журавлей
венцам природы?
__
«Мы выше рая» – вот та самая поэтическая дерзость, по которой узнаёшь поэта, как по когтям – льва! Небольшой недочет – однообразная рифма во второй и третьей строфе.
5 место
№7 Коллекционеры счастья (Бонгард Друидов Чайкин Андрей)
… по любому
Али по иному какому
Наречию неместному
Отправят тебя поближе к дому
Собирать листья, считать цыплят [1],
А потом с Ростральными колоннами рядом
Выстроят вас в расстрельный ряд.
Слышали: «Фараон» уже
X) сел на мель
Y) получил ярлык на царство
Z) прибыл в Марсель [2].
А я прусь [3] по направлению к ванной твоей,
Моя фараонесса, имя твоё пишу на парте [4],
А ты уже пригрела на груди змей:
Одну для себя, одного для меня [5]…
Ты всегда думала обо мне,
Как и я думаю о тебе за секунду [6] до своей смерти,
Твой последний
Гай Юлий Руфий Ларисий Андрейний Марк Антоний Октавиан Цезарион [7]…
Седлай коня
Закончим путешествие на край дня
Селин ад орожку
Посидели, отдохнули и пойдёмте дальше [8]
И с нами
секунда
прошла…
[1] Из времени года счёта цыплят вытекает, что собирать придётся жёлтые листья
[2] Нужное подчеркнуть, ненужное отправить в средства массовой информации
[3] Сам Марсель считал, что правильно не «Прусь», а «Пруст»
[4] Автор не точен: в Древнем Египте письменный стол, объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников, называли клеопарта
[5] Историкам до сих пор достоверно не известно, что это были за змеи, но предположительно: для неё – кобра, для него – Горыныч
[6] Очевидно, что это та самая утраченная секунда, в поисках которой «прётся» герой сноски под номером3
[7] Упомянут последний генетически подтвержденный потомок Капитолийской волчицы
[8] Согласно лингвистической экспертизе, проведённой лингвистическими экспертами, авторство данной строки принадлежит не автору
__
Стихотворение-интертекст. Дерзость иного рода, но оригинальность тоже надо ценить.
4 место
№12 Голубиное (Надежда Новицкая 2)
Как поутру лазурь легка!
Перепоясанная светом,
она, без кроя и лекал,
влилась в изгибы силуэтов
покатых палевых холмов,
стволов, искусно искривлённых,
где вяжет ветер-птицелов
корзины крон, уже зелёных.
Прильнёшь и приголубишь чуть
шершавый бок корично-сладкий
(лоскут от девичьих причуд,
подшитых крестиком к подкладке).
Из звуков — неумолчный гвалт
и трепыхание в глубинах,
из чувств, как сотню лет назад —
печаль неволи голубиной.
Всё та же ниточка к ноге,
как обещанье — после, после,
пичужий неуёмный ген —
и вдаль, и ввысь, где мир разостлан,
как пёстрый гленчек под тобой —
чекань, тачай слова по краю…
и взглядом светится любовь:
«Дитя! Дитя!», слегка вздыхая.
__
Красиво, что тут сказать. Пичужий ген, палевые холмы...
3 место
№4 Рассказ (Александр Быстров 4)
Был рассказ однажды начат (подоплёка неизвестна),
выбран был герой, задача, время действия и место,
взяты реплики и жесты в наилучшей из редакций,
прорисованы сюжеты, обозначены абзацы.
Было действие развито, время было скоротечно,
упомянут гугл и твиттер, годы двигались навстречу
масками на карнавале, улыбаясь или плача,
и героя волновали нерешённые задачи.
Долго ли продлится лето.
Скоро ли наступит осень.
Были заданы ответы и получены вопросы.
О вещах такого сорта не напишут «Книгу знаний»,
и в рассказе были стёрты вопросительные знаки.
Шли события к финалу, главный вывод был неясен,
и сомнение терзало – труд
напрасен
не напрасен
Этот узел был развязан, вычислен из многих прочих
нужный выход, и в рассказе не осталось многоточий.
Стало ясно всё с героем.
В-первых. Во-вторых. И в-третьих.
Сад посажен. Дом построен. Были выращены дети.
Сказаны слова простые. Сделаны дела. Закончен
был рассказ.
И запятые переправлены на точки.
__
Краткий печальный конспект прожитой жизни, изложенный легкомысленным ямбом. Это несоответствие дает интересный эффект. Над строчкой четвертой с конца я бы еще подумал.
2 место
№50 моя (Саша Сикирина)
не нарушить криком глухую тишь
не пробить кайлом ледяную твердь
из угла шмыгнёт показалось мышь
оказалось смерть
из яйца иголку добудь сынок
и тоску как нить сквозь ушко продень
наступает ночь и рыбак у ног
отрезает тень
на рассвете в комнате голубой
аромат накрахмаленного белья
что отдашь чтоб не чувствовать эту боль
не отдам
моя
__
Такое я люблю, когда много глаголов! Это создает ощущение силы, прочтешь и запомнишь надолго.
1 место
№11 Степное (Ленна Жук)
Бескраен взор, куда хватает дали...
Расчертит горизонт прямой чертой
души моей привычный непокой,
и рваные края зеленой шали,
как майскую траву родных степей,
растреплет ветер, волю дав рукам,
пьянящим разнотравьем по губам
едва коснувшись. Наливай и пей
полынный воздух, собранный в букет
вина такого, что хмелеешь сразу,
до забытья, до чёртиков, до пауз,
на сотни миллионов зим и лет
молчанья… А похмельною весной,
святой воды из арыка б напиться…
и будет безначальностью стелиться,
расшитый клевером ковёр степной.
И будут петь шагреневые горы,
о том, как бесконечно долог век,
как глух и нем бывает человек,
что есть конец бескрайности просторов,
как одуванчик, юн и желторот,
былинкой зыбкой на ветру качаясь,
вдруг пухом обратится и растает,
он жизнь свою отважно отдаёт
девчонке синеглазой на потеху,
что, заливаясь колокольным смехом,
играючи, подует
и сорвёт…
__
«Наша жизнь – ромашка в поле...» Наполненная чувствами и ароматами исповедь полезной былинки. Божественно красиво.
Шорт-лист:
1 место. №11 Степное
2 место. №50 моя
3 место. №4 Рассказ
4 место. №12 Голубиное
5 место. №7 Коллекционеры счастья
6 место. №14 Вожак
7 место. №21 Давай поедем
8 место. №8 творение
9 место. №15 Латании
10 место. №38 Случайное…
Свидетельство о публикации №124052202926
Лев,
примите пожалуйста мою особую признательность за "Латании"!
Это самое юное стихотворение на момент подачи, с пылу с жару. Писала для другого проекта, но там время еще терпит, решила поддержать Чемпионат) Тоже не конкурсное, сонет, да еще со специфическим восточным уклоном, на три рифмы, эдакая аномально опрокинутая газель (АвАвАсАААсАААА) Такое нормальные люди на конкурс не дают)))
Тем ценнее Ваш выбор! Спасибо
Лен, тебе еще раз - за твой энтузазизьм. Я ведь не собираалась участвовать, ты знаешь. Только твоя заслуга!
Екатерина Чаусова 23.05.2024 17:35 Заявить о нарушении
Екатерина Чаусова 23.05.2024 17:34 Заявить о нарушении