Чемпионат. Выбор члена жюри Чен Кима

Дорогие участники и болельщики Чемпионата «Стихирские звёзды – весна 2024»!

С вами ведущая Елена Чалиева.

Начинаю публиковать шесть шорт-листов жюри Чемпионата в порядке их поступления ко мне. Первым свой шорт прислал Чен Ким. Тем не менее, он – единственный из состава жюри, кто дал свои краткие комментарии ко всем без исключения произведениям лонга. Остальные члены жюри свои комментарии дали по тем стихам, которые они выбрали. Каждый судья сам решал, как ему поступить: то ли дать очень краткие пояснения к полусотне стихов (а подробные дать не получится при таком количестве), то ли остановиться подробнее на десяти выбранных произведениях. Всё же хорошо, что Чен выбрал первый вариант, уделив пусть немного внимания, но каждому стихотворению.

Итак, шорт и комментарии Чена (имена авторов стихов добавлены ведущей после получения шорта).


СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ (ЛОНГ)


№1 *** (Сергей Мотылев)

Голубеет небо над рекой,
Облака сегодня редки.
Мальчик ходит по воде босой,
Ловит рыбу первой сеткой.

Рыбка точно будет золотой,
Засверкает цветом нежным,
Вдарит сильно по щеке хвостом,
Подмигнёт, даря надежду.

Заплетая волны в узелки,
Уплывёт на дно царица,
У кисельных берегов реки.
В ил залезет, притаится.

На границе неба и мечты
Прячется красивый шарик.
Вереница бабочек летит
Первую любовь исправить.

Огоньки надежды над рекой.
Замирает сердце редко.
К лодке тихо подошла  босой
Девочка, его соседка.
==========
Ну, конечно же все сразу вспомнили дворовое детство и как старшие пацаны вечером у теннисного стола жалостливыми голосами пели «Иволгу». А девочки, которые с ними гуляли, прижимались к ним покрепче…)))
Автору спасибо за абсолютное попадание в мое личное воспоминание.
==========


№2 Стихотворение снято с конкурса
 ===========
Ну снято значит снято)
============


№3 Ну какая же Божья весна! (Сеня Протуберанцев)

Нынче разом с зимы навалились
Грусть-печаль, трабл-сплин и хандра.
Как лечиться, скажите на милость,
Чтоб в апреле кричалось "ура"?
Что ль сходить побуянить на речку,
Да и вербы букет наломать.
Хоть весной помоги человечку
Снять унылость Небесная Мать.

Я назло не надену калоши,
Как обычно, себе самому,
Но зато подростковые клёши
Будут в вербном пушистом дыму.
Я глазами напьюсь фиолета,
Закушу чуть седой желтизной -
И прилягу на берег до лета,
Ни к чему мне навязчивый зной.

Да про что я? Пора хулиганить!
Только верба до слёз хороша -
Крутит грусть в пожилом бандюгане
Без какого-нибудь барыша.
В небесах облаков бутерброды:
Сверху солнце, а снизу дождец -
До чего ж хорошо от природы
На душе, значит снова жилец.

На воде есть дорожка до храма,
Если речку пройти поперёк -
Влёт по солнечным зайчикам, прямо:
Я сегодня бесплотный царёк.
Скаты крыш цвета розовый ирис,
Стали круче от вешних лучей,
На трезвон купола навострились,
Как пучок златопузых свечей.

Солнце жгут колокольные звуки!
Расплескав в блики тропку свою,
Я обмыл в тёплых зайчиках руки
И припав к стану вербы, стою!
Как щепоть колготится из жмени,
Я на ощупь внезапно узнал...
Есть душа и во мне, шоумене:
Ну какая же Божья весна!

============
Очень понятно какое настроение автор вкладывал в стихотворение.
Но для некоторой такой залихватской эмоции не хватило, мне кажется, точности и простоты слова. Появились не очень точные где-то «ради рифмы», где-то просто ради интересничанья, - слова. Ну вот  – «дождец», «трабл-сплин» (трудно читается. Вслух, наверное, еще сложней), уменьшительные суффиксы лишь для рифмовки (дают кстати совсем другой эффект, чем ожидалось) – «поперёк – царёк» и уж совсем ради рифмы-рифмы «жмени – шоумене». Мне кажется такая смесь – это не смычка села и города, а просто неудачно, наскоро подобранная рифмованная связка, которая создает эффект плохо скрепленной конструкции.
В общем посыл стихотворения понятен, но есть ощущение какой-то неаккуратности что ли, от которой порою стихотворения оживают (да-да!). Но здесь, к сожалению, оживить стих не удалось. Лоскутки не сшились в общий рисунок.
==============



№4 Рассказ (Александр Быстров 4)

Был рассказ однажды начат (подоплёка неизвестна),
выбран был герой, задача, время действия и место,
взяты реплики и жесты в наилучшей из редакций,
прорисованы сюжеты, обозначены абзацы.

Было действие развито, время было скоротечно,
упомянут гугл и твиттер, годы двигались навстречу
масками на карнавале, улыбаясь или плача,
и героя волновали нерешённые задачи.

Долго ли продлится лето.
Скоро ли наступит осень.
Были заданы ответы и получены вопросы.
О вещах такого сорта не напишут «Книгу знаний»,
и в рассказе были стёрты вопросительные знаки.

Шли события к финалу, главный вывод был неясен,
и сомнение терзало – труд
напрасен
не напрасен
Этот узел был развязан, вычислен из многих прочих
нужный выход, и в рассказе не осталось многоточий.

Стало ясно всё с героем.
В-первых. Во-вторых. И в-третьих.
Сад посажен. Дом построен. Были выращены дети.
Сказаны слова простые. Сделаны дела. Закончен
был рассказ.
И запятые переправлены на точки.

=========
Стихотворение вроде бы «от ума» написано. Т.е. сконструировано  под некую концепцию. Такие стихи на самом деле сложны в реализации. Тут автору удалось удержать от начала до конца тему «книга жизни». При этом книга не авантюрная и увлекательная, а довольно-таки скучная, обыденная… Такая какую большинство из нас и пишет всю жизнь. И эта нотка обобщения, и то, что ты понимаешь – это все и о тебе. Это ты пишешь свою скучную книжку – эта мысль заставляет прочесть стихотворение еще раз. Я прочел три раза.
=======



№5 Храни её, Господь, в своих ладонях (Андрей Кривошей)


Храни её от зависти людской,
и от колючих взглядов посторонних.
Храни её предутренний покой,
храни её, Господь, в своих ладонях.

Храни её лучистый взгляд от слёз,
храни от тех, кто навсегда испорчен.
И сердце от безумных бурь и гроз,
и душу от кровавых червоточин.

Храни её от жизненных невзгод,
от тени набежавшего ненастья.
Храни её, Господь, из года в год.
Не дай отнять её частичку счастья!

Храни её непринуждённый смех
от гвалта стай бесчисленных вороньих.
Храни её, Господь, от всех "не тех".
Не разжимай, молю тебя, ладони!

Прости мне эти скудные стихи...
Храни её от разочарованья,
а я отвечу за её грехи.
За все её грехи. Без покаянья!

=======
Стихотворение такое прям Цветаевское что ли…
Такая вторичность – она даже лестна.
Немного не догнал я в последней строке про «без покаянья». Это просто рифма поймалась? Или в этом спрятан некий смысл.
Но это моя необразованность (в библейском смысле).
========



№6 Анонимность (Юлия Ковале)

Слова стальные анонимностью
Свободой сытые вполне.
И добродушием, и личностью...
Идут бродить по целине.

Никем непаханое прошлое
Скулит под плугом смысловым.
Переворачивая пошлое...
Ещё хватает всем воды

В безликости желаний омута.
Пусть дятел на суку троит;
Кукушка, с поводом без повода,
Своим ку удовлетворит

Года без ласкового имени...
А кто-то всё равно поймёт -
Слова бывают нормативные,
Ненармотивные - помёт.

В пылу подобных удобрений
Родятся правильные пни.
Но в гущу тех месторождений
Без анонимности иди.

=======
Простой посыл стихотворения, про поруганное прошлое понятен.
И этот простой посыл вдруг оказался затемнен стихотворной формою. Т.е. по сути – текст прозаический, но облеченный в стихотворную форму он становится каким-то корявым что ли… Т.е. непонятно зачем это было нужно рифмовать.
======



№7 Коллекционеры счастья (Бонгард Друидов Чайкин Андрей)

 
… по любому
Али по иному какому
Наречию неместному
Отправят тебя поближе к дому
Собирать листья, считать цыплят [1],
А потом с Ростральными колоннами рядом
Выстроят вас в расстрельный ряд.
Слышали: «Фараон» уже
X) сел на мель
Y) получил ярлык на царство
Z) прибыл в Марсель [2].
А я прусь [3] по направлению к ванной твоей,
Моя фараонесса, имя твоё пишу на парте [4],
А ты уже пригрела на груди змей:
Одну для себя, одного для меня [5]…
Ты всегда думала обо мне,
Как и я думаю о тебе за секунду [6] до своей смерти,
Твой последний
Гай Юлий Руфий Ларисий Андрейний Марк Антоний Октавиан Цезарион [7]…
Седлай коня
Закончим путешествие на край дня
Селин ад орожку
Посидели, отдохнули и пойдёмте дальше [8]
И с нами
секунда
прошла…

[1] Из времени года счёта цыплят вытекает, что собирать придётся жёлтые листья
[2] Нужное подчеркнуть, ненужное отправить в средства массовой информации
[3] Сам Марсель считал, что правильно не «Прусь», а «Пруст»
[4] Автор не точен: в Древнем Египте письменный стол, объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников, называли клеопарта
[5] Историкам до сих пор достоверно не известно, что это были за змеи, но предположительно: для неё – кобра, для него – Горыныч
[6] Очевидно, что это та самая утраченная секунда, в поисках которой «прётся» герой сноски под номером3
[7] Упомянут последний генетически подтвержденный потомок Капитолийской волчицы
[8] Согласно лингвистической экспертизе, проведённой лингвистическими экспертами, авторство данной строки принадлежит не автору

==========
Совершенно игровое стихотворение. Такой вот любопытный и остроумный пазл. Предполагаю, что с автором приятно выпить и поговорить.
И пожалуй, не дай бог, попасться ему на язычок.
==============


№8 творение (Дмитрий Куваев)

Не знаешь, как рождаются стихи?
Я расскажу тебе сейчас. В начале
из болтовни словесной шелухи,
услышу, фразу где-то промычали,
она ничья. Она ещё безгласна.
Она пока в бесстишии висит.
Но целиком и полностью согласна
стать телом текста, совершить транзит,
закончить трансформацию и дале,
пройдя метаморфоз непрочный круг,
туда где рифм, созвучий накидали,
туда где смысла нет ещё. Не вдруг
без цели, смело оживает слово,
оно уже не звук, но вещество.
И в совокупности оно уже готово
создать из текста голем, существо,
вдохнуть сознание и красотою
метафор ярких строки наградить.
Пусть дни идут неспешно чередою,
моих стихов нервущаяся нить,
ну, хорошо не нить шпагат пеньковый,
ведёт, чтоб рифмоплётом не прослыть,
куда? Вопрос как небо невесомый
задам Ему. Ответь, куда ж нам плыть?

========
Тема не новая – «когда б вы знали из какого сора…». Эта известная мысль, к сожалению, обросла множеством лишних слов, которые отвлекают, не дают стихотворению прозрачной чистоты что ли… Оно обросло лишними словами как днище корабля ракушками. И плыть ему из-за этого тяжелее… А начало очень хорошее. Такое прям вот как надо. Это трудное и редкое умение – правильно начать.
========


№9 Адамы (Арина Яковлева)
 
Вот - римлянин, а этот - камчадал
А этот вышел из ночного клуба
И каждый вещь по-своему назвал
И речь свою с тех пор несёт сугубо
 
Соседями по клеткам и дворам
Встречаются в подъездах и спортзалах
Но все под именем одним - Адам -
Грызутся в поэтических подвалах

=========
Милое короткое стихотворение. Не понял правда при чем здесь поэтические подвалы. И при чем здесь Адам… И в общем не очень понятно зачем это стихотворение появилось. Оно как будто бы некий рифмованный ответ в игре в буриме. Если так, то его появление оправдано.
=========


№10 Стихотворение снято с конкурса
========
Ну снято и снято. Всем спасибо, все свободны)))
========



№11 Степное (Ленна Жук)


Бескраен взор, куда хватает дали...
Расчертит горизонт прямой чертой
души моей привычный непокой,
и рваные края зеленой шали,
как майскую траву родных степей,
растреплет ветер, волю дав рукам,
пьянящим разнотравьем по губам
едва коснувшись. Наливай и пей
полынный воздух, собранный в букет
вина такого, что хмелеешь сразу,
до забытья, до чёртиков, до пауз,
на сотни миллионов зим и лет
молчанья… А похмельною весной,
святой воды из арыка б напиться…
и будет безначальностью стелиться,
расшитый клевером ковёр степной.
И будут петь шагреневые горы,
о том, как бесконечно долог век,
как глух и нем бывает человек,
что есть конец бескрайности просторов,
как одуванчик, юн и желторот,
былинкой зыбкой на ветру качаясь,
вдруг пухом обратится и растает,
он жизнь свою отважно отдаёт
девчонке синеглазой на потеху,
что, заливаясь колокольным смехом,
играючи, подует
и сорвёт…
======
Красивое, по настоящему какое-то степное стихотворение. Не очень я догнал смещение ударения в слове «арыкА», но может быть настоящий степняки так его и произносят.
======


№12 Голубиное (Надежда Новицкая 2)


Как поутру лазурь легка!
Перепоясанная светом,
она, без кроя и лекал,
влилась в изгибы силуэтов
покатых палевых холмов,
стволов, искусно искривлённых,
где вяжет ветер-птицелов
корзины крон, уже зелёных.

Прильнёшь и приголубишь чуть
шершавый бок корично-сладкий
(лоскут от девичьих причуд,
подшитых крестиком к подкладке).
Из звуков — неумолчный гвалт
и трепыхание в глубинах,
из чувств, как сотню лет назад —
печаль неволи голубиной.

Всё та же ниточка к ноге,
как обещанье — после, после,
пичужий неуёмный ген —
и вдаль, и ввысь, где мир разостлан,
как пёстрый гленчек под тобой —
чекань, тачай слова по краю…
и взглядом светится любовь:
«Дитя! Дитя!», слегка вздыхая.

======
Не пойму чем меня зацепило это стихотворение… Наверное тем, что это действительно – стихотворение.
В нем есть таинственная прелесть журчащего колдовского  заговора. А уж последняя строка – восторг.
=======



№13 О музыке (Надежда Новицкая 2)


«У меня с музыкой давние контры».
                Вл. Маяковский.

— «Вы возражаете,
как будто воз рожаете»,
слух утопив
в плюше потёртых кресел,
не трусьте, товарищ,
в новую эру пожалуйте,
чтоб с нафталинных муз
не скрести плесень.
Гимны и оперы — прочь,
в оркестровую яму —
скрипки, тромбоны
и пыльных роялей груз,
я — дирижёр,
запрещаю минорные гаммы,
томность амурную
и соловьиную грусть.
Вам слово сегодня,
рабочие песни,
бравурные марши
крутых барабанов и рифм,
пусть небо линялое
молнией треснет,
и воздух
холодным дыханием выветрит.
Пусть солнце,
взойдя над бездной потопа,
выжжет до корня
павлинье и многохамое*,
и громоустый*
оркестр АгитПропа
перепоёт а-капелла Адамово!

А после концерта большой,
неуклюжий,
упрямо и зло, как стальной пароход,
будет сырые асфальты утюжить
в поисках лучших нот.

Но лишь зазвенят жестяные флейты,
сливая закат в переулок мусорный,
вспомнит парижское серое лето
и зарыдает над этой музыкой…

*неологизмы Маяковского.
========
Бывают копии картин достойные первоисточника. Эта игровая штучка получилась очень  даже.
Хотя конечно сноски эти – я не люблю)
========


№14 Вожак (Лёля Строптивая)

Весна в дорогу снова позвала,
к родным пенатам, сквозь ветра и ливни.
Я скоро встану во главу угла –
как самый сильный.

Нас гонит в путь по родине тоска,
и каждый раз, сплин клином вышибая,
стремимся ввысь, летим за облака –
мы выше рая.

Когда устану, окажусь без сил,
меня подхватит синергия стаи,
другой вожак возглавит этот клин,
меня спасая.

С небес курлыча, смотрим на людей.
Вперёд, вперёд в любую непогоду.
Вдруг пригодится мудрость журавлей
венцам природы?

=======
Крепкое на мой взгляд стихотворение. Чуточку напрягли «сплин клином» и слово «синергия».
=======



№15 Латании (Екатерина Чаусова)


.......................................«Я в одиночестве на берегу
........................................ Атлантики – своих воспоминаний,
.........................................Которые зачем-то берегу,
.........................................Их в комнате закрыв с кустом латаний.»
.........................................Ламия Аббас Эмара

Раскрыли бархат вееров латании…

Становится рутиной поиск данных.
След, появляясь, тянется на свет…
Прекрасные таинственные страны
лежат в руинах, маются в золе
моих бумажных дум, воспоминаний,
набросков незаконченных… Этюд
не учит, но наращивает грани.
На край Вселенной выйдешь хрусткой ранью
и, в грусть укутавшись, врачуешь раны:
льёшь белый свет, а снежную кутью
меняешь на гроши нездешних знаний,
осколки жизней, что случались с нами…

В гортани – ком.
Пробел времен латая,
хватаю влагу пальцами латаний…

=====
Тонкое и этим лестное для читателя стихотворение.
«Хрусткой ранью» смотрится немного чужеродно. Но это мелочи.
====

№16 За горизонт (Сергей Смицких)

Кто-то большой посадил   солнце на крышу дома,
А может, оно само   присело туда отдохнуть.
Ведь может, его давно   уже одолела истома,
И хочет оно,   и хочет оно   за горизонтом заснуть.

Что оно видит там,   за этой далёкой чертою?
Хотя бы одним глазком   я тоже взглянуть хочу.
Как вырасту сам большой,   ракету тогда построю,
И за горизонт,   и за горизонт,   и за горизонт полечу!

Встретятся мне тогда   далёкие дивные земли,
Морской голубой простор   и много седых вершин,
Старинные города,   в которых история дремлет,
И все имена,   и все имена   великих могучих мужчин.

Мне бы таким же стать:   известным и очень сильным.
Эх! Мне бы найти закон   всемирной людской доброты,
Чтоб не было в мире войн,   чтоб не было в мире насилья,
Чтоб дружно жил я,   чтоб дружно жил он,   чтоб все: мы, они, вы и ты!

==========
Я люблю всякое такое по космической тематике. Но здесь ракета не сработала. Получился полет в пределах земной атмосферы. Силу тяготения преодолеть не удалось. Вернее ракета мелькнула, но все картинки – они в пределах высоты в 5 тысяч метров. Что тоже очень даже неплохо.
==========



№17 Черёмуха (Татьяна Воронова 6)


Хромает туч побитый взвод,
Верхушки тополей ломая...
Ещё не май - но пахнет маем:
Тревогой вечер отдаёт.

Черёмух ранних желтизна
Мерцает в сумерках у дома, -
И притворилась незнакомой
Не в срок пришедшая весна.

Ей тихий слышится упрёк
В недоумении цветочниц;
Она сама не скажет точно,
Кто потревожил, сбил, увлёк,

Кто спутал рифму и сезон...
А между тем - не зная цели -
Цветёт черемуха в апреле,
И холодеет горизонт.

======
«Еще не май – но пахнет маем» - прекрасно. Спасибо автору. Вообще очень точное стихотворение. Практически без лишних слов и ненужных смысловых зигзагов.
=======

№18 В створках времени (Вера Да Юра)


Волны катятся к суше,
а года в никуда...
Может, в створки ракушек
время прячет года.
Мы бредём в неизвестность
вдоль по кромке судьбы,
на песке, словно фрески,
высыхают следы.
Под распахнутым небом
вечна только вода,
исчезают бесследно
все следы навсегда,
но останется с нами
сериал о былом -
брызги воспоминаний
и раскаяний шторм.
Ничего не изменишь,
и причин не узнать -
на морской белой пене
невозможно гадать.
Возвращаюсь домой я,
вновь ответ не найдя...
Просто в шуме прибоя,
легче слушать себя.

========
Мне нравится, когда используются простые легкие рифмы. Вот такой я примитивный человек. Но так уж устроен мой слух. И тем жальче, что в последних строках шершавая, плохо монтирующаяся рифма «не найдя – себя».
========

№19 Время, в которое мы живём (Юрий Рехтер)

Время, в которое мы живём,
Кажется, скучным, не романтичным,
Нет ожидания сказки в нём,
Очарования и величья.

Дело другое - ушедший век:
Хемингуэй, Фицджеральд, Пикассо,
Где на полотнах струится свет,
В книгах - любви колдовские пассы.

Обворожителен старый мир,
Будто и нет никакой причины
Ни для отчаяния, ни для дыр
В чудном пейзаже мирской картины.

Только об этом те могут знать,
Кто непосредственно жил в клоаке
Прошлых годов: бедняки и знать,
Те, кто любил и страдал, и плакал,

Через себя пропустив тогда
Всё электричество мук и бдений,
Войн, эпидемий, боёв и плах,
Взлётов, депрессий и сновидений.

Так и прожили свой век они,
Истины суть добывая в спорах,
Время стекало, плавились дни,
Как на картинах у Сальвадора.

Те, кто бесился, те, кто молчал,
Жили в полотнах, строках и книгах,
В нотах и всех началах начал,
Прямо к потомкам оттуда спрыгнув.

Это не каждый может понять,
Сразу искусства раскрыв задачу,
Видится очень надёжной гать,
Только провалы в болото прячет.

И не видна та былая жуть,
Где непрерывно страдает гений,
Кажется, пройденный ими путь
Нам не трясиной, а наслажденьем.

Но на любой пробежавший век
Время свою налагает долю
И благолепный искусства свет
Здесь никакой не играет роли.

========
Рассуждательное стихотворение. Но все рассуждение крутится вокруг простого (но крайне важного!) посыла – про  несовпадение реальности и мифа. Мне кажется, что для стихотворения этого было бы полезно подсократиться. Оно стало бы прозрачней, точнее… Ему чуточку не хватает стержня, чтобы удержать  такую массу (размер его).
========

№20 Чёртово колесо (Марина Быстрова-Докс)

Это чёртово колесо
То до неба взлетит, то ухнет
Вниз, на шее сдавив лассо,
И мечта превратится в рухлядь.

То вскарабкается опять,
И замрёт в бесконечном миге,
А потом всколыхнётся рать,
Будто «Шествие гномов» Грига.*

И пойдёт напролом крушить
Неудачи, бугры, препоны,
И откуда возьмётся прыть
Расстрелять чуть не все патроны?

Этим чёртовым колесом
Перемелются «ини-яни»,
И в музее «Мадам Тюссо»
Их тревожить никто не станет.

*Э.Григ «Шествие гномов» (муз).

==========
Хорошее стихотворение. Про ухабистость жизни). Но мне показалось, что каждая строфа, как бы чуточку поспешна что ли… Т.е. любую из последних трех строф можно поменять местами. Стал это пробовать и довольно любопытно получилось – стихотворение обретает другой смысл. Например если третью строфу поставить в конец, а четвертую на ее (третье) место.)))
А вторую про Грига – вообще выбросить) Автор – не убивайте меня! Стихотворение правда хорошее.
==========



№21 Давай поедем (Рита Волкова)

Давай поедем летом на озёра,
Бездонные, заросшие травой!
Ты думаешь, июнь ещё не скоро,
А он уже шумит над головой.

Бежит стремглав, отчаянный ребёнок,
Размахивает ветром что есть сил!
Птенцовый голосок его так тонок,
Хоть взрослым он себя вообразил.

Мы ночью на мостках сидеть могли бы,
Ловить в ладони звёздную лузгу.
У самых камышей играет рыба,
И окуни гоняют мелюзгу.

Там розовые воды на закате,
И плавунцы, как горстки шелухи...
Там властвуют озёрные заклятья,
Такие же и пишутся стихи...

Там грозы налетают, будто черти,
Втыкая в воду белые клыки.
Беспечно заигравшиеся дети
Бегут от ливня наперегонки.

Мы, под дождём стремительным намокнув,
Стояли бы, целуясь и смеясь...
...А здесь от ливня защищают окна,
И  с летом рвётся призрачная связь.

=====
Все так. Романтическое стихотворение очень ловко уворачивается от сантиментов последними двумя строками.
Очень красивый поворот.
=====

№22 Качели (Жанна Лебедева)

Пожалуйста, больше не надо
любви и тебя.
Ты – вздорный,
занозно-подвздошный.
Притянешь к себе,
оттолкнешь от себя,
качели все выше и выше.
Был горизонтом,
стал птицей на крыше.

Сомнений и призрачных
дней
под сердцем тревога.
На сердце застыла печать,
за сердцем дорога-дорога.

Оставь все как есть.
Не поглажено платье.
В ушедшем составе –
поломка.
На рельсах раскрыта
в линейку тетрадь.
Мне каждую ночь
постель тебе стлать.
Кричат альбатросы и грифы
бесчеловечно и громко.

Ты рядом –
и топится грусть
в кофейной надтреснутой чашке.
Не рядом –
пульсирует, бьется в руках
на чашке
финифть черепашки.

=====
Про любовь трудно писать. И здесь через простые бытовые детали это удалось автору
Спасибо.
======


№23 Хор (Ирина Полюшко)


Припевом даль времён звучит и ширится куплетом.
Хор, на скамейке сидючи и с личным табуретом,
Поёт, как на завалинке, про радости мирские.
Бабули были сельские, а нынче — городские.

За хлебом до «Пятёрочки», от телика — до койки.
Но, кажется, Бурёнушка спешит к вечерней дойке,
Да куры не накормлены, да грядки не политы.
Планеты не настроены на новые орбиты.

Пестрят платки цветочные и белые с узором.
Уходит ясно солнышко, не внемля уговорам.
От ветра понимающе и ласково кивают
Покрышечные лебеди седыми головами.

Из алого в багряное метнулось предзакатье.
Жаль, стала память рваною, как старенькое платье.
Немало вёсен прожито. Трудились и рожали.
Вели, как и положено, бои за урожаи.

Закончены баталии, напрядены все нити.
С невиданной Анталии внучок везёт магнитик.
А хор поёт размеренно, а музыка всё длится,
Чтоб каждый мог заслушаться и низко поклониться.

======
Хорошо получилось. Просто и хорошо.
Вот как надо.
Один мой понимающий в музыке знакомы говорит, что хоровое пение избавляет от страха смерти.
Это хорошо ухвачено автором стихотворения.
======


 №24 Бродила осень (Небо Трои)


Когда ломались с треском корабли
на мелях сентября, а ветер злился
и брызгами солёными пылил
на наши, в солнечном загаре лета, лица,
когда, гремя последнею грозой,
закат, ворча, тянулся над холмами,
бродила осень женщиной босой
по мёртвым лепесткам июньских маков.
Вбивали клинья в небо журавли,
курлыканьем прощальным переполнясь.
На мокрых стыках  грохотал вдали,
расставшись с бабьим летом, скорый поезд.
Бледнел рассвет и багровел закат,
темней и строже становились тени,
и лампа солнца в жалких тридцать ватт
не согревала круглые колени
стыдливой осени, чей охряной наряд
мелькал среди задумавшихся елей.
Мне падала на лоб тугая прядь,
и щёки по-брусничному горели.
А ветер злился, листья вороша,
бросался оземь охладевшим телом.
Меня ты крепко за руку держал -
чтоб с журавлями я не улетела.

======
Я редко радуюсь утонченной красоте. В моем арсенале преобладает довольно простой взгляд на мир.
Но это красивое стихотворение меня победило. Просто своей красотой. Вот так, товарищи, бывает…
=======


№25 Хранитель упавшей звезды (Олег Соглобов)

Здравствуй, хранитель упавшей звезды, светлячок-
Всех восхищает твоё лучезарное чудо,
В платье, плетеном из тонкого звёздного джута,
Светит она, если свой отворишь сундучок.
 
Звёзды, вдохнувшие ночь, начинают парад,
Блещет твоя подопечная - тень зодиака.
Важно поправив два борта суконного фрака,
Легкой былинкой  росинок ты выстроишь  ряд,
 
Звёздной мелодии ноты собрав на листы
Ветром склонёного клевера, всем на удачу.
Ритмом небесным  мгновенно всецело захвачен,
Гимны напишешь при свете хранимой звезды.
 
Утром все звёзды пожаром потушит  восход.
Солнце осушит глазастые капельки-ноты.
Спит светлячок, сочинитель мелодий природы,
Новой волшебной ночи ожидая приход.

========
Давно не видел светлячков. Вообще. Лет 40 точно.
Спасибо автору напомнил.
Стихотворение немного похоже на детский мультфильм, что конечно же очень хорошо.
=======

№26 Западный ветер (Александр Анатольевич Андреев)

Западный ветер
Перебирает тонкими пальцами
Пряди твоих волос,
Слизывает
Капли дождя
С восхитительной шеи.
Завтра он снова придёт за добычей,
Западный ветер…

======
Ну так-то да…
Япона мама…
====

№27 Тени Переделкина (Екатерина Чаусова)

«Так пахли прописи дворян о равенстве и братстве.»
Б. Пастернак, «Лето»,1917
«Смерти не будет» – надпись Б.П. из книги Откровение на обложке «Доктор Живаго».


Мой посёлок – не Писательский, – Чоботы!
Но уютны оба, – вовсе не чопорны.
И метро не ходит к нам, в Переделкино.
Только ходики. И те – переделаны.

Гири виснут, тянут время… Да что ему
панегирики – былому дотошному, –
«Смерти нет», покуда память – картинками.
На стене тихонько ходики тинькают.

Пробегает в суете настоящее.
Тени сосен и берёз – звероящеры.

По проселочной Лесной, вниз – к источнику:
может правда он Святой? Ржавы, в точечку
тростники, вода зато –
животворная:
ах, сквозь время бы – в затон…
Вижу двор, и я –
из «вигвама» – Фенимора творение:
мамин старенький халат – в оперении!

Расправляю два крыла в лето вечное:
в огороде – пастернак, огуречники;
Сад, где сотни зорких глаз смотрят вишнями.
Выбирают времена люди «лишние»…

Платья смутный силуэт с лёгким вырезом.
Утро, старых сепий след в жёлтых ирисах…
И – дворовее дворян, – тех – до вырубки,
тени предков говорят, –
мы – их выкройки.

Годы горбятся, дороги с прорехами.
Заблудились или мимо проехали?
Вечереет: зорька в ласковом мареве…

— Здравствуй, Борька!
А махнём на Самаринский*?

______________________________
*Самаринский пруд в Переделкине – по названию усадьбы Самариных в Измалкове-Передельцах ( Д. Самарин - прототип Ю.Живаго) В 1933 г. там появляется «Городок писателей»

======
Познавательно. Можно было не рифмовать
=======



№28 Где цветы? (Эмма Шварц)

Где цветы? Где цветы? Где цветы? Где цветы?
Там, где шла босиком по прогалинам ты,
Там, где таяла смерть от любви теплоты,
Там, где рыщут сейчас времена темноты.
Времена темноты -
Перемен времена...
До цветов ли? "Конечно!" - ответит весна.
А пока постарайся сама угадать,
Где придется тебе оставаться и ждать?
Где проклюнется слабая жизни трава?
С кем окажешься вдруг абсолютно права?
А пока, а пока, а пока, а пока
Под сугробами дышит устало пурга.
А пока под сугробами спят имена.
"Не нужна!" - повторяют тебе, - "Не нужна!"
"Не нежна? Не нежна,
Не она? Не она" -
Времена беспробудного тёмного сна
Предлагают ответ. Но другой знаешь ты
И цветы, и цветы, и цветы, и цветы...

======
Очень похоже на заготовку эстрадной песни.
Песенные стихи это отдельная история. И очень даже сложная.
Автору удался песенный вариант. На мой взгляд
=======


№29 *** («Вытаращил глазищи жёлтые») (Борис Балицкий)

Вытаращил глазищи жёлтые,
лАпищи раскОгтил,
в пасти розовой влажно клыки белеют,
алый язык дрожит
шипенье вибрируя,
дышит мех золотой.
Котёнок.

======
Задуманное как неожиданное и контрастное – стихотворение оправдало намерения автора.
Все срослось. Рифмы нет и не надо. Это же японское стихотворение?
=====

№30 *** («Маяковский – 4 fortissimo») (Борис Балицкий)

Маяковский – 4 fortissimo.
  Его читать – экзекуция.
    Сломаешь язык,
      мозги свернёшь,
         если не брат
                Конфуция.
Претили его понты -
     пальцы веером
          и бычья
              кичливость.
Эго моим
      была выбрана
            есенинская
                сопливость.
В библиотеке
      родителей
           выискал
                зорким оком:
про суку,
   очередь кобелей,
         с текущим
             по мордам соком.
Время не лекарь.
       Время - палач,
              рубящий
                без жалости,
в сухом остатке
       с тобой и в тебе -
              бесценные
                малости.
Я извиняюсь перед В.В.
     за глупость
          отроческую,
                максимализм.
Лишь потому,
    что с бульдозерной
         яростью
             он славил
                патриотизм.

======
Довольно нарочитое по смыслам стихотворение. Хотя формально вроде все получилось.
======


№31 Когда с тобой (Лёля Строптивая)

Когда с тобой мы на одной волне,
мне дождь и слякоть нравятся вполне.
Мне хочется шутить и громко петь,
пусть оба уха отдавил медведь.
Полно проблем? Какая ерунда!
Они уйдут, они – не навсегда.

Когда с тобой мы на одной волне,
я даже забываю о войне…

=====
«Когда простым и нежным взором,
Ласкаешь ты меня, мой друг»….

Ничего не имею против)
======

№32 Стихотворение снято с конкурса


№33 Усадьба «Утешение» (Ольга Королева)
 
Ищу от печали лекарство
И двигаюсь просекой вбок
В заросшее сонное царство –
На старой усадьбы порог.
 
Здесь некогда в память о сыне
Родители замок и парк
Построили в дикой пустыне,
Чтоб в сердце рассеялся мрак.
 
Ходили по этой дорожке
К зеркальным пруду и реке.
Встречали закат из окошка –
Под крышей на чердаке.
 
Порой будто блик всколыхнется –
Ведь дверь-то отворена.
Хозяйка за ручку берется –
Супруг приезжает с гумна…
 
Две бабочки мягко танцуют,
Шумит в отдалении лес…
Иль это тревожит впустую               
От лодки Хароновой плеск?
 
Но с берега ветер доносит
Лишь запах гниющей воды…
На травах, на ветоши сосен
Туман оставляет следы…
 
Меня на заросших террасах
Гоняет, тряся головой,
Кипрей, как слуга безобразный,
Как эта усадьба – седой.
 
Но я узнаю очертанья
Аллеи, лужайки, пруда…
И плёса, где лодка печально
Пропала – уже навсегда…

=======
Вполне элегическое стихотворение. Такие стихи писали в XIX веке. Что является достоинством, а не пороком стихотворения.
========

№34 По мотивам «Снегурочки» (Анатолий Семкин)

Снегурочка растаяла.
Мизгирь
с обрыва вниз -
над ним сомкнулись воды.
Любовь слепа -
в служенье  у природы,
А страсть -
её безумный поводырь.

Царь  Берендей:
"Споёмте гимн скорей!
Ярилин день уж золотом на кронах!" -
Ведь смерти двух и более  влюблённых
не омрачают праздников царей.

Весёлый Лель,
похожий на апрель,
К царю спешит со знойною Купавой:
"Благослови на счастие со славой,
на новую семью и колыбель!"

Народ ликует:
к лету поворот!
Ждёт перемен,
ждёт жития без лиха.
Грустят одни Бобыль и Бобылиха:
Ждут зиму...
Ждут Снегурку...
Вдруг придёт...

======
«Ведь смерти двух и более  влюблённых
не омрачают праздников царей»

По-моему, шикарно!
========


№35 Без слов (Фадей Максимов)

Над крышей дома противоположного
Гуляет неприметная звезда.
Я звёздною её любуюсь рожею,
Она моею тоже - иногда.
 
Сквозь воздух загустевший пластилиновый
Транзитом мысли медленно текут:
То прямо, то извилистою линией
Отсрочивая назначенья пункт.
 
Переправляем мы друг другу искренность,
Словами заполняя порожняк.
Готово недосказанное выстрелить,
Но застревает в тучах болтовня.
 
И снова я ищу её, далёкую,
Угадывая времени поток.
Гремит гроза ночная водостоками,
Предвозвещая жизненный потоп.
 
Мне не впервой под стук пустого гулкого
Терять живое в сутолоке дней.
По краю ночи, мглистыми проулками
Лети, моя гулящая, ко мне.

========
Забавно, что стихотворение, названное «Без слов», все-таки набрало 5 строф по 4 строки.
В принципе не много. Но вот тут какая штука. Строфы эти неравноценны. Да, в большинстве наших стихов, есть строфы ударные – такие ради которых стихотворение живет и есть строфы «гарнирные» - ну они вроде как - наполнитель.
Так вот в этом стихотворении ударность и наполнитель как бы «размазаны» по всем строфам. Это уравновешивает их значимость, но почему-то не делает стихотворение более цельным. Хочется его перекроить. Но за это мне надо дать по рукам. Что я сейчас и делаю.
=========

№36 Тут полоска асфальта окончена (Эса Милл)

Тут полоска асфальта окончена.
Расстелилась кума Новгородчина,
где семейная спряталась вотчина
под покровом медвежьих лесов.
По грунтовке ползу осторожно я.
Есть на всякий ватрушка творожная,
но запаска она - ненадёжная.
И бренчит в рюкзаке термосок.
 
Встали ели угрюмыми стражами.
Позади - терема с экипажами.
Без святого причастья куда же им,
на вершинах горят купола.
Ну, а там где беда с капиталами,
доживают селения малые,
тащат псы животы свои впалые,
да петляет речушка Пола.
 
Всюду тянется даль просветлённая,
щебетанием птах окрылённая,
голубая, льняная, посконная,
словно ветхой истории срез.
И, к благим обратясь откровениям,
подчиняюсь глухим направлениям,
до которых уже, тем не менее,
долетает сигнал джи-пи-эс.
 
Вот и красные звёзды обители,
здесь покой обрели победители.
Те, кто нашей судьбы не предвидели,
оставаясь в едином строю.
Задержусь у фамилии деда я,
по-хорошему с ним побеседую,
и ещё, перед тем как уеду, я
до краёв ему чарку налью.

======
Понятное стихотворение. Ясно, что после «Враги сожгли родную хату» написать стихотворение в такой тематике очень сложно. Автор постарался.
======

№37 К другу (Сергей Суворов)

На дорожку выпил кофе,
Сумку быстренько собрал,
Захватил гитару в кофре,
Еду к другу на Урал.

Сутки в поезде на полке:
Отосплюсь, ну, как медведь.
Соберём народ в посёлке
Песен бардовских попеть.

Банька к вечеру поспеет:
Смоем пыль с больной души.
Слово доброе посеем
В оглушительной тиши.

За столом за разговором,
Час за часом - время вспять
Разогретые минором,
Будем память обновлять

Наступает день воскресный,
Ночь закончится зарёй,
Встретим мы её совместно,
А потом пора домой.

Пусть обратная дорога
Будет радостно-горька
С подведением итога
За рюмашкой коньяка.

=======
Просто и понятно. Собственно как проста и понятна бывает мужская дружба.
=======

№38 Случайное… (Мелвик)
 
Её я встретил совсем случайно -
На остановке стоял и мёрз.
Она сказала, что я отчаян,
Собравшись ехать в такой мороз.

Сейчас не помнятся все детали:
Как тёр отмёрзшие щёки, нос.
Потом о чём-то мы с ней болтали
И нас автобус куда-то вёз.

А после было тепло квартиры
И сладкий запах её духов.
И все богатства, что были в мире,
Я ей отдать был в тот миг готов.

От чувств пьянило вином незрелым,
Взахлёб читался какой-то стих...
Она, как ангел, в халате белом
Лишь улыбалась, и я затих...

Промчались годы, и память зыбка.
Нахлынет вдруг беспричинно грусть:
Лица не помню - одну улыбку.
И стих запомнился. Наизусть.

======
Стихотворение совпадает со своим названием. Что видимо хорошо. Все по-честному)
Белый халат пообещал неожиданную развязку, но к сожалению это были мои дурацкие, ничем кроме моего неразвитого вкуса не оправданные ожидания)))
=======



№39 Согласие.. иногда (Гольгертс)
 
Как часто, слыша мнение других,
не можешь мудро обойти искусы
и предъявляешь: это чушь и бред! Но..
я сам порой не прост – скорее, сложен.
И тоже вроде никому не должен
разжёвывать своё больное кредо,
в попытке навязать иные вкусы
квадраты рисовать, а не круги.
Так неужели здесь одни враги? –
Едва ли.. Нежно зализав укусы,
пойму, что спорить глупо, даже вредно.
Особенно с которой делишь ложе..
 
иногда.

=====
Ну так-то не поспоришь.
======

№40 Пророк (Тимофей Бондаренко)
 
Славясь грубостью,
Не ценя умы,
Встретясь с глупостью,
Не смеялись мы.
 
Но пришел пророк,
Дурь на смех обрек.
Но таков ли грех, так ли тяжек груз?
Слишком долгий смех порождает грусть.
 
Мы конечности
Не даем на слом,
От зол лечимся
Воздавая злом.
 
Вот пришел пророк,
Культ добра изрек,
Но не каждый смог, и не всем везло,
Слишком добрый бог порождает зло.
 
В полумраке жил,
Серость стен - не грязь,
Зря не тратил сил,
За звездой гонясь.
 
Но пришел пророк,
Небосвод поджёг,
Почернел стен цвет, невдомек ему,
Слишком яркий свет порождает тьму.

=======
Название стихотворения для русской поэзии знаковое.
И тут конечно требовались более серьезные усилия, мне кажется.
«Культ добра изрек» - ну прямо совсем не очень…
======


№41 Гвардии майор (Анар Лизари)

Скуп майор. Он к Разгуляю
шел по улице Немецкой.
Рядом шли мастеровые,
баба шла с гусём.
Взял майор, торгуясь, дрожки,
ехал до ворот Покровских.
Казачок бежал за ними – спотыкаясь всё.

В галстуке и с лёгкой тростью
по Мясницкой беззаботно
он идёт в Охотный ряд, а…
казачок – бежит.
Шёл майор, глазел на женщин,
и спустился в погреб винный.
Три бутылки Сен-Пере взял
и одну лафит.

И сказал, народ чтоб слышал,
казачку: «Неси покупку!
Адрес, дурачок, не помнишь -
запишу сейчас.
Дом Головкиной графини,
рядом мой, его все знают –
гвардии майора Пуш-ки-на. Беги, дурак!».

А жена осталась в доме
с дочерью и малым сыном.
Уходя, он заглянул к ним – спали все ещё.
И никто не знал на свете,
что у гвардии майора
этот мальчик – русский гений
будет:  «Наше всё!».

двадцать девять лет майору
было он уже в отставке
год в кригс-комиссариате клерком прибывал.
Но считал
Себя майором
Гвардию покинув с братом –
Так с Василием решили выразить протест.
Гвардия
реформы Павла
обозначила «бореем»,
пережить в отставке легче ветер перемен.

=====
Ну ребята… Ну так нельзя))
======

№42 Друже (Сергей Иванов 126)
 
Где-то стих мой бродит, друже.
За окном темным-темно.
Возвращайся, ты мне нужен.
Так у нас заведено -
 
Психануть и на крылечко,
Накурить - тушите свет.
Стих в груди у человечка
Был и нету, сплыл и нет.
 
Пепел горкой на ладошке,
Провалиться от стыда -
Стих писался понарошку,
Оказалось, навсегда.
 
Вот и кончено, довольно,
Стих, гулёна, марш домой.
Кот прищурился довольно:
" Погуляю... не впервой..."
 
Табака давно не стало,
Лишь туманом за окном
Стих рождается сначала,
Возвращаясь утром в дом.
 
Кот у блюдечка, гулёна,
Смотрит хитро - как спалось?
Я в тетрадке вдохновлённо
Шпарю строчки на авось.

=====
Ну вот и так можно рассказывать о стихах. Вполне!
=====

№43 Homo homini deus est или разговор по душам (Владимир Ворожба)

Поверь, мой друг, мне жаль,
что всё так вышло.
Что ждёт тебя - узнаешь вскоре.
Но горе не должно
твоё разрушить сердце.
Хотя, судьба переселенца -
трудная стезя.

Но может, всё не зря?
Скажи, ты веришь ли в себя?

Ты смог бы помолиться за людей
и сделать всех добрей,
хотя бы на немного;
дорогу указать заблудшему
и с каждым разделить
его тревогу?

Ты смог бы, всех любя,
не упрекнуть
и слёз не проронить ни капли,
когда все близкие забудут про тебя?

Ты сможешь крест нелёгкий пронести
и не свернуть с пути,
не повернуть назад
и вырастить в пустыне дивный сад?

Скажи, в тебе достанет сил?
Ответь, как есть, - поверю я словам.

- Зачем спросил ты -
смог бы я или не смог?
Мой ангел, ты не видишь разве сам?
Я человек.
А человек - он человеку бог.

=====
Почему-то стихотворение показалось похожим на длинный тост)
Это очень даже неплохо для стихотворения.
======

№44 Бодрость (Алексей Ленивец)

- "Как можно от жизни устать?" -
подумал я, глядя на сосны.
Мне было всего двадцать пять -
не лет и не зим, а
вёсен.
Светились мечты бахромой,
подшитой к бескрайности неба.
И плыл корабельный покой
по ветру сосновый, целебный.

И плыли в воронку года -
кружили вороны причинно.
Менялась доктрина окна -
был крестик луны, как чирей.
Бил свадебный спьяну хрусталь.
Был сын отстранённо взрослым.
Но "нет, - говорю, - не устал"
я вечнозелёным соснам.

Иду, улыбаясь, домой
по первым несмелым снежинкам.
Эпоха прожитая мной
мне кажется блёклой и жидкой
в земной спектрограмме любви.
Но вечность - в трамвайных обоймах.
И в сердце мужицкая выпь
молчит, дрессирована болью.

======
Довольно жалобное стихотворение. В русской традиции это очень верный подход.
Я и сам люблю читать и записывать  такие жалобы.
Главное. чтобы они были услышаны.
======

№45 Маргарита (Алексей Ленивец)
                "Я стала ведьмой..."
                "... и очень этим довольна!"
                М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Я помню, что в квартиру дверь открыта -
не нужен ключ. И повод - ни к чему.
Ты есть всегда.
Войду (в руке поллитра),
шутливо  прокричу:
"гудавчинун!"

Ты улыбнёшься, дрогнут в сердце стрелы
моём,
их кучно много -
за тебя
Амур порвёт(!),
как грелку атмосферы
июльский дождь
вокруг
порвал шутя.

И по окну поют-танцуют капли -
разливистый, почти готовый хит.
Согласно теме
и былой закалке,
я разливаю по бокалам спирт.

Ты сядешь рядом -
белая сорочка
подобно баухинии цветёт.
Мы не бухаем, просто верим в то, что
идёт ещё один удачный год.

Ещё, ещё.
Бокалы не пустеют.
Хоть знаю,
что напрасно я решил
мечтами воскресить изящность  тела
и чистым спиртом чистоту души.

Пинаю грусть по берегу Амура,
гляжу, как в воду,
в омут бытия.
От солнечной системы до иммунной -
давно всё развалилось без тебя.

=======
«как грелку атмосферы
июльский дождь
вокруг
порвал шутя.»
Очень здоровске! Автору прям спасибо-спасибо.
=======


№46 Костомаров (Марина Быстрова-Докс)

Кого б такая передряга
не сбила с ног?
Ты – устоял, собрав отвагу -
без ног, но смог.

Кто не сломался бы от горя,
лишившись вдруг
в канве трагических историй
ещё и рук?

Кого не вышибло б в могилу
вон из седла?
Но не тебя - не тут-то было! -
любовь спасла.

Прогноз отвергнув окаянный:
«Коньки - нельзя»,
ты удивляешь, филигранно
по льду скользя.

Такой вираж по жизни круче
любых карьер!
Какой же ты, Роман, могучий!
Живой пример.

Кричите громче, папарацци:
«Не сдал, не сник!», -
Ну, как тобой не восхищаться?
Каков мужик!

=====
Ну да. Согласен. Мотив для появления стиха очевиден. И вполне достоин. Хочется порою зарифмовать свое восхищение.
Хорошее человеческое желание.
=======



№47 Аритмическое (Елена Шипина)


Мерю шагами больничный холл…
Доктор Сапрагин присядет за стол,
Карту подвинет, поднимет глаза.
Доктор, хотите мне что-то сказать?

Всё понимаю, слушаться буду,
Не допущу до себя и простуду.
Да, я согласна. И Вы не печальтесь.
Будьте здоровы, доктор. Прощайте.

Из больницы вышла –
Капает с крыши!
Новая жизнь, новая!
А весна-то нынче – добрая, спорая.

Дошла до ворот –
А там новые «скорые».
В настроении поворот –
Сбрось обороты:
Кто ты?
Вешалка старая!
Старая тара я!
Вот.

Но чист небосвод,
И птичка поёт.
И сын дома встретит – не обормот.

======
После чтения так и хочется улыбнуться и сказать автору «Ну, вот и хорошо!»
=======


№48 *** («Господь плавил нас как бесценный металл») (Елена Шипина)

Господь плавил нас как бесценный металл.
Раздувал мехи, ковал, закалял.
Господь правил нас как алмазное лезвие,
Словно меч-кладенец слал в дорогу над бездною.

Мы летели над бездной, от страха не жмурились.
Вот теперь мы задумались и от думы нахмурились.
Под ветрами стоим да под ястребов клёкотом.
Что же дальше-то, Отче наш? Поделись с нами опытом…

====
Высоко. Для меня даже слишком. Завидую автору, который может так твердо и смело высказаться о себе и своих взаимоотношениях с богом.
======

№49 Ночные прогулки (Тимофей Бондаренко)
 
Не ходил бы ты вечером
Погулять на болота,
Не здоровался  с нечистью,
Выходя за ворота.
 
Знамо, черти там водятся,
Нагоняя всем страха,
Кто ступил за околицу;
И у них - жизнь не сахар:
 
Вечномокрая волюшка -
Нет ни хаты ни денег...
Чья-то горькая долюшка
Их порою заденет.
 
Эманации грустные
Налетят и затопят.
И они посочувствуют,
И упрячутся в топи...
 
И болотистой ночью
Неизбывны страдания -
Раздаются не волчьи,
А твои завывания.

=========
«Эманации» - как-то немного чужеродно выглядят.
Последняя строфа очень хороша! Люблю такие повороты про оборотней.
=======


№50 моя (Саша Сикирина)


не нарушить криком глухую тишь
не пробить кайлом ледяную твердь
из угла шмыгнёт показалось мышь
оказалось смерть

из яйца иголку добудь сынок
и тоску как нить сквозь ушко продень
наступает ночь и рыбак у ног
отрезает тень

на рассвете в комнате голубой
аромат накрахмаленного белья
что отдашь чтоб не чувствовать эту боль
не отдам
моя

======
Есть в этом стихотворении то, что меня цепляет – это немного пугающая тайна.
Которая вроде к последней строчке распутывается. Но на самом деле закольцовывается на первую строфу. Не формально, а по существу. Так работает в кино прием «флешбэка».
Про боль я очень понимаю. Во всех смыслах.
Тут все правильно написано.
======

№51 Советы по Г.О. (Арина Яковлева)

Снегопад не прекратится
Если вы достали грабли
Ведра, лейки и лопаты
Чтобы выйти в огород

Срочно надевайте шапки
Куртки, свитера, ботинки
Доставайте лыжи, санки
Будто снова Новый год

Покупайте мандарины
Свеклу, майонез, селёдку
С наступающим поздравьте
Всех соседей и друзей

Запускайте фейерверки
Кучей скатывайтесь с горки
И кричите громким хором
Поздравления офф-лайн

Тут Погоде станет стыдно
Неуютно, удивлённо
И ее к начальству срочно
Вызовут на разговор:

Что у вас творится?
Здрасьте!
Календарь забыли?
Здрасьте!
Или в либеральном пыле
Вам начальство не указ?

И пойдет гулять Погода
Торопливо исправляться
Вспоминая, как сердито
Ей отсыпал месяц Май

Вот теперь пора за дело -
Майки надевать и шорты
Смело выезжать на дачу
Жарить мясо во дворе

======
Ну да. Один в один – Остер)))
======

№52 Воскресная (Жиль де Брюн)

Вот и всё, теперь легко и просто,
позади упрёки и обиды.
Светом и теплом пропитан воздух,
изгороди лозами обвиты.

Ты – перо, парящее над бездной.
Дети знают: чудо – в перьях. То есть
просто жди на станции «Воскресной»
из небытия прибывший поезд.

Плачь, реви – сейчас уже не страшно,
Здесь никто за слёзы не осудит.
Страх ушёл, остался в дне вчерашнем
чернотой в невымытой посуде.

Вот же люди – копят, запасают.
А уходят без единой вещи…
Вечность, друг, – нагая и босая.
Вот и поезд. В добрый путь. До встречи.

=====
Утешительные стихи про смерть самые важные.
Так было всегда.
Похоже что будет тоже всегда.
=====


МОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Итак, я прочел все стихотворения длинного списка.
По ходу дела я отмечал те стихи, которые хотел бы оставить в короткой десятке.
Эти мои предпочтения менялись по ходу чтения стихов.
Есть одна несправедливая штука по отношению к стихам второй половины длинного списка – вначале у тебя много сил и ты думаешь, вот это хорошо – отмечу, вот это… и вот это еще.
А ко второй половине устаешь – да и номеров свободных в десятке уже мало.
И второй половине стихов достается меньше наград, чем первой. Не от того, что стихи там хуже. А от того лишь. что ты устал… Притомился.
Простите меня, поэты. Простите.
Зарекаюсь уже который раз не участвовать в таких мероприятиях с отбором и определением лучших.
И от того, что мне всегда по количеству нравится стихов больше, чем допускают правила конкурсов, и от того, что на самом деле я плохо разбираюсь в поэзии… Это не кокетство. Это факт.
Еще раз прошу прощения.

МОЙ КОРОТКИЙ СПИСОК

1. №23 Хор
2. №47 Аритмическое
3. №17 Черёмуха
4. №12 Голубиное
5. №4 Рассказ
6. №11 Степное
7. №50 моя
8. №24 Бродила осень
9. №13 О музыке
10. №7 Коллекционеры счастья


Чен. Александр.


Рецензии
Спасибо, Чен. Я подправил рифмы и сократил, взгляните, если интересно:
http://stihi.ru/2024/05/21/6679

Юрий Рехтер   23.05.2024 22:38     Заявить о нарушении
Отписался под стихотворением на вашей странице.
Мне кажется, хорошо что подсократили.
За рифмою не особо следил.
Но из-за небольшого сокращения стихотворения последняя строфа просто заиграла!
Ну прям блеск.

Чен Ким   24.05.2024 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.