Антология журнала ПОэтов второго тома
Вместо вступления
Журнал ПОэтов был определен и создан отцами-основателями ДООС.
Слова из басни Ивана Крылова: - «Ты все пела, это – дело» утратило в данном случае первоначальный смысл в творчестве участников общества стрекоз и стало девизом, призывом к действию в том смысле, что сам процесс пения всячески поощряется.
Инициатива общества была поддержана Русским ПЕН-клубом, входящим в Международную писательскую организацию в России, поскольку среди авторов создания ДООС оказались такие видные поэты, писатели, деятели культуры, как
-Андрей Вознесенский,
-Белла Ахмадулина,
-Андрей Битов,
-Александр Городницкий,
-Вадим Рабинович,
-Александр Гельман,
-Валерия Нарбикова,
-Игорь Яркевич,
-Ольга Ильницкая и другие.
Константин Кедров и Елена Кацюба, являясь основателями ДООС, провозгласили принципы метаметафоры и философской теории метакода в поэзии, в стилистике, образности, в слове и звуке.
Своеобразным манифестом метаметафоры стала поэма Константина Кедрова «Бесконечная», написанная в 1960 году.
На обнаженный нерв нанизывая звуки
Все глубже чувствую великий диссонанс
И радость возвышения над миром
Поэзия – вершина бытия
Я вышел к себе через-навстречу-от
И ушел ПОД
Воздвигая НАД
Этой вступительными замечаниями открываем изучение второго тома Антологии Журналов ПОэтов в Издательстве ДООС, 2015года.
В этот том вошли публикации с 21 по 33 номер от 2009 по 2011 годы.
Напомним, что первый том Антологии включал в себя издания Газеты ПОэзии и затем Журналы ПОэтов с 1995 года по 2006 годы в черно-белом виде.
Антология второго тома ДООС с 2011 года содержит цветные материалы.
Обращаем внимание: в написании публикаций Антологии сохранена авторская пунктуация или отсутствие таковой, а также сохранены выделенные редакционные заголовки и надписи.
Итак, открываем первый номер второго тома Антологии, это №9(21) от 2009 года. Основная тема, вынесена на обложку:
ПАЛИНДРОНАВТИКА
В первом же предложении редакционной статьи за подписью Константина Кедрова улавливаем глубину заложенной мысли:
«Если строка движется в обратную сторону с тем же смыслом, значит настала полнота времени – смысл обрел вечность. И наоборот, вечность обрела смысл – тоже палиндром».
Однако, продолжает свою мысль главный редактор, палиндронавтика не просто челнок, скачущий в противоположных направлениях, ей присуща устремленность внутрь слова. И в этом случае при перестановке букв рождается анаграмма.
Вот таким метким образом отмечает Константин Кедров палиндронавтику.
Номер сопровождается палиндромными фразами – девизами в каждой странице, читаем:
Я пел сияя, разом озаряя и слепя
Соло говорил лирово голос
Маки ткала галактика
Ум его бином он и бог ему
Но в зареве севера звон
Остановимся на публикации Елены Кацюба.
Елена Кацюба ДООС – libellula
Поэзия
Я из ЭО – поэзиЯ
Примечание
Эо – от греческого слова eos-
Утренняя заря,
Часть сложных слов,
Означающая:
Ранний, первоначальный
(например эолит)
Кратко и весомо написано. Краткость – сестра таланта!
Ниже на странице читаем стих Сергей Бирюков ДООС – заузавр
ПОВОРОТ МИРА
перевернут мир
ну --------------ун
нос повернут в сон
кык мым дыд
быб выв тут
тат баб вув
pop non sos
ror kok bod
hih hah hoh
иногда хух
иной раз хык
пип пуп пып
тут тит тот
oto ovo ogo
obo omo ono
ugu (дата: 12.12. в 12ч 12мин. 007, средняя германия)
в этом эпатажном наборе звуков вспоминается другой опус,
а именно Алексей Кручёных, один из футуристов, написавший в 1913 году:
№1
Дыр бул щыл
Убешшур
Скум
Вы со бу
Р л эз
№2
Фрот фрон ыт
Не спорю влюблен
Черный язык
То было у диких
Племен
Как видим, Сергей Бирюков стал достойным, талантливым в написании этого опуса продолжателем традиций Футуризма начала двадцатого века. Сохранены все основные принципы футуризма.
Тема продолжена чешским автором из Праги – Vaclav Danec
-GE
-NO NO NO
-CI?
-DA DA DA
-GE NO CI DA?
-NO NO NO NO
Переворачиваем страницу номера и читаем заметку доктора философских наук Вадим Рабинович ФРАГМЕНТ КУЛЬТУРЫ
ДОСЛОВИЕ – БЕССЛОВИЕ – ПОСЛЕСЛОВИЕ
О чем пишет маститый ДООСовец в своей заметке?
Вадим пишет, что противочувствие заголовка очевидно. Культура, по мнению автора, подлежит ферментированию с одной стороны, и ее следует содержать в бессловии в ступоре речи – с другой.
А дословие и послесловие тяготеют к изначальному и после-смертному и увязывает общие соображения Книги Бытия с ощущениями онтологичности в понятиях дословия и послесловия.
Следующий тезис автора: «Но срединное бессловие решительно выбирает молодое начало бытия (пусть до поры не артикулированное), уже заболевшее ступором речи, но на пути к речевому выздоровлению».
В указанной мысли содержится в завуалированной форме мнение о речи молодого, от «простого, как мычание» до индивидуальности, ни на что не похожей.
А далее Вадим Рабинович пишет о созидании Богом всего сущего в Первый и последовавшие за ним другие Дни.
В День ноль не было слова, а был гул, который еще станет словом…- пишет автор заметки. Но поначалу было бессловие, и Рабинович сознается, что он переболел болезнью с названием «бессловие» и, выходя из этого состояния, сочинил следующее:
Амфибрахием
по чистому листу
…та-та-та та-та у запруды
Та-та та-та-та невода
из темени вышел однажды
в роскошную лунную даль
пробелы прогалы прогулы
чтоб только большие лини
ловились а рыбки поплоще
ушли бы мужать в полыньи
но пусты и тщетны все ахи
и охи и как ни крути
трехстопный плутал амфибрахий
та-та-та в кроссворде сети
и то слава богу в радушьях
заоблачных фьердов и шхер
я неслух все слушал и слушал
хрустальную музыку сфер
мадонна джон дон или дон дон
дзень дзинь и непойманный линь
биг бен тихий дон или лондон
но то ли сказать диньдирлинь… (фрагмент)
действительно в стопах этого опуса просматривается ударным второй из первого и третьего слога и затем в строке сохранен амфибрахий, как классический Ломоносова и Тредьяковского размер поэтической речи наряду с ямбом, хореем, дактилем…
Галина Мальцева ДООС – стреказелла
Зеркало Это я
Зеркало отражает -Это я?
То что видит Какое лицо из пыли
А что не видит -Мы все состоим из пыли
Оно ненавидит -Но меня ведь недавно мыли
От бешенства вдрызг -Мы все состоим из пыли
Разбивается Если подует ветер
Но нет виноватых Вас не будет
Что вы – привидение Уж вы поверьте…
Такое вот
Несовпадение
Мои комментарии: весомо, много образно!
Кирилл Ковальджи ДООС – кириллозавр
Сонет с анаграммами
От чуда направляются на дачу,
Торги сокрыты в прелести гитар…
Я не хочу, я все переиначу –
Кентавр преобразуется в нектар
Слова сулят негаданные встречи,
И шепчет страсть про старость,
и пчела
Печали жалит согнутые плечи,
Из чрева дней сосет мое вчера.
Перетасуй провидческие звуки:
Русалки промелькнут на дне разлуки
И ласку ловко превратят в скалу…
Но не спеши волхву воздать хвалу.
Стрекозы на костре…От этой муки –
Клочки стихотворения на полу.
Написано талантливо, а мысль Кирилла Ковальджи поразительно многомерна! Соблюдена строгость формы сонета.
И вновь палиндромные подзаголовки страниц номера:
Тень – зов к себе сквозь нет
Но то не ведала дева нот (?)
Ум от сиропа напористому
_______________________
Алла Кесельман ДООС – дева нот
***
Мон Пантелей, бредущий на небо ос
В мягких колесах, и с волосами из пакли
Мон скорпион, просунувший жгучий хвост
В скважины луна, пока голоса не иссякли,-
Не оставляя следов колеса лица –
катится прозрачночертый, в трекамерный камень
и последняя форма из дыма стирается
ободками с ресницами спиц и мельканьем окалин.
Переполняет себя неподвижен день
Горькие тени теряя, клонится к полудню.
Если бы знали, что музыки нету лютей –
Чем променять обожженное банджо на лютню.
Владимир Монахов ДООС – братскозавр
Цветомузыка
1.
А досада!
Мрак отлил в ноту.
Бутон лопнул.
В лун полноту бутон влил,
То карма – да сода!
2.
У флокс небес – колет такт в уме.
У метко как актер врет.
Кака кок! Тему - ему вткать!
Тело к себе наскол – Фу!
3-х: ТИШИе
Лето. Видно – хороша
Муза! Разума шорох –
Он диво тел!
В номере видим эссе Валерии Нарбиковой
ДООС Поехали купаться!
Валерия предлагает нам, читателям пройти по трапу-облаку в летящий в небе самолет, покачаться в креслах-гамаках среди берез, открыть все иллюминаторы, окна, впустить свежий весенний воздух…
У самолета есть паруса, он ими не тормозит, а пассажиры могут прыгать с парусами в речку, они не чайники и не за рулем…
Счастье - по мнению Валерии, когда после воздушных и водных брызг вновь оказаться в самолете, а к нему добавить все самолеты в небе, летящие на войну и в гости, и полететь купаться…
Валерия предлагает взять в самолеты всех, кто купается в славе, в слезах и в любви и купаться!...
Андрей Коровин ДООС – крымозавр
Стрекоза Константину Кедрову
живи животное по кличке стрекоза
офсетной памятью не замутняй глаза
пусть все что движется в сферических мирах
тебе привидится в оптических пирах
питомцы воздуха мы помним эту речь
галдеж пчелиный и осиную картечь
и шум пропеллерный стрекозьих лопастей
ломает строфику термитных крепостей
привычку царствовать в передвижном раю
я сам по абрису движенья узнаю
а та что воздух прорезает между глаз
жива движением. всегда. везде. сейчас.
Не подозревал в Андрее Коровине-крымозавре таких поэтических талантов!
Впечатляют АНАГРАММЫ Вячеслава Мешкова:
Серия ЖЗЛ
Маркс – мрак-с.
Ленин – нинель.
Сталин – настил.
А Хрущёв – ваще «Рух»
Брежнев и я – вне жребия.
Ломоносов – со Соломон!
Ольга Ардова ДООС – рок-стрекоза
Памяти Мандельштама
Лексика президентов, царей проста,
И родная речь не любит сии уста.
Царям, президентам не стоит никак давать:
Ни оды им сочинять, ни понты кидать –
За это вас покарает русская речь,
С которой вы решили по Фрейду лечь.
С этой позицией осторожнее, господа, -
Так говорил Мандельштам и добавил: «М-да».
Просматриваются традиции поэтических строф шестидесятников.
На страницах номера видим рекламу
Журнала ВЗОР – культура как образ жизни
Редакционный Совет журнала: Вадим Абдрашитов, Василий Аксёнов, Рене Герра(Франция) Александр Градский, Борис Мессерер, Татьяна Толстая.
Журнал ПОэтов №10(22) 2009
Заголовок, идея номера: РЕМНИ ВРЕМЕНИ
РЕМНИ вРЕМеНИ
Редакционная статья главреда Константина Кедрова
Статью предворяет Эпиграф:
Впречь бы это
время
в приводной бы ремень,-
спустят с холостого-
и чеши и сыпь!
Чтобы
не часы показывали время.
а чтоб время
честно
двигало часы!
Владимир Маяковский
В своей статье Кедров обращается к теме жизни и смерти, обращая внимание нас, читателей на Велимира Хлебникова «в проекте обуздания времен –«Мирсконца».
Автор предлагает изменить последовательность, принятую за догму: - жизнь и смерть, изменить на обратное, включить обратный отсчет времен.
Сначала человек умирает, а в конце жизни рождается, причем, может так и было в Раю, пишет Кедров, а потом время стало течь в обратном направлении, и человек стал сначала рождаться, стареть и умирать.
Кедров приводит мнение космологов, которое гласит, что вблизи чёрных дыр в космосе возможен обратный ход времени. А вечность станет лентой Мебиуса или обратным ремнем привода, движущийся одновременно из прошлого в будущее и из будущего в прошлое.
Точкой перехода станет жизнь-смерть и смерть-жизнь.
И далее Главный редактор пишет:
«Как там у Льва Толстого в «Войне и мире»: трудно представить вечность – почему же трудно? Вовсе не трудно. Сегодня есть, вчера было, завтра будет, всегда будет – отвечает влюбленная в Андрея Наташа.
А «завтра» ее увезет Курагин.
А «завтра» у нее на глазах умрет от раны Болконский.
А «завтра» она выйдет за Пьера и народятся дети.
А если в обратную сторону, как у Хлебникова, то все закончится балом».
Вот такой поворот событий, или как завещает нам современникам Константин Александрович Кедров-Челищев: вход через выход и изнутри наружу и обратно…
Константин Кедров Стихи 2009 года
***
Я нарисовал время –
получилось
зеркало в зеркале.
Зеркало будущего
отразилось
в зеркале прошлого.
Так возникло
Настоящее –
Встреча двух отражений.
И рядом читаем стихи Велимира Хлебникова, помещенные главным редактором Константином Кедровым.
***
Вот я скажу: время
А потом снова: время
И второй раз
это будет неповторимо
А в третий – уже как вечность
***
Маяковский запрягает время
«Ну тащися сивка шара земного!»
Шар земной говорит:
«Я тащусь».
Понимаю сердцем на этом ярком поэтическом примере, что футуризм продолжает жить в наших современниках, в нашей поэзии, в сегодняшних творцах. И поэтому вот мой экспромт на эту животрепещущую тему:
О футуризме и ДООСе
Безмерно жив и процветает
в дни наши прежний футуризм
как снег январский он не тает
и слух читателя ласкает
наш эко кубо футуризм.
И Хлебников нас привлекает
не видится в нем атавизм
нам Кедров стих свой вновь читает
и «метакод» провозглашает
в ДООСе явный оптимизм!
Кто не читал тот не узнает
«метаметафор» веский смысл
лишь завр в ДООСе понимает
как слог поэтику включает
и завершает в строфах мысль.
23 ноября 2023 года
© Владимир Порядочнов 2, стихи.ру ДООС – тулазавр
В номере мной обнаружена целая страница ДООС – стрекозавра:
- Андрей Вознесенский –
Привожу его статью полностью, без купюр.
«Это удивительная, уникальная вещь – поэзия. При жизни о Пастернаке никто ничего хорошего не писал, и только после смерти он вырвался на мировую арену. Дело в том, что роман Пастернака «Доктор Живаго» был классическим антисоветским произведением… Этот роман я слушал из уст автора, и свое время знал наизусть большие куски текста. Это удивительная проза. Борис Пастернак был удивительной фигурой в этой жизни. Его лицо было не как фотография, а как кинокадры, - постоянно менялось. Все время у него возникали идеи на лице, это было прекрасно. 49 лет прошло, как его не стало… У Пастернака была собака, она не была шарпеем, шарпей был у меня. Дело в том, что шарпей умер этой осенью, и мы решили похоронить его около дачи Пастернака… И вот теперь здесь шарпей покоится. Я написал стихи и сейчас их вам прочту».
СПОЛОХ
Один, среди полей бесполых
Иду под знаком Зодиака.
Была ты чистой страсти сполох.
Национальностью – собака.
Вселившийся в собаку сполох
Меня облизывал до дыр.
И хвостик, как бездымный порох,
Нам жизни снизу озарил.
Хозяйка в черном, как испанка,
Стояла мертвенно бледна.
Собачий пепел в белой банке
Протягивала она.
Потоки слез не вытекали
Из серых, полных горя глаз.
Они стояли вертикально,
Чтобы слеза не сорвалась!
Зарыли все, что было сполох
У пастернаковских пенат.
Расспрашивал какой-то олух:
«Кто виноват?» - Бог виноват!
А завтра поутру, бледнея,
Вдруг в зеркале увидишь ты –
Лик неспасенного шарпея
Проступит сквозь твои черты.
Не знаю почему, но вспоминается стих Есенина, посвященный собаке Качалова:
«Дай, Джим на счастье, лапу мне…»
Воспоминание о Борисе Пастернаке из первых уст, от Андрея Вознесенского,- замечательны!
Елена Кацюба Доос – libellula
МАЯТНИК ПО Э.
император времени
кармы крот
рубит срок
груб – крут
друг - враг
враг - друг
рань - утр
рьян - труд
трон - гроб
дрожь - кровь
труб - грай
груб - рот
крик - край
игр - рок
Наяву геометрически построенная поэтика ДООСа, изображенная Еленой Кацюба – новое метаметафорическое воплощение «извне внутрь и наружу».
Алексей Еременко
***
Константин Александрович Кедров,
Я, наверно, не все понимай,
Но когда наши души от недров,
Стал зависимей, вот Вам банзай
Кристина Зейтунян-Белоус ДООС Париж, Франция
***
Вот хищный зверь, лелея тела тлен,
все погружается в упругой жизни скуку.
Вот хищный день, лелея зверя глупость,
раскинул вечереющий простор
над временем, где слово в куколке растет –
дух воплощая в звук – и скоро будет слышно.
Но зверь его наверно не поймет…
***
Предмет рожает взгляд.
Пространство вырастает
из взгляда и в предмет
вползает и звенит
по тонким проводам,
и распирает время.
а время точит взгляд.
пространство и предмет.
В этих опусах Кристины Зейтунян-Белоус заложен глубокий философский смысл стороннего наблюдателя за движением вселенной, космоса с оценкой действий и перевоплощений, перетекания пространства из одного в другое агрегатное состояние.
Сергей Бирюков ДООС – заузавр, доктор культурологических наук,
Халле, Германия
НАПЛЫВЫ
***
рисунок роли
вечер моря
квадрат заученного полдня
где приблизительно
и точно
замирное безмерным полня
все также
но уже иначе
препостигая Велимира
путями родовыми
начат
где полнится
и плачет лира
***
о времышах говорил Велимир
как будто время вошло в мышь
и побежало зигзагами – не уловить
нет шалишь
время все-таки надо лить
из кувшина в таз
как будто мыть
год день и час
***
ни лета ни зимы
ни мира ни войны
только перманентная революция
в переводе на профанный –
кто кого
но не потому
что время
***
оБлетели оТлетели
оСень О
оТБлистали оТсвистали
оТТогО
***
Остановись мгновенье!
вот и все:
мгновение
оста-новилось
Дадим волю мыслям и, прочитав эти опусы, оценим написанное.
Перед нами образец футуризма, заключающийся в отрицании классических традиций в стихотворной форме речи, попытки новаторства в новых рифмах.
Здесь и краткость плаката и лозунги в строках. К тому же присутствует упоминание Велимира Хлебникова – застрельщика, передового правофлангового футуризма начала двадцатого века.
Тем самым мы видим преемственность ДООСа по отношению к поэтическому течению и продолжающего стилистику футуризма, его основных принципов.
Алексей Торхов ДООС – торозавр Николаев, Украина
Бред, навеянный созерцанием
восьмерки в секундном регистре
электронных часов эпохи
за полмгновения до
смены ее девяткой
(созвучно картине Сальватора Дали «Сон,
навеянный полётом пчелы вокруг граната
за секунду до пробуждения», 1944 г.)
Восьмёрка.
Вставшая на дыбы бесконечность.
Пляшет,
отбросив стыд и терпение.
С её стороны – просто беспечность.
А с нашей,
со стороны галёрки –
смех на поминках мгновения.
Где незначительно, массово, бледно
и так далее…
Где цветом крови возмущается лейкоцит.
Высказывается едко и остро,
как о богатом бедный.
Где Аппенинский полуостров
сравнивают с сапогом
«мэйд ин италия».
И ни в коем случае
не «мэйд ин польша»,
хотя он больше
напоминает аппендицит
на теле Европы…
А восьмёрка-чертовка пляшет.
Вертит осиной талией –
круглолица и круглопопа…
Сверху душат пальцы, а снизу – смех.
Именно так карта ляжет.
Хоть режьте!
Множьте пробелы.
Ожидали манны небесной?
А взамен – выпал снег.
Он тоже – белый.
Нате, ешьте!..
Но скажут: «Тема мала…» –
те, кто всегда правы.
Что «восьмёрка» – лишь знак.
Увы…
Вам бы жизнь прожить так,
как восьмёрка…
И быть с жизнью на «Ты», не на «Вы».
И не просто отсидеть до звонка в гримёрке.
Для порядка.
А даже за миг
успеть ПРИВНЕСТИ.
Чтоб на смену вам пришла девятка,
а не убогая семёрка,
зажав медяки в горсти…
Благодарим Алексея Торхова за многогранную картину опубликованного опуса! Метаметафора реализуется в нем исключительно богато!
Кроме всего прочего обнаруживаем в опусе ленту Мебиуса, восьмерку с осиной талией и сравнение Италии в Европе в аппендицитом… Игра воображения творца нео-футуризма!
Кирилл Ковальджи
палиндромы
экуменизма
По-нашему:
Рим – мир
По-вашему
Roma – amor
И вновь на странице журнала ПО видим публикацию
Ольга Адрова ДООС – рок-стрекоза
ЧЕЛОВЕК
Разве не изумительно
Быть только началом,
как эти волны,-
лишь начинать движение
всегда, всегда и всегда,
Если не ведает страха
Морская волна?
Мое дыхание – ветер.
В нем соль морской волны,
в нем ты.
МОРСКОЙ БАЗАР
Нет, я не Робинзон.
Нет, я не чайка.
Нет…При виде краба
Не против я
Пожать ему клешню.
И иногда за рыбкой наблюдаю,
А рыбки так скользят,
Как я люблю.
Находим для себя нового автора из столицы пятой республики, родины Виктора Гюго:
Леся Тышковская ДООС – стрекозабочка, Париж, Франция
НЕВИДИМЫЙ МИР
(песня стрекозабочки)
Крылья бабочек прозрачных
промелькнут в пытливом взгляде,
новый полюс обозначив
в ноосфере белых пятен.
Так бывает только в детстве,
когда мир, творимый зреньем,
оживает неизвестным
в уравненье.
Невидимый мир
Так пыльца ложится или
так живет воображенье…
Но законами отныне
управляет отраженье.
Так бывает только с кем-то,
рассмотревшим сквозь пространство
в стае ветреных моментов
постоянство.
Невидимый мир
В стиле комнаты, где кокон –
освещеньем осторожным
говорят на незнакомом,
обитают с невозможным
преломленья искры божьей
собирают по частицам
скорость света наблюдают
сквозь очки, где –
Невидимый мир
Так рождаются полотна
или денежные знаки.
Все равно, где быть свободным:
наяву или бумаге.
Вслед за мыслью путешеству-я,
в одиночестве не веря,
так рождают сумасшедших
их идеи,
их невидимый мир.
Неожиданно мое внимание заинтересованного поэзией читателя привлекла статья Юрия Борева, доктора филологических наук.
Привожу статью авторским текстом:
Красота и трагизм бытия,
перетекающие из сегодня в завтра
(вместо предисловия к подборке стихов)
«Греки все превращали в красоту. В одном из мифов в красоту была превращена месть богов по отношению к Ниобее: ее детей беспощадно уничтожают стрелами. Как ни страшно это событие, по форме оно превосходно: ведь стрелы – это солнечные лучи» (См.: Олеша Ю. Ни дня без строчки. М., 1965. С. 188). Испанский философ XX в. Х. Ортега-и-Гассет писал, что прекрасное задает тон в искусстве (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 65) Искусство – высшая форма освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное. О чем бы ни говорил художник - о уродстве или комизме, - его творения доставляют эстетическое наслаждение. Датский философ XIXв. С. Кьеркегор так охарактеризовал поэта: это несчастный человек, в чьем сердце скрыты глубокие мучения, но чьи губы устроены так, что, когда стон вырывается из них, он превращается в прекрасную музыку. В этой характеристике переосмыслено древнее предание. В подарок тирану скульптор Перилл отлил огромного бронзового быка, полого внутри. В него клали обреченного на смерть человека и разводили под брюхом металлического чудовища огонь. Пасть быка была устроена так, что стоны и крики погибающего человека вылетали из нее в виде мелодичных звуков. Одним из первых так был казнен сам скульптор – создатель бронзового изваяния. Эта легенда описывает процесс художественного творчества, описывает модель создания поэтической речи.
Древние индийцы полагали, что искусство родилось тогда, когда человек не смог сдержать переполнивших его чувств. В легенде о создателе «Рамаяны» говорится о том, как мудрец Вальмики шел лесной тропой. В траве он увидел двух перекликавшихся куликов. Внезапно появился охотник и стрелой пронзил одну из птичек. Охваченный гневом, скорбью и состраданием, Вальмики проклял охотника, и слова, вырвавшиеся из его переполненного чувствами сердца, сами собой сложились в стихотворную строфу, с отныне каноническим размером «шлока». Позже именно таким стихом бог Брахма повелел Вальмики воспеть подвиги Рамы. Эта легенда объясняет происхождение поэзии из эмоционально насыщенной, взволнованной, интонированной речи.
Социальные неустроенности и напряженности, противоречия и конфликты, беды и радости, концентрируются в жизненном опыте поэта. В любую погоду и непогоду, при любых социальных обстоятельствах (даже при крайне неблагоприятных) в душе художника живет солнце. Оно освещает красоту и трагичность бытия человека. Главное в поэтическом творчестве то, что обеспечивает ему гармонию и красоту. Полнее всего этот творческий процесс, охватывает любимая Пушкиным категория – мера.
***
И я, от ужаса бледнея,
Смотрю, как вдаль походкой чинной,
Уходит молча Галатея
С чужим и чуждым мне мужчиной.
Я создавал ее из пепла
Дал ей дыханье и полет
Она теперь от слез ослепла
Он у меня ее крадет.
Окончились нелепой сказкой
Пигмалионовы труды.
Все гибнет. Нет другой развязки.
И нет исхода у беды.
Вечное беспокойство
Мне успокоиться едва ли.
Я если б жил в иных веках,
Меня б на дыбах поднимали
Или сжигали на кострах.
Но вечен бой, как вечна жизнь.
И снова сердцу нет покоя.
И снова в жизни рубежи
Даются смелым только с боя.
Пусть пламя принесет гроза.
Покоя сердце не захочет.
Как искры звезды бьют в глаза
И ноздри жаркий дым щекочет.
Лидия Григорьева ДООС – стрекозанка, Лондон, Великобритания
САМСОН И ДАЛИЛА
Она спустилась в спящую долину,
звезда блеснула, словно в речке язь…
Самсон, Самсон, спроси свою Далилу:
куда ты на ночь, сука, собралась?
Стоит туман удушливый в низине
и лунный воз гремит порожняком.
Спроси, Самсон, что у нее в корзине
прикрыто материнским рушником?
Куда идет Далила на ночь глядя?
Какую мать?! – ей повидать! – кричи…
Но спит Самсон, поразбросавши пряди,
доверчиво раскинувшись в ночи.
* * *
Если я забуду вскоре,
все равно припомню впредь…
У меня такое горе,
что приходится терпеть –
как по лезвия ножа,
обезумевши, бежа…
КОТ В САДУ
Кот в саду, шелестящий хвостом словно ива
- воплощенье наива.
Кот в саду, разгребающий лапками ветер –
Простодушен и светел.
Кот и сад – как сюжет примитивной картины
- хороши и едины.
Звезды в небе висят, словно зрелые вишни,
Кот и сад – тут не лишни…
Кот и сад – эти краски замешаню густо,
Превращаясь в искусство.
«Кот в саду» - как панно, что увенчано
высшей наградой.
За садовой оградой…
Приведённые два стихотворения Лидии Григорьевой отличает легкость поэтической стилистики, определённая наблюдательность созерцателя,
как автора, живость сюжета.
Феликс Волосенков Санкт-Петербург
Фрагмент из романа в стихах
ЕРДЫН БАКРО
Глава 3
4 Албукир Мы
Ерван Гондурас Уехали
Колор я Ещерас Домой
Амрам н Стрептоцид Нас
Бекташ в Уренгой Едва
Ураз а Воттераз У
Хорог р Знали
Задир я Шалам
Умун Балам Лажа
Игда 2 Арват Лежа
Манер 0 Каддам У
Солон 0 Сидди Прав
Упар 6 Сидней Дом
Увар Натрех Стек
Гилеш г Лундей ла
Манер о Еще еще Мы
Алам д Ирасидва Ли
Ичто а Совсем Раму
Игде Опухла Пти
Вотре Голова Цы
Аман По
Салом Вот Небу
Канон И Летят
Агде Он Зяблики
Уркихо Цитра Е
Мон Два
Армавир Снег Ли
В качестве комментария скажу следующее: давненько не читал по вертикали, всё как-то тривиально, слева-направо, а тут очень даже оригинально и откровенно, осмысленно написано!
Ганна Шевченко ДООС – пчела
КОМПРАЧИКОСЫ
когда я была маленькой
одно из моих тел
украли компрачикосы
и посадили в железный мешок
с тех пор
все мои попытки расти
пресекались стальной утяжкой
дни напролет
я бьюсь головой о стену
а по ночам
слушаю как в соседних ямах
стонут тысячи
таких как я
/в принципе
можно ко всему привыкнуть
и к низким потолкам
и к отсутствию света/
Жермен Дрогенброодт Бельгия
ЖИЗНЬ
подобна эфемерному цветку
снегу на ладони
что искрится на солнце
и тотчас тает
влага мерно капает
пропитывает землю
и снова становится
ею
МОЛЬБА
Не приходи как свет
что слишком ярок
и слепит глаза
не приходи
как тьма
неосязаемая
приди
как терновник
что предвещает
рождение
розы
Журнал ПОэтов № 11(23) 2010
Этот номер открывается статьёй о Первом Всемирном Дне Поэзии 21 марта 2000 года в Театре Ю. Любимова на Таганке и сопровождается фотографией Виктора Ахломова, на которой Андрей Вознесенский, Юрий Любимов и Константин Кедров.
Константин Кедров и его стихотворение «Я играю на скрипке Пикассо»
исполнена в знакомой поэтической манере письма автора и редактора ПО:
Я играю на скрипке Пикассо
Скрипка-скрепка меж небом и мной
Я играю на скрипке Пикассо
Или скрипка играет со мной
Всё играет а я не играю
Все играют а я не игрок
Несомненно я всё проиграю
Проиграю, что б выиграл бог…
Андрей Вознесенский со своим опусом:
ДОМ С РУЧКОЙ
Как живется вам, мышка-норушка?
С наружной лестницей дом
Походит на кофейную кружку,
Перевернутую вверж дном.
Каждый день в этой кружке волшебной
Я спускаюсь ступеньками в сад,
Где подтеками божьего щебня
Вековые березы висят.
Гость, пройдя освещенную ручку,
Пробежит сквозь цветной плексиглас
Он и время становится лучше,
Чем сейчас….
Красив, многомерно, образно написано, браво!
И далее в этом номере Журнала видим произведения постоянных авторов ДООСа: Вадима Рабиновича, Кирилла Ковальджи, Валерии Нарбиковой,
Елены Кацюба с опусом:
КАМНИ, ИЛИ ЛЮДИ
Наш пращур Арбалет и матушка Тетрадь
построили для нас второй этаж любви
там платина песков и серебро Камней
когда они Луне дают прямой ответ
о числах для людей
Их «нет» прожектора музеют под стекло
где Ферсман им отец их узнавал в лицо
Их видел Галилей сквозь умную трубу
он в пышных платьях дам водил смотреть Луну
такой любовный акт, но сброшенных одежд
никто не видел там, а Камни знают все…
Александр Чернов ДООС – днепрозавр, Украина
* * *
Подогретое саке,
Охлажденные креветки,
Сад камней невдалеке
От бамбуковой беседки.
Утомленный самурай
На рассвете шепчет гейше:
«Сколько землю ни копай –
Все равно не станет меньше».
* * *
За цельность мироздания
болит моя душа –
несут одно название
по небу два ковша.
Завою, словно Маугли,
зачем их развели:
Великие и Малые
медвежие углы?
Влияют звезды вещие
на злобу наших дней –
три подписи, три трещины,
континентальный дрейф!
Маргарита Аль ДООС – стрекозАль
самому Астранному
по азбуке звука
по лестнице букв
энергия шага
энергия жеста
и сердце в параде
и в небо подарок
и Боги в повозке
и ангелов круг
любители
целователи
от красной оранжевожёлтые
клацают клапаны лифта
изсинясиянная в фиолетово
Асамый Астранный за каждого
по каждому и по каждуму
по самое каждое каждому
ешь изобилие
пей изобилие
так из зеркала в зеркало –
два метра квадратных 999 пробы
Следующие страницы номера посвящены таким авторам, как Юлия Андреева, Санкт-Петербург (Я вижу сон во сне…),
Андрей Коровин ДООС – крымозавр со стихами
ЖЕНЩИНА И ВОДА, ЦУНАМИ
Владимир Климов ДООС – климозавр
* * *
Когда мы погружаемся во Время,
познавая его –
Время погружается в нас,
позванивая игрой наших душ….
Виктор Клыков ДООС – астрозавр, Вена, Австрия, Журнал ПОэтов №11(23) 2010
«Моцарт: Фантазия до минор (К-396)»
«Брамс: Семь фантазий, соч.116»
Журнал ПОэтов №12 (24) 2010
АЛИСА В СТРАНЕ СТРЕКОЗ ДООС
Номер открывает статья главного редактора Константина Кедрова
«Алиса в стране стрекоз»
Главная тайна Алисы – троичная логика, которой занимался ее создатель математик Льюис Кэрролл. Шахматная партия в Зазеркалье, где пешка Алиса должна стать королевой, не просто игра….
Андрей Вознесенский ДООС – стрекозавр 1933 – 2010
Да здравствуют антимиры!
Фантасты – посреди муры!
В номере публикуются произведения:
главреда Константина Кедрова,
Елены Кацюба,
Виктора Ахломова,
Вадима Рабиновича,
Татьяны Данильянц,
Кирилла Ковальджи,
Александра Городницкого,
Марины Герцовской,
Александра Чернова…
Журнал ПОэтов №1(25) 2010 толСТОЙ Кто идет?
Девиз номера: Лев Толстой и другие (к столетию со дня смерти классика0
В своей редакционной статье
толСТОЙ Кто идет?
Главный редактор Журнала ПОэтов Константин Кедров обращает внимание на автора «Война и Мир» Льва Николаевича Толстого и его пресыщение в молодые годы жизни военными действиями при защите Севастополя и на Кавказе.
Автор статьи делает далеко идущий вывод: Лев Толстой принял для себя непреложную жизненную истину: непротивление злу: «Зло никогда не уничтожается злом. Но только добром уничтожается зло». И далее Кедров замечает: «То, что написано в Евангелие, Толстой возвел в закон всемирного тяготения. И ему поверил весь мыслящий мир».
Вообще, непротивление злу, если речь идет о защите Отечества, являет собой сектантские взгляды, противоположные настоящим патриотам своей Родины. Это тоже очевидно, однако Кедров об этом не пишет в своей статье.
На следующем развороте этого номера Журнала видим работы Константина Кедрова:
«Анафема Льву Толстому»
«Дюма и Мир»
«Война и Мир»
«Не могу, мол, чать»
В последнем автор предполагает возможный эфемерный диалог между Толстым и Буниным, в диалогах также участвует Достоевский, Шкловский….
Вся немыслимая ситуация автором обыгрывается вокруг произведений участников и их мнениями. Всё случайно, немыслимо и фантастично.
Леонид Столович, доктор философских наук со статьей:
«ОН УШЕЛ ИЗ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ В БЕССМЕРТИЕ»
Поскольку номер Журнала ПОэтов посвящен Льву Толстому, то в этой статье Леонид Столович анализирует философскую сторону творчества Толстого.
Он пишет, что произведения, написанные в Ясной Поляне вошли в сокровищницу мировой культуры. Но само «толстовство»
порицалось некоторыми представителями современной философии от Константина Леонтьева, Бердяева, Ивана Ильина и до Святейшего Синода.
В конце статьи автор делает вывод: «Можно быть с Толстым. Можно быть против Толстого. Но нельзя быть без Толстого».
Далее, листая номер Журнала видим статьи:
Виктор Ахломов – Кто идет? Два Ильича,
Елена Кацюба – Бабочки иного мира (палиндром),
Сергей Бирюков – «Речь о девальвации», «Тогда он сказал»,
Ганна Шевченко – «Песни рыбака»,
Кирилл Ковальджи – «БЕДА 2010»,
Алексей Торхов – «Стрекозьи тропы неба»,
Валерия Нарбикова с романом «…и путешествие».
Внимание среди прочих заметок привлекает цикл статей под общим заголовком об Австралии -
Татьяна Бонч-Осмоловская, кандидат филологических наук, Сидней, Австралия «Падающие медведи».
Журнал ПОэтов №1 (26) 2011
Девиз номера: МИРУ И ВЕЛИМИРУ.
Так озаглавлена и редакционная статья за авторством главреда Константина Кедрова.
Кедров в предисловии к статье вспоминает свою бытность студенческую в Казанском Университете в 1965 году, когда он выписал себе из библиотеки почитать пятитомник произведений полузапрещенного в то время Велимира Хлебникова. Вскоре его совсем запретили и изъяли из библиотек.
Тем не менее, Кедрову удалось в дальнейшем защититься дипломом по теме творчества Хлебникова. Данная статья содержит некоторые выдержки из дипломной работы Кедрова.
И еще несколько мыслей из Константина Кедрова на следующей странице:
…футуризмом «заразились» несколько легендарных поэтов, причем вполне спонтанно… (Новый Мир, 2006, №8)
Болезнь футуризма
(ШОКИНГ стиШОК 2010)
Поел хлебников –
В груди давид
В животе бурлюк
В кишках крученых
* * *
PAL
смертью
храбрых от
SEKAM
Поэт
ТЫ – МЕЧ
МЕЧТЫ
Мой словарь
Мой словарь немой
В нем молчит весь мир
Но весь мир не мой
В нем молчит словарь
Это были поэтические футуристические опусы – упражнения Константина Кедрова!
Далее следует и заслуживает особого внимания статья
«Поэтическое Мироздание» к 125-летию Велимира Хлебникова,
Автор: Сергей Бирюков, доктор культурологии, ДООС – заузавр,
Галле, Германия.
Эпиграфом является фраза:
«Несмотря на все толкования, порой замечательные, Хлебников остается загадочным и непостижимым или недостижимым. Кажется, мы приближаемся к нему, но он уходит, как линия горизонта».
Сергей Бирюков стал активным участником пропаганды культурного наследия Хлебникова во Франции вместе с профессором Жан-Клод Ланном и переводчиком Жан-батистом Пара в журнале Europe.
В статье приводится фраза самого Хлебникова:
« Слово живет двойной жизнью. То оно просто растет, как растение, плодит друзу звучных камней, соседних ему, и тогда начало звука живет самовитой жизнью, а доля разума, названная словом, стоит в тени, или же слово идет на службу разуму, звук перестает быть «всевеликим» и самодержавным: звук становится «именем» и покорно исполняет приказы разума; тогда этот второй – вечной игрой цветет друзой себе подобных камней».
Здесь важно, что друза – это сросшиеся в один цветок кристаллы. То есть Хлебников выявляет кристаллическую природу словесного поэтического искусства.
Велимир Хлебников «ДЕТИ ВЫДРЫ»
Мысль Велимира Хлебникова:
«Пусть пахарь, покидая борону,
Посмотрит вслед летающему ворону
И скажет: в голосе его
Звучит сраженье Трои
Ахилла бранный вой
И плач царицы…»
Журнал ПОэтов № 2 (27) 2011
Девиз номера: Кубофутуризм футуризм в кубе
Редакционная статья Костантина Кедрова – главного редактора под заголовком: «Поэт в прозе, прозаик в поэзии» о творчестве Тургенева.
Автор задается вопросом: Многие ли сегодня способны оценить тонкости тургеневского импрессионизма? Его воспринимают сюжетно, прямолинейно, а потому вообще не воспринимают. Удивительно объемно и обстоятельно Кедров анализирует, пишет: секрет «Муму» - в ее метакодовой основе.
По мнению автора статьи Тургенева и Толстого объединило полное непонимание русского характера и русской жизни.
Далее номер журнала изобилует статьями, опусами, посвященными так или иначе Тургеневу.
Владимир Миодушевский, г. Владимир
Муму
Мне папа прочитал рассказ
С названием «Муму».
И тот рассказ меня потряс
Не знаю почему.
Быть может, я люблю собак
И ненавижу зло,
Но отчего же, как же так,
Муму не вовезло?
Исполнив барыни приказ,
Герасим утопил
Муму. Второй читаю раз –
Конец такой, как был!
Я ночью в самый поздний час
Ту книгу вновь возьму –
В живых, быть может, в этот раз
Останется Муму?
Александр Люсый ДООС – текстозавр.
Статья «Иван Тургенев и структура безмолвия»
Автор акцентирует наше внимание на следующем: из Бориса Годунова Пушкина знаем, «народ безмолвствовал». «Записки охотника» Ивана Тургенева представляют структуру этого безмолвия по всей полноте.
И дальше раскрытие этой идеи.
Журнал ПОэтов № 3 (28) 2011
Дыр бул щыл убешщур скум…А.Крученых - девиз номера
В рубрике Словарь русского сюра Статья главреда Константина Кедрова
От сюра до юро
Вот некоторые мысли.
Сюрреализм начинается с Аполлинера. Именно он изобрел это слово – сюрреализм. Сегодня былой бунт уже не выглядит бунтом, а сюр совсем не сюрреален. Сюр Аполлинера – его бунт против построения стихов столбиком, когда каждая строка дисциплинированно марширует за следующей, и все вместе послушно выстраиваются в строфы.
В русской поэзии сюр не прижился.
ОБЭРИу Хармса и Введенского ближе к абсурдизму. Сюр, как сверхреальность, данная в ощущениях, реализован как метамефора.
Вот квинтэссенция статьи. Здесь зерно метаметафоры Кедрова!
К 125-летию Алексея Крученых Сергей Бирюков
Зимородок тень стер
Крылья сердце пена весны
Ты ли видишь цветные сны
Твой ли клюв еще остер?
О сирень тень и лень
О Тянь-Шань Мичурин Верлен
Лирень вытянут
Вей-вей-вей
Василиск Божидар Алексей
Сергей Бирюков:
Статья в рубрике ЛИТЕРАтуровИдение «Видеть мир насквозь»
Вираж Алексея Крученых в русской поэзии не удалось повторить никому.
Его пятистишие навсегда вошло в русскую литературу:
Дыр бул щыл
Убешщур
Скум
Вы со бу
Р л эз
Крученых писал не только чисто заумные стихи, но после ухода Маяковского был отдален от печатного станка. Он жил московским чудаком, о его декламации ходили легенды. В своей квартире Николай Асеев, по словам молодого поэта Валентина Хромова, подтягивал к потолку люстру, чтобы в запале чтения своих опусов Крученых не задел ее случайно.
Крученых шел в поэзию через изобразительное искусство. «Левые» художники, такие, как Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Давид и Владимир Бурлюки, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Павел Филонов были едины в одном - они шли к непознанному, к той выразительности, которая опрокидывала представления о мире. И Крученых был в этом смысле на острие.
Его первые книги «Игра в аду», «Старинная любовь» были им сделаны в соавторстве с Н.Гончаровой и М. Ларионовым. Кроме того «игра в аду» была написана совместно с Хлебниковым как бы в нарушение всех авторских канонов.
Крученых выпустил много рукописных книг, привлекая к оформлению разных художников.
Интересны свидетельства некоторых современников. Так С. М. Сухопаров писал: «Выступал Крученых и беззастенчиво крутил «великий русский язык». Декламируя свои нечленораздельные «дыр, бул, щыл», он сам кружился на сцене волчком, присвистывал, закатывал глаза и завывал…
Крученых аплодировали долго. Крученых выходил снова и «заумно» подвывал. Было жутко и весело. Студентки пробрались за кулисы и качали Крученых на руках, чуть не задушив его. Это было в начале 20х годов.
Однако позже он был подвергнут остракизму.
Крученых создавал поле поиска, работая с Хлебниковым, Бурлюком, Маяковским, Каменским, Гуро. В 20е годы он оказал влияние на творчество конструктивистов А. Н. Чичерина, И. Сельвинского, на младшего футуриста Семена Кирсанова, на ОБЭРИутов. Не избежали его влияния Асеев, Пастернак, Леонид Мартынов.
В 60е годы влияние Крученых испытывали Вл. Казаков, В. Соснора, Г. Айги, А. Вознесенский, Г.Сапгир, К. Кедров, И.Холин,…
В творчестве Крученых не только эпатаж, не только решение формальных задач, но и прорыв к артистизму….
Это был дайджест статьи об Алексее Крученых.
В этом номере Журнала ПОэтов читаем следующих авторов:
Андрей Врадий – МЫСЛИ,
Марина Розанова – Реинкарнация Икара,
Валерия Нарбикова – продолжение романа …и путешествие,
Галина Мальцева – Кто я?,
Амарсана Улзытуев – Веревка из Ведер,
Юлия Немировская – ХРАМ ШТЕЙНГОФ В ВЕНЕ,
Алексей Торхов – Двадцать девять пауз
И другие…
Журнал ПОэтов № 4-5 (29) 2011 Номер посвящен ГОГОЛЬ google
Открывает номер фото из спектакля Театра На Таганке с постановкой
«Н. В. Гоголь. Арабески» и статья главного редактора журнала Константина Кедрова Николай Васильевич Google
Тезис статьи: Гоголь принес в мир большую радость, а унес из мира какую-то большую тайну…
Лоренс Блинов ДООС – звукозавр, Казань
о ГО
1.b
Между «хармсом» - и «гоголем»
разницы почти нет:
и там и здесь по семь букв.
Но Гоголь и Хармс
все же отличаются
друг от друга:
у Гоголя присутствует мягкий знак! –
и на этом знак («Ь»!)
он больше, выше, и – тонЬше…
Но-с и Хармс-с ведь
В номере другие следующие авторы:
Кароль Войтыла, Иоанн Павел II Таинство Пасхальное,
Наталия Азарова друг ДООС – Гоголь и Неаполь,
Анатолий Кудрявицкий – Анаграммный Гоголь,
Алексей Торхов – Поразумиймост,
Александр бубнов - ГОГОЛЬ = LOLOVe,
Ольга Ардова – Магический круг
И другие участники Журнала ПОэтов.
ИЗ ПИСЕМ
«Ница – рай, солнце как масло ложится на всем, мотыльки, мухи в огромном количестве, в воздух летний. Спокойствие совершенное… Ветров и не дует других, кроме южного, другим некуда просунуть носа, потому что горы стали подковою… А уж чем подарит его солнце – так этого и рассказать нельзя! За два часа до захождения оно начинает творить чудеса, превращая горы то в те, то в другие цвета. Но изумительнее всего делает оно штуки с ближними горами, то есть зелеными. Эти зеленые горы делаются пунцовыми.
До сих пор не было ни одного дурного дня…».
Н. В. Гоголь из письма В.А. Жуковскому
* * *
«… вот вам известие о некоем деле, которое для вас, конечно, не будет неприятно. Я был должен великому князю наследнику 4000 рублей. При отъезде его из Дармштата я сделал ему предложение: «Не благоугодно ли будет вашему высочеству, чтоб я заплатил эти деньги не вам, а известному вам русскому, весьма затейливому писателю Гоголю; так, чтобы я ему эти деньги платил в год по тысяче рублей начав с будущего генваря (понеже вдруг сего сделать не могу вследствие чахоточного состояния мошны моей)?» И его высочество на сей вопрос мой изрек и словесное и письменное быть по сему. Таким образом, я состою вам должен четыре тысячи рублей, с коими и пребываю». Ваш богомолец Жуковский Из письма Н. В. Гоголю
Журнал ПОэтов № 6-7 (30) 2011 Тема номеров СКИФЫ и СФИНКСЫ
В редакционной статье Константин Кедров с присущим только ему глубочайшим поэтическим юмором пишет:
Да, сфинксы мы, да, азиаты мы, простите, оговорился. У Блока не сфинксы, а скифы…. Но сфинксы загадочны. И далее автор развевает тему древнего мира, царя Дария, переходя к Наполеону и дальше к Льву Толстому и к своим предкам Челищевым из калужской губернии.
Виктор Ахломов «Кто придумал поцелуй или АМУРтизация Библии»
О Адаме и Еве, Эдеме, Искусителе-Змее и кролике, которого змей почти проглотил, но зайчика спасли из пасти Искусителя, так он – кролик был любимой игрушкой Евы. За это Змей отомстил Еве и Адаму…
Другие авторы номера:
Илья Крутик – Анакреон-1,
Аглая Соловьева,
Яна Павелковская,
Егор Труфанов – Зависимость,
Александра Заболоцкая – Муся и КВЖД,
Владимир Миодушевский – Первая любовь
И другие авторы….
Владимир Порядочнов, ДООС – тулазавр, Ноябрь 2023 г. – Май 2024 г.
Свидетельство о публикации №124052104953