Наивные. Глава 20 - В одном из дублинских притонов
Всех гнать взашей,
Кто наследил в душе моей!
В.Ф. Николайчук, "Наивные", глава 20
Недельный отчёт агента из Европы посвящён исключительно Ирландцу, выступившему с зажигательной речью в общественном заведении Дублина. Ирландец не совсем тот, за кого себя выдаёт, это видно из его негативного отношения к работорговле и рабовладельцам. Глава отличается длинным приложением за счёт укороченности стиха.
Всё шло, как водится, отлично
Поскольку было всё привычно,
Да вот беда, так уж беда:
Ходили в Йомен поезда.
Из свежей принесённой почты
(Звонарь вовсю своё читал)
Их секретарь добыл такое,
Что, покачнувшись, кулем пал
Со стула вместе с бахромою,
Всю скатерть прихватив с собою.
И вот Сэм Чок идёт на место;
Несут ту бомбу и ему;
Он прочитал, сверкнул глазами,
Но замычал одно лишь «му» –
«Мужайтесь» он хотел сказать,
Да где же сил на это взять;
«Муму» какое-то, «муму»,
Нам совершенно ни к чему:
Одно мычание не сможет
Нам всё по полочкам разложить;
Тогда рванул рубаху он
И треск пошёл, и будто стон…
Он на глазах синел при этом;
Сидел мертвец, не видел света,
Валялись пуговицы все,
Одна лишь в сжатом кулаке.
Лицо подёрнула гримаса,
Таким его никто не знал:
«Он получил удар достойный», –
Вот всё, что каждый понимал:
– Гурон подкрался незаметно,
Спастись нет шансов никаких.
Мой дед кидал так лишь бушменов (1),
За связку ниточек цветных.
Да что мой дед, – послушник он (2),
Не нарушающий закон
Цивилизованных ватаг:
«Не лезь под пушечный накат».
Но дуракам закон не писан.
Они морочат даже нас, –
Пробивших лбами Кордильеры (3),
На всё готовых хоть сейчас. –
Оратор медленно, со сбоем,
Овладевал самим собою:
– Отчёт из Дублина недельный
Агент наш верный подогнал,
И что я вижу?! Матерь божья!
Какой змее я доверял!
В одном из дублинских притонов
Под вопли: «Режь!.. Коли, Ардал!
Оставь в живых одних мормонов (4)! –
Орал Ирландец на весь зал, –
Мир хижинам! Свободу неграм!
Позор позорным палачам,
Снабдившим плётками смотрящих!
Лжецам, убийцам, торгашам!
Когда и где на белом свете
Существовал ещё народ,
Который мог бы так безбожно
Себе присваивал доход
Добытый потом, кровью негров
На самом пике своих нервов?!..
Вот им самим бы за копейки
Растить под солнцем колоски,
Свиней откармливать, индеек,
Доить коров не с той руки,
Да с хлопком чёртовым возиться,
И чуть живым, придя в барак,
Упасть на грязный свой тюфяк:
Всё, не могу! Пойду давиться!
С утра нас бросят на табак
И всё за так, за так, за так…
Свободу неграм, каторжане (5)!
Ещё при жизни чтоб смогли,
Освободить рабов южане,
А северяне помогли (6)!
Вернётся сон к вам, уверяю,
Жить сразу станет веселей
И может быть к закату жизни
Вас примут в общество людей!
Что, уверяю вас, важнее,
Чем индульгенция злодею,
Когда никто уже не верит,
Что он когда-то в что-то верил,
Как только жабе золотой
С неистовством и всей душой;
Утяжеляя вашу душу
Своя же жаба вас задушит!..
И нашей дружбе заказной
Отпущен срок был небольшой.
Финита (7) славное словечко!
Цирк уезжает – тра-та-та!
Мои счета трещат от денег,
Но счёт мой прежний, господа.
Всегда рад буду вас увидеть
В прекрасном грабовом гробу,
Да с эпитафией достойной, –
Уж это сам я сочиню:
«Здесь отдыхает от грехов,
Забывший совесть, Питер Гофф…
…И слёзы скаредной Дороты
В жиру шипят… одна дорога
Приводит сих джентльменов в ад:
На мир (8) работать не хотят».
Хотел я написать «на жён»,
Для тех, кто на супружниц зол,
Да передумал. Вдруг Эдит
Поставит это мне на вид.
Я – человек. Мне нужен отдых
И силы для святой борьбы,
Тогда как в солнечной Мальорке (9),
Лапша бесплатна и бобы:
Мы все ирландцы экономы,
А вы, – суть язвы и саркомы.
До сей поры пиратский флот
Везёт вам негров круглый год (10),
И нас, оставивших свой кров,
Везут в отрепьях, как рабов (11):
Коль сгнил картофель на корню
Стоит ирландец на краю
Бостона – города и ждёт,
Быть может кто-то подойдёт
И отощавшего скитальца
Возьмёт за хлеб один без сальца
Ночное золото возить,–
Легко сказать! – ещё грузить!
И он бедняга будет рад,
Как развернётся на свой лад.
Лишь отдохну – начну поэму
О преступленьях, о борьбе,
О трудностях, о лицемерах,
О непростой своей судьбе.
О том, как бился за свободу
С врагами Родины моей
И с полудурками Йомена
Пузатых клеил снегирей.
Поэма будет глав на тридцать,
В ней три идеи: меньше свиста!
Дурдом закрыть! всех гнать взашей,
Кто наследил в душе моей!
Ирландцы, братья, верьте мне!
Я ваш, я свой, я весь в огне…».
ПРИМЕЧАНИЯ В.Ф. НИКОЛАЙЧУКА
1) Бушмены, аборигены Австралии.
2) Послушник,
в монастыре член братии, отличающийся особым послушанием, готовящийся принять монашество и проходящий монашеский искус – испытание, проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание.
3) Кордильеры,
горная система, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.
4) Оставь в живых одних мормонов!
Вероучение Мормонской церкви настолько сильно отличается от вероучений других протестантских церквей, что это вызывает симпатию у ирландцев, являющихся католиками по вероисповеданию. (По вероучению мормонов хорошую загробную жизнь можно заслужить только добрыми делами на земле, но не покаяниями и верой в Иисуса Христа). В 19 веке ещё не стёрлась из памяти западных христиан Религиозная Реформа XVI в., вызвавшая целый ряд войн как междоусобных, так и международных. Эпоха страшных религиозных войн между католиками и протестантами, получивших международный характер, охватывает собой целое столетие (1546 – 1648).
5) Свободу неграм, каторжане!
Грубое напоминание американцам о временах английской колонизации Северной Америки, когда англичане кораблями высылали своих уголовных преступников на освоение земель северной части Нового Света.
6) При вашей жизни, чтоб смогли,
Освободить рабов южане,
А северяне помогли!
Пророческий призыв Ирландца с указанием сроков его исполнения сбылся: рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861 - 1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Последним штатом, ратифицировавшим эту поправку, был Миссисипи в 2013 !!! году. Война Севера и Юга произошла не из-за желания освободить страну от рабства. Покупать рабов для фабрик Севера было дорого; получить дешевую "свободную" рабочую силу для Севера было намного выгоднее.
Параллель между последним предложением текста и пребыванием большого количества эмигрантов и уже не эмигрантов в стране Россия проведите сами: для бедных, стремительно вымирающих русских это грозит демографической катастрофой, для богатых космополитов – это сверхприбыли, сулящие им роскошную жизнь в любой развитой капиталистической стране Запада.
7) Финита,
финита ля комедия, выражение, предписывается итальянскому языку, употребляется, когда всё шло хорошо, и вдруг настали неблагоприятные обстоятельства.
8) …На мир работать не хотят.
Здесь слово «мир» понимается в значении слова «общество».
9) Мальорка,
остров в Средиземном море, принадлежащий Испании, излюбленное место отдыха европейцев.
10) До сей поры пиратский флот
Везёт вам негров круглый год.
«В начале 19 в. В Англии и США были приняты законы, запрещающие вывоз рабов из Африки. Международная работорговля была объявлена вне закона как пиратство (морской разбой) и контрабанда. За это преступление грозила смертная казнь. Международная работорговля была запрещена, но рабство негров ещё сохранялось в некоторых странах Южной Америки, в английских колониях – на островах Вест-Индии (до 1833 г.) и в США (до 1863 г.), где продолжали торговать людьми, как скотом.
США неохотно согласились на запрет Международной работорговли и вовсе не собирались серьёзно проводить этот закон в жизнь. Американские власти смотрели сквозь пальцы на действия пиратов-работорговцев. В бухтах Флориды работорговцы имели свои гавани и стоянки. Нью-йоркские купцы снабжали их деньгами. Подсчитано, что между 1808 и 1860 гг. в США было доставлено контрабандным путём полмиллиона рабов. Но мы никогда не узнаем, сколько рабов было выкинуто за борт по приказу капитанов невольничьих кораблей, понявших, что им не уйти от погони английских военных кораблей, встреченных в Атлантическом океане. По английским законам наказанию подлежал только тот работорговец, который был, застигнут в море с «живым» грузом на борту».
(А.С. Завадье, «Международная работорговля в 15 – 19 веках», Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста, 7 том, издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, Москва, 1961 год.)
«После 1713 года, когда Англия добилась права асиенто – исключительного права торговли неграми-рабами – английские военные суда проверяли другие парусники. То есть, американские работорговцы-контрабандисты выбрасывать рабов за борт судна и топить их при приближении британских военных кораблей начали с 1713 года. Сколько погибло людей, таким образом, с 1713 по 1808 гг. мы уже никогда не узнаем».
11) И нас, оставивших свой кров,
Везут в отрепьях, как рабов.
Были в США и белые рабы. Среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии в 1649—1651 годах.
С африканскими рабами, незапятнанными приверженностью к ненавистной католической доктрине, зачастую обращались даже лучше, чем с их белыми ирландскими товарищами по несчастью.
Африканские рабы ценились достаточно высоко, ирландские же рабы были намного дешевле. Практика скрещивания ирландских женщин-рабынь и африканских мужчин продолжалась несколько десятилетий и стала настолько распространенной, что в 1681 году вышел закон «запрещающий спаривание ирландских женщин и африканских мужчин с целью производства рабов на продажу». Этот запрет ввели исключительно по причине того, что он наносил урон прибыли английской компании-перевозчику рабов.
(Краткая история американской работорговли с картинками и фотографиями «Люди – наше богатство», информация и фото с интернета, основа информации:
Ефимов А. В. Очерки истории США. 1492—1870 гг. Учпедгиз, Москва, 1958 г.)
12) Коль сгнил картофель на корню
Стоит ирландец на краю…
В результате Великого Картофельного голода 1845-1850 гг. четверть населения Ирландии (2 209 961 человек) либо умерла от голода, либо эмигрировала в соседние страны.
Великий голод на ирландском острове был вызван сразу несколькими факторами: с одной стороны – колонизация Ирландии британцами привела к тому, что коренное население практически утратило свои земли, островитяне были вынуждены платить огромную плату английским и шотландским лендлордам. Спасением для крестьян был картофель.
Однако в те далекие времена ирландский картофель поразил фитофтороз. В 1845 году большинство урожая сгнило. Из-за этого в стране начался голод, на фоне которого развились разные болезни – холера, тиф, дизентерия. Британское правительство, несмотря на это, не приняло надлежащих мер. Даже наоборот – поборы с местных землевладельцев увеличились.
К тому же, местная администрация не запретила экспорт продовольствия из Ирландии. В то время как в стране умирали люди, на суда, идущие в Англию, продолжали грузить еду. Новости об ирландском горе достигли других стран. Иностранцы пытались помочь Ирландии продовольствием. Но британцы пытались препятствовать этому.
Турецкий султан Абдул-Меджид I предложил выделить 10 тысяч стерлингов на помощь пострадавшим, но королева Британии Виктория запросила лишь 1 тысячу, так как, сама ранее выделила 2 тысячи стерлингов. Тогда султан тайно отправил в Ирландию три корабля с продовольствием. Эту провизию пытался блокировать британский флот, и тем не менее, кораблям удалось прибыть в ирландский порт Дрохеда.
Память о Великом голоде до сих пор жива среди ирландцев, где бы они не находились.
(«Великий голод в Ирландии: Геноцид или бедствие», Дублин, Ирландия).
На фото памятник ирландским эмигрантам в Филадельфии (США).
Свидетельство о публикации №124052101270