Царевна-Лебедь

Врубель,
Мир фантастический, странный и зыбкий
Метаморфозы,
Музыка, опера,
Театр музыкальный его доминанта.
Забела.
Голос сопрано-колоратура,
Внешность таинственная,
Фантастически странная, словно из  сказок.
По словам современников,
Голос легкий и ровный-ровный,
Нежно-свирельный,
Наполненный красками,
Их переливами,
Предельно выразительный
И совершенно спокойно льющийся.
Казалось, природа сама,
Играет, поет на этом
Одушевленном музыкальном инструменте...

И какой облик!
Эти широко расставленные глаза,
Пленительно-женственная,
Зазывно-недоуменная улыбка,
Тонкое и гибкое тело
И прекрасные длинные руки.

"Царевна-Лебедь" - сценический портрет Забелы.
Врубель пишет жену
На фоне собственных декораций
К "Сказке о царе Салтане",
В костюме, сочиненном им для спектакля.
Но сценическая условность преображена
Мощным натиском врубелевской кисти,
Претворена в сказочную.
На глазах зрителя совершается чудо -
Превращение морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь,
Уподобленные ее драгоценными одеждами.
Неверный свет заката трансформирует реальность,
Делает ее зыбкой и многозначной.

Перламутровый колорит картины словно
Порожден музыкой оперы Римского-Корсакого «Садко».
Обладая даром синестезии —
Умением видеть музыку в цвете,
Врубель мог без конца слышать оркестр,
В особенности море.
И каждый раз находил в нем новую прелесть,
Видел какие-то фантастические тона.

Зыбкий и нежный,
Таинственный и волнующий образ Царевны
Хранит в себе лиричность
И задушевность пения Забелы
На все века.


Рецензии