Автобиография. Попытка номер два

  Итак, чтобы описать себя (а мы помним, что слово автобиография мы заменили на слово самоописание, дабы расширить поиск того, кого мы собираемся описывать), надо как-то себя увидеть. Как увидеть себя? Где этот я? И я рефлекторно смотрю на свои руки. Но это руки. Это только мои руки. Казалось бы, проще простого - посмотри в зеркало. И мы снова возвращаемся к телу, как будто ничего иного, за что можно зацепиться, у нас нет. Хорошо, пойдём ещё раз по этому кругу.
 Но дьявол кроется в деталях, а бог в мелочах. Даже неживая материя реагирует на то, что на неё кто-то смотрит (можете сами найти в интернете описание опыта с электронами), а уж живая... И люди, и животные, все как-то меняют своё поведение, едва обнаруживают на себе чей-то взгляд. Это только кажется, что артист на сцене настолько привык к зрителям, что ему всё равно - ему очень не всё равно! И если он репетирует совершенно один, в пустой комнате, это не то же самое, если на репетиции присутствует ещё кто-то.

 Итак, мы посмотрели на себя в зеркало и... Первое, что мы обнаруживаем, это то, что на нас смотрят - мы встречаем свой собственный взгляд. Мы всегда его встречаем, когда видим себя в зеркале, всегда, с самого первого раза в детстве. И мы не знаем насколько мы иначе выглядим без зеркала. Это какой-то объективный принцип природы всех вещей и существ: взгляд на тебя меняет твоё поведение. Значит, в зеркале всегда не ты! Или не совсем ты, а тот, с изменённым поведением. Но ты к этому давно привык, и не замечаешь. А потом ведь, и никогда об этом не задумывался, да? И ты сам не знаешь, как и насколько ты всегда, привычным образом, меняешь своё поведение и внешность под действием взгляда из зеркала.

 Так где же ты настоящий, не изменённый? Может быть в глазах других людей, которые за тобой подглядывают исподтишка? Или просто смотрят куда-то и случайно замечают тебя, наблюдают, а ты об этом ничего не знаешь и ведёшь себя естественно...
 Можно было бы на этом остановиться, и считать объективным этом взгляд, если бы не одно но. Откуда мы знаем, сколько фильтров в голове у наблюдателя? Что он видит, когда смотрит? Насколько специфичны все его органы чувств, начиная с сетчатки глаза, и заканчивая даже не зрительным центром, а умом и сердцем (то есть как он понимает то, что видит, как интерпретирует, через какие теории смотрит, что при этом чувствует)? Поэтому результатам видения стороннего наблюдателя абсолютного доверия нет. Тем более, что сколько будет наблюдателей, столько и разных "объективных" картин тебя. То есть сплошная субъективщина, и никуды не деться ат этова!

 Итак, сделаем предварительный итог. В поисках себя, даже упростив задачу до безобразия, то есть снова приравняв себя к телу, мы обнаружили: 1) некоего субъекта в зеркале, который чем-то, предположительно, на нас похож, и что-то в себе имеет то ли наше, то ли против нас;
2) образ нашей внешности (и, возможно, внутреннего состояния, каких-то характеристик, которые додумываются), тиражируемых в бесчисленных вариациях в головах сторонних наблюдателей;
3) и, так и не обнаруженного объективно себя самого, вне искажённых отражений, в существовании которого мы всё же не сомневаемся, поскольку чувствуем себя даже с закрытыми глазами.

  Продолжим поиски возможностей обнаружить, как выглядит хотя бы наше тело объективно, без искажений (да, возможно, искажения незначительны, и представляются нам несущественными, но капля яда в бокале вина, делает всё вино ядом).
 В наше время в отличие от древних времён, появилась новая, и, казалось бы, совершенно объективная возможность увидеть себя со стороны. Фотоаппарат и фотография. Вот уж точно его нельзя заподозрить в субъективности, идеологической зашоренности, религиозном фанатизме, национальном шовинизме, или какой-нибудь шизофрении.
 Фотограф может снять тебя и в фас, и в профиль, и под разными углами. Тебя может снимать скрытая камера, так что ты не будешь о ней знать, а значит не станешь менять своего поведения, и внешность твоя никак не преобразится от сознания, что на тебя смотрят, потому как не будет этого в сознании.
 Так что, мы нашли идеальный и объективный способ обнаружить и узнать хотя бы как выглядит наше тело?
 Как будто бы да... И наши друзья, знакомые, которые видят нас со стороны, подтвердят, что на фото именно мы - ну, если мы вдруг усомнимся.

 Что не так? Вы видели себя на фотографиях в профиль? Как вам? Вы помните это странное ощущение: "Это я? Это я так выгляжу со стороны?! Блииин!" - есть такое, да? Мы как-то не очень согласны. Нам нужно к этому привыкать. Мы смотрим на себя в этом случае, как на не очень точную копию, как на какого-то двойника. Да, мало ли как там линзы в фотоаппарате работают, может тоже искажают!
 И вот тут я обнаруживаю любопытное видение: если в тот момент, когда нас снимала скрытая камера, мы действительно были естественны, чем-то увлечены, во что-то погружены, и совершенно не следили за тем, как мы выглядим, где у нас руки, что с причёской, дурацкая ли ухмылка на лице, то, когда мы такими себя увидим, узнаем ли?
Ведь, если мы себя не контролируем, то и не наблюдаем. А если мы себя такого никогда не наблюдаем, то и не знакомы с таким собой!
 Можем ли мы быть незнакомы с самим собой? Если да, то это шизофрения какая-то, потому что кто с кем познакомиться должен? И кто из этих двоих настоящий? Если оба, то... я замолкаю и ухожу в созерцание. Тут и сказать больше нечего.
А если только кто-то один, то кто? Тот, который наблюдает, или тот, с кем мы не знакомы, и можно бы и познакомиться? Но тогда приехали, конец познанию. И я тоже ухожу в медитацию  - два раза дзен на ровном месте!

 И, чтобы закончить тему с фотографией, ещё одна мысль: современный человек настолько привык быть под наблюдением, что, возможно, мало кто расслабляется и становится естественным даже когда он совершенно один. То есть подсознание постоянно начеку: мало ли, вдруг кто-то зайдёт, или тебя снимают... Поэтому напряжение, бдительность в отношении того, как ты выглядишь, становится, или уже стала, тотальной, непрерывной, важной и условно-рефлекторной. Это такой фон, который сначала был вроде болезненной реакции психики целого общества, тотальным самоконтролем, а теперь его делают элементом культуры, и молодёжь не покладая души, трудится над своей внешностью, аки пчела, а то, не дай бог, кто-то случайно увидит, а ты не при полном прикиде глобального самовыражения!
То, что это истощает психику, то ли наплевать, то ли невдомёк. Мне кажется, глобалисты, занятые сокращением населения до миллиарда, продумывают все эти, кажущиеся естественными, молодёжные течения, которые должны взять человечество измором. Так, чтобы оно стало депрессивным, не размножалось, презирало рудиментарный элемент древней культуры - семью, и спасение видело в освоении цифровой культуры и играх в самовыражение. Для следующего поколения, ещё не родившегося, уже планируется что-то более страшное и изощрённо незаметное. Но это уже совсем другая тема. А пока я, так и не сумевший даже приблизиться не только к самоописанию, но даже к автобиографии, так и не обнаруживший себя, прощаюсь с вами до следующей попытки.


Рецензии