23. Татианины петухи. Этнография
Татианины петухи
Марина Бондарева, Скопинский уезд Рязанской губернии
Не каждая встреча ложится на сердце тёплым налётом радости. Не каждое слово может расцветить городскую уставшую душу, снулую и сонную, как рыба на зимнем дне. Но иногда цепь неслучайных случайностей дарит тебе встречу, о которой даже ещё и утром этого дня не помышлял и не задумывался…
…А петухи у бабушки Татианы - именно так, через протяжное, уводящее во время долгое «и», она произносит раз за разом своё имя - забавные. Не такие, как в моём забытом-далёком детстве, яро-бронзовые, с чуть свёрнутыми набекрень, поседевшими от зимних морозов гребнями, а поменьше, дивного серо-розового цвета, с тёплым солнечным отливом.
На стене навеса-прохода во внутренний двор, куда мы заглянули, между поживших досок среди роскошных пуков укропа привычно приткнут серп. Дальше не пошли. Приглашения не следовало, а пугать-упрашивать не хотелось. Так и стояли в первый сентябрьский день у растрескавшихся штакетин палисадника.
Как сказать человеку, который обыденно-незнаемо несёт, казалось ушедшую безвозвратно вековую крестьянскую красоту говора, быта, костюма, собственно и заставившего нашего многоопытного водителя по моей просьбе медленно и мягко развернуть машину назад, как сказать – что он необычайно красив и редок.
Говорю, как есть, как чувствую – позволь полюбоваться-порадоваться на тебя, бабушка. Разреши посмотреть, как платок носишь-накидываешь, нам такой манеры теперь не разуметь, не перенять. Смеётся. Стесняется. Говорит, что «не в красивом одета, а в обыденном. Всю красоту в прошлом годе продала, а это так, по осени»…
Синяя прошва у шерстяной домотканой юбки (по укладу этого села с правого бока прилажена) куском более ярким в нижней части подновлена. Клеточки понёвы из красной, зелёной и белой ниточек – не местного извода, в другом селе перекуплена. Охаю. Ахаю. Вокруг поворачиваюсь-трогаю. Оттаивает наша новая знакомая, из глаз лучики пускает. Тут уж я прошу платочек снять (покупной «на метр», рябенький, чёрными частыми малыми шашечками по белому полю, с заломом-носиком), правильно повязывать поучить. Про «рожки» выспрашиваю, не без умысла подначиваю, свой волос-то, или тряпочки накручены?
Смеётся уж совсем открыто хозяйка петухов, что так зацепили моё сердце. Лицо молодое-молодое, а ведь уже за восемьдесят. Степенно раскрывает голову, а там – рябенько-рябенько. Чёрный и белый волос друг к другу прилёг, и всё это ещё не отцветшее бабье богатство от уха к уху косами заложено, обычной холщовой тесьмой (такую у нас на заводе для обмотки деталей использовали) крепенько переплетено. Красота! Красота уходящая… Так и мать, и бабка, и прабабка Татианина после замужества свой волос на веки-вечные от людского глаза прятали-укладывали.
Повязала Татиана свой рябенький платочек, тут черёд и до нагрудной планки дошёл – нашивки кумачиковой длиной в две детские ладошки, закрывающей разрез. Про зауженные рукава повседневной старушечьей рубахи и ластовичку мы с бабушкой всласть поговорили. А вот складочки горловины и поликов она сама не делала – две мастерицы по этому непростому делу у них отдельно работали. И ленточки для изуложки понёвной, на манер « хранцузской», где штампиком масляной краской красные, синие и белые цветочки с зелёными листиками-разживкой пущены, по случаю прикупались. Говорит, что местные сами не делали. Про то, что понёву простую, без украшательств, с одним шерстяным подпольнем-мутовизом (тканьё на дощечках), могут и наизнанку надеть, слышала. А вот увидела в первый раз.
Сияет бабушка Татиана от такого внимания. Кур с петухом из проулка во двор мне согнать велела (видно за деревенскую признала). Говорит, что вот вышла за ними-то со двора, а тут на тебе, деваха городская разговорчивая зацепила, продыху-проходу не даёт. Но видно, всё правильно сложилось-сделалось, потому как сама наша хозяйка (я потом с неё по моим мыслям куклу сделала «Знакомая бабушка») предложила посмотреть «остаточки», занавески домашние, своего извода. Одна мне особо понравилась, потому как первое дело, когда даже самая простая вещь вручную с любовью и аккуратностью сработана. Швы и шовчики, разрезы на боковых дополнительных четвертушках-полотнищах и зауженных рукавах, куда малая ластовичка встроена – всё глаз радует.
Уступила я Татианино рукоделие своей спутнице. Она гостья неблизкая, да и нужнее ей. А сама всё выспрашиваю, словесную радугу-крошку пускаю. Не для сухоты-выгоды, но от радости искренней сердечной. Время погодя вынесли нам фуфаечку. Лет тридцать назад местная мастерица стёганую, тёмную, с разъёмным хлястиком и двумя пуговицами тёплую одёжу нашей новой знакомой ладила. Только вот не пойму никак, отчего всё нутро-подкладка, как радуга, ярким ситчиком светится, сине-красно-малиновым цветком по светлому полю идёт и от людей добрых прячется. По какому такому уговору на погляд ноченьку тёмную выставлять, а радостный цвет изнутри к душе прилаживать? Хотя, может так и надобно, надёжней так и теплее, для души-то…
Я, в свой черёд, хозяйке про бабушкину плюшевую жакетку рассказала, что от времени из иссиня-чёрного цвета в малахитовый отлив перешла. Приталенная, с крючками вместо пуговок и потайным кармашком. А она уж совсем вверилась, в дом позвала, сказала, что там наши покупки «скатает», «смотри, сколько лет лежит в сундуке, а всё не мятое». Мы, как в дом заходить, справа, в холодном чулане, валенки и шубу баранью приметили. Ах, шуба-шубовец, из никольских из овец. Такую я навыворот на Рождество в нашей деревне надевала. Хорошая шуба. С изнанки (благодать-то какая!) чёрно-белая овчина как-то уж очень облюбовано и ритмично чёрно-белыми пластинами сшита. Глубочайшие вшивные карманы. Узкая обшивка на полах. Воротник среднего размаха. Такая шуба первое дело для свадеб и для родин-крестин. Наша бабушка в ней в церковь ходила. Теперь шуба тяжела нашей хозяйке стала, предложила купить. Не купили. Для другого случая приберегли.
А вот синюшку холщовую туникообразную (это домашняя рабочая бабья одежда) и старушечью домотканую рубаху вдобавок к занавескам (фартукам с рукавами) за отдельную плату взяли. Бога в помощь в приоткрытую дверь крылечка бабушка Татиана (для меня теперь «Знакомая бабушка») нам послала. На ступенечку не спустилась. А вот вслед смотрела долго и, кажется, немножко грустно, пока мы к указанному ей дому шли…
Искренне, чуть-чуть грустно,
Марина Бондарева
из своего забыто-далёкого детства, где живут яро-бронзовые, с чуть свёрнутыми набекрень, поседевшими от зимних морозов гребнями петухи…
Свидетельство о публикации №124051906250