Литклуб - Уроки - Достижения - Задачи
или
ДОСТИЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ ЛИТКЛУБА "ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СТРОКИ" - репортаж и эссе
Генеральная репетиция к отборочному туру в ВАО к празднику 9 мая от Совета Ветеранов прошла в Театре Моссовета 22 апреля 2024 года. Это мой репортаж с места события, с уроками-размышлениями и примерами для моего дорогого Литклуба «Целительные Строки», обращение к соклубникам, с осмыслением итогов и задач для Клубного роста. Поэтому это эссе.
* * * *
Вторым новостным событием вчерашнего дня (22.04.2024) явилось участие членов нашего клуба в Генрепетиции в Театре Моссовета, в подготовке к концерту ко Дню Победы, который состоится 3 мая 2024 года в Театре Моссовета, Москва. Это мероприятие от Совета Ветеранов ВАО, с присутствием телевидения, мероприятие ответственное, высокого уровня. Чтобы понять, что это за уровень, надо просто сходить на концерт и посмотреть. И проверить: насколько мы этому соответствуем, и куда расти?
В Восточном Административном Округе г. Москвы восемь районов. И требовалось отобрать всего восемь номеров на этот концерт, а отобралось почти сорок. Перебор. Репетиция была длиннющая: с одиннадцати утра до трёх дня. И я на ней была, и во все это вникала, училась на чужом опыте. Чему?
-организовывать концерты,
-проводить Генеральные репетиции (они необходимы!),
-знакомилась с их концепцией построения концерта
-и поведения артистов на сцене,
-устанавливала прямые контакты с руководством,
-презентовала наш Литклуб, и не раз,
-делилась с руководством мнением о том, что получалось у них,
-опять же презентуя на будущие концерты наш Литклуб.
(Поэзии у них было мало: недобор и недооценка ее значимости; засилье, по старинке, женского песенного репертуара).
-помогала представителям от нашего Литклуба на этой сцене - адаптироваться лучше,
-прорепетировать больше,
-встать в первом ряду при общем построении.
Да-да! И такое обязательно бывает! Вспоминаю, как на Новогодний Концерт я с трудом добивалась репетиции этого построения. А ведь оно необходимо! И репетиция входа на сцену и общего выхода со сцены была в Театре Моссовета. (Фото общего построения, когда все участники концерта вместе поют "Катюшу" в начале и другую песню в конце концерта, размещу).
Никто не разбегается, выступив индивидуально. Все сидят в концертных нарядах и ждут финала, когда репетируют общее построение на начало и финал всего действа. Колоссальный труд организаторов концерта: беспрерывный, в эмоциональном и умственном напряжении и диалоге множественного общения!
* * * *
Мы, Литклуб "Целительные Строки", минувший и первый наш год с момента рождения Клуба, провели стратегически правильно:
• не просто читали стихи свои и известных поэтов друг другу, сидя в замкнутом пространстве нашего клубного помещения,
• а учились делать это презентабельно: перед камерой телефона, чтобы посмотреть на себя и коллег со стороны и иметь возможность улучшать свои декламационные и презентативные качества, чтобы выглядеть все лучше, читать увереннее и интереснее, и все больше нравиться потенциальному зрителю.
• Улучшение качества чтения (декламации) стихов вслух и перед публикой (публичное чтение) являлось важнейшей задачей нашего клуба с самого начала.
• Кто это не совсем понял, не воспользовался в полной мере преимуществами такого формата обучения (практика этого и минирепетиция на каждой встрече), то вы имеете возможность осознать это сейчас и на будущее, и пользоваться этим.
• Это - необходимая обязанность каждого, кто хочет выйти на сцену: работать над собой! Слушать подсказки со стороны, учитывать их и применять, обязательно репетировать дома перед общей встречей, усовершенствуя свои навыки.
• У нас сложилась и выковалась уникальная мастерская по воспроизводству артистов-чтецов. Пока - для сцены нашего ЦМД, с перспективой выходить на бОльшие сцены, окружного и Московского уровня. Таковы наши задачи, тенденции и планы (одна из задач).
* * * *
Литклуб «Целительные Строки», родившись только в августе-сентябре 2023 года, в декабре дерзнул проявить себя на общей сцене ЦМД, заявив о себе комплексно, как о Клубе, к Новогоднему Концерту со своей Поэтической Презентацией. Фотография общего построения клуба с тех пор является лучшей и красивейшей.
• И после первого выступления мы провели ещё три полных концерта, приглашая к себе в гости в концертное участие и иные дружественные клубы. Особенно это относится к "частникам"-танцорам.
• Танцы - редкое и желанное украшение любого концерта. А в возрастной категории исполнителей танцев становится найти все труднее, ибо их меньше и меньше встречается в природе, и потому они становятся уникальным украшением сцены.
• Мы пригласили в наш клуб вступить уникальную по доброте, светлости и красоте танцевальную пару "Грация" (Винокурова Эльвира и Виктор Кочин), так как из концерта в концерт мы находились в сотворчестве рядом и вместе;
• и эта пара участвовала и в нашем праздничном чаепитии 1-го апреля 2024 года. Вы помните их и чудесный пирог к чаю, который испекла Эльвира. Они считаются с тех пор членами нашего клуба.
• И потому в нашем репертуаре имеются авторы и исполнители стихов, авторы и исполнители песен (барды) и танцоры. За минувший год мы основательно проработали тему сцены, основательно пытались и пробовали это сделать. И у нас многое и многое хорошо получилось! Можно гордиться собой в этом плане вполне, ставя задачи к усовершенствованию на будущее.
* * * *
• Хочу сказать, что отнюдь не все Поэтические клубы и объединения такую задачу ставили и чего-то в этом плане достигли. Вовсе нет. Как правило, сидят и читают друг другу стихи, и это все.
• Так что мы напряглись и шагнули далеко вперёд, освоив этот вид деятельности. Теперь надо нести его в массы, то есть выступать на концертных площадках, вплетая свое искусство чтеца поэзии в исполнительский репертуар певцов.
• Для этого мы должны стараться: чтение друг другу отличается от сценического чтения. Но только мы и можем (качеством своего выступления) "приучить" зрителей воспринимать поэзию с интересом и уважением, а то и с восторгом, как это было "в эпоху поэтов-шестидесятников"!
• Чтобы сравнить себя "для сцены театра Моссовета" - достаточно прийти и посмотреть концерт 3-го мая там. А с Генрепетиции у меня есть всего два минифрагмента стихов оттуда, (потому что в концерте у них только два стихотворения и предусмотрены). И я их для примера и размещу здесь. Обратить внимание стоит на содержание - исполнительское мастерство - что именно сейчас отобрали.
В комментариях приведены два фрагмента прочитки стихов, которые отобрали для большой сцены: 1) Алина Манутова – «Баллада о зенитчицах»; 2) Стихотворение «На безымянной высоте» с пропеванием частично, почти инсценировка. Авторские стихи, стихи неизвестных авторов для большой сцены не брали.
3) Третьим видео в комментариях идет общее построение всех-всех артистов для коллективного пропевания песни общеизвестной в начале и в финале. Можем "взять на вооружение". Обратите внимание на костюмы: все концертные, у женщин - платья в пол или до щиколоток. Здесь четыре крупные коллектива, каждый одет в платья своего цвета, единообразие и уникальность для узнавания коллектива. Цвета костюмов однотонные, никакой пёстрой ткани. Украшения имеются и достаточно. Стоят полубоком, однообразно стройненько. Нашему коллективу тоже нужны единообразные знаки-символика, отличие в одежде.
4) Четвертым в комментариях идет фото. – Это наши артисты на сцене во время Генеральной репетиции.
(Продолжение во второй части, доступной по ссылке: https://vk.com/wall193595056_8954 )
Ирина Мирдар
ГЕНРЕПЕТИЦИЯ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА – УРОКИ - часть вторая
или
ДОСТИЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ ЛИТКЛУБА "ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СТРОКИ" - репортаж и эссе
Генеральная репетиция к отборочному туру в Восточном Административном Округе (ВАО) Москвы к празднику 9 мая от Совета Ветеранов прошла в Театре Моссовета 22 апреля 2024 года. Это мой репортаж с места события, с уроками-размышлениями и примерами для моего дорогого Литклуба «Целительные Строки», обращение к соклубникам, с осмыслением итогов и задач для Клубного роста.
(Продолжение. Начало в первой части, доступной по ссылке: https://vk.com/wall193595056_8953)
* * * *
От нашего клуба на сцену для выступления отобраны были строгой комиссией Совета Ветеранов наш танцевальный дуэт "Грация" с их танцем "Танго любви и прощания". Их вчера я и сопровождала, и помогала в течение всех четырех часов репетиции и дольше. Эльвира занимается - для повышения своего танцевального уровня - ещё в двух кружках и частным образом, Виктор - в одном дополнительно. Они работают над собой постоянно и много выступают, принимают участие в конкурсах - для приобретения уверенности и новых необходимых навыков.
Был у них опыт выступления и в фойе Кремлёвского Дворца Съездов. Занимаются танцами - как и мы все примерно - с начала основания движения Московского Долголетия, примерно четыре года. Так что являются отличным примером, как - при постоянной работе над собой и стремлении к самоусовершенствованию - можно быстро вырасти до уровня, когда приглашают на большие и значимые площадки для выступлений.
• Я принципиально против, когда слышу (бывало, слышала или то следовало из поведения) некоторых участников нашего клуба выражение и позицию "для сельской местности сойдёт", что выражалось в лени поработать над внешним видом, над исполнением своего произведения перед выходом на сцену и прямой безответственности. (Например: не распечатал произведение, на клочке бумаги читаю; читаю не то, что отобрано к чтению и другие прецеденты.)
• Мы и наши зрители - не "сельская местность", на которую можно плюнуть и ее впечатлением-мнением пренебречь. Люди с такой концепцией развития и не растут. Пусть не обижаются, если их не отбирают на сцену. Читать плохо или вести себя плохо в стенах нашего Клуба на рядовой встрече - это неуважение к коллегам-соседям. Уже нехорошо.
• Но если репертуар для исполнения подобран некачественно, вульгарно (бывало и такое), то он не будет сохраняться для истории в Архиве нашего Клуба на Youtube и в чате, чтобы не позорить нашу организацию.
• Если человек плохо организован (не предоставляет в нужный срок свои произведения в требуемом виде до концерта), слишком болезненно переживает замечания и поправки к качеству его исполнения - то он не получит возможности выйти в составе концертного коллектива на сцену ЦМД.
В качестве примера расскажу, что я ВОВРЕМЯ оформляла заявки по форме этого Совета Ветеранов для предстоящего концерта на наших клубовцев (электронно, отсылала), созванивалась "сто раз", уточняя и лица, и телефоны, и названия, убирая путаницы и непонимания. Усердствовала. (Кто не проявляет и малейшего усердия - что им делать на сцене?! По крайней мере, не в составе концертов нашего коллектива). И видела, как усердствуют другие (ансамбль песенный вчера на сцене), чтобы попасть в предваряющий концерт в фойе.
• Если бы я выражалась или только думала в пренебрежительно-уничижительном формате об организаторах этого концерта, или сколь бы небрежно или вульгарно обращалась к ним - не видеть бы нашим Литклубовцам себя на той большой сцене "как своих ушей"! Все логично и закономерно.
• Поэтому в начале каждой нашей рядовой встречи Татьяна Рубцова напоминает о необходимости уважения друг к другу и культурного поведения. Если кто воспринимает эти слова как формальность - напрасно!
• Это базис, на котором мы собираемся и действуем: Высокая Культура и Уважение. (Не вульгаризм и панибратство.) Только с уровня этой точки можно что-то создавать и расти.
* * * *
Отборочный тур от Совета Ветеранов по трем районам в Восточном Административном Округе прошел 25 марта в нашем ЦМД "Восточное Измайлово" территориально. Помимо Литклуба, от нашего ЦМД предложили песню только клуб "Супербабушки"; и то - после того, как я им о конкурсе сообщила. Литклуб выдвинул миникоманду "Солнечный десант" из четырех человек (два стиха, две песни) и танцевальной пары, демонстрируя все таланты наших клубовцев, и настаивая, чтобы звучало и письменно, и устно упоминание нашего Литклуба "Целительные Строки". (Фото этого миниколлектива при вручении им грамот от Совета Ветеранов за участие приведу в комментариях под номером 5. Рассказ об этом отборочном выступлении содержится в предыдущей публикации по ссылке: ).
Артистов из команды все-таки стали выбирать индивидуально с их номерами, но название клуба было и записано, и объявлено, и отложилось в памяти и на карандаше "у кого нужно". Клуб запомнили, восприняли желание и готовность выступать на сцене, и тем самым был проложен путь нашему Клубу быть приглашенным на последующие концерты больших сцен Москвы. Для этого я вчера и трудилась в зале Театра Моссовета, о чем сообщаю в этом репортаже и делюсь полученными знаниями.
• Сразу после отборочного тура в нашем ЦМД мы провели "разбор полетов": как мы справились, наш "Солнечный десант", что хорошо и что плохо. Это абсолютно необходимо для работы над собой и улучшения сценического продукта. Кто лучше всего отреагировал "на критику" - это танцевальный наш дуэт: нахмурился чуток, а к финалу разулыбался и согласился: "Все так и есть! Замечания все правильные! Учтем".
• Через три недели позвонили из Совета Ветеранов и попросили их выдвинуть на большую сцену, с перспективой на общемосковскую затем. И назвали те самые недостатки, что говорила и я. Я отвечаю: "Да-да-да, мы уже это сразу обсудили, и они уже работают над этим, исправляют!" Так я увидела прямую логику событий: разбор полетов делать сразу, сразу учитывать советы и сразу применять их! Тогда и приглашают уже исправленный, улучшенный "сценический продукт" все выше и выше.
• Вчера на Генрепетиции (сцена огромная, не наша маленькая) я "прыгала" вокруг нашей танцевальной пары, пытаясь осветить, что же получилось (камера-то фиксирует все!), как освоена танцем сцена, что требовали в громкоговоритель от них наблюдающие их организаторы, в чем концепция танца. Оказалось, у всех разная концепция содержания в голове! Оттуда рождается и дисбаланс.
Нам было бы хорошо и чтецам поэзии работать над своим поэтическим материалом, обсуждая и концепцию содержания-смысла произведения, а потом и над подачей сценического материала (артистизмом) работать ДО выхода на сцену (Генрепетиции, или частные предварительные согласования по выступлению каждого), а не "с бухты-барахты" туда выпадать из своего обычного бытия.
• Мы были на верхних рядах большого зала, наверху никого, кроме нас троих, не было; и я эмоционально-визуально показывала ребятам эту концепцию содержания чувств и формы их проявления в танце.
• Вы скажете: "Откуда я, мол, это знаю?!" Ребята, в основе лежит опыт: с шести до девяти лет я выступала в составе детского коллектива на такой же большой сцене, как сцена Театра Моссовета, с балетом и народными танцами. "Дружба народов" - танец, в котором представлены все республики СССР. Общий танец с индивидуальными сольными выходами. Я мечтала о работе хореографа в детстве. Потому понимаю сцену, что видится, что ждется от артистов.
• Когда по завершении основной части и роспуске участников по домам, я поднялась с нашей парой на сцену, чтобы организовать им второй танец под живое исполнение певицы, надо было договориться с организаторами и прорепетировать, то организаторы сказали те же самые корректировки-замечания к танцу, что рассказывала ребятам и я. Хорошо, что они учитывают все это. Молодцы!!
* * * *
По аналогии в наших рядовых чтениях на встречах нам был бы очень хорош для тренировки себя такой формат общения, предложенный дважды Татьяной Рубцовой из ее прошлого опыта посещений Литературных Объединений:
Читаем вслух произведения друг друга (Да, выразительно! Да, с листа!), и затем все произносят концепцию произведения, содержание:
-на что сделать акценты при прочтении,
-и как,
-и почему?
Так мы
-учимся слышать друг друга,
-знать произведения друг друга,
-разбирать смыслы, ухватывая их на слух,
-работать над своей техникой воспроизведения стиха и артистизмом.
Забот и задач предостаточно. Было бы желание! Желание и понимание необходимости этого должно идти изнутри чтеца и должно сопровождаться его личной инициативой. Это всегда приветствуется. И это - инициатива с ее личным воплощением - приносит рост и успех. Мы уже в том возрасте и статусе, когда можем себе позволить поработать над собой, над качеством исполняемой нами Поэзии, над качеством ее исполнения, и над улучшением Мира с помощью исполнения нами нашей Поэзии. Но об этом, в частности, мы поговорим в следующий раз.
• Завершу сейчас этот пост по событиям вчерашнего дня (по развитию Ветеранского проекта с 20 марта и по 3 мая и дальше) новостями, обнаружившимися именно вчера, и уже после роспуска по домам основных участников, когда я осталась в зале рядом с организаторами и стала наблюдать Генрепетицию предваряющего концерта в фойе (в фойе - начало в 15:00, в большом зале начало - в 16:00).
• И тут вызывают песню "Эх, дороги!", которую исполнял на отборочном туре наш Кошелев Константин. А рядом и Черняев Александр записан с его песней "Идут войска в строю едином". Записаны, а не оповещали меня о том. Лишь пару танцоров наших обговаривали. Тут я принялась этим нашим Литклубовцам звонить с оповещением о выборе их комиссией с выступлением их в концерте в фойе.
• Там малый часовой концерт. Там и дуэт "Грация" будет танцевать ещё два танца. Танцы состоятся, если наладят там аппаратуру-звук, а барды наши выступят и без аппаратуры, и малый ансамбль тоже споёт без нее. Видела на репетиции двух мужчин отобранных со стихами, напоминающих по виду и стилю нашего Петра Лобина. Энергичных и громких в изложении материала. Все на сцене читают наизусть. Готовиться надо основательно.
(Продолжение. Начало в первой части, доступной по ссылке: https://vk.com/wall193595056_8953)
Упомянутые в эссе видеофрагменты и фотографии, а также озвучивание текста автором доступны по ссылкам в ВК: Первая часть - https://vk.com/wall193595056_8953; вторая часть - https://vk.com/wall193595056_8954.
Свидетельство о публикации №124051805926