Мария Магдалина

В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах[8]:

    Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
    Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
    Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
    После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
    А также стала одной из жён-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
    Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).




В синоптических Евангелиях упоминается о Марии Магдалине как об одной из нескольких женщин, которые «смотрели издали» на Христа Распятого (Мк 15,40-41). Также о ней говорится, что она и «другая Мария...сидели против гроба»(Мф 27,61), в который положили Тело Иисуса (Мк 15,47).

Где проповедовала Мария Магдалина?
Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.


В различных списках женщин в кругу Иисуса Мария Магдалина неизменно включена во все четыре Евангелия. Несмотря на 1400-летнюю традицию и то как её изображают в Голливуде, Мария Магдалина никогда не была описана Евангелии как проститутка. Ее так же напрямую не назвали учеником, хотя по-гречески слово «последователь» может означать аналогичное значение.

Именно Папа Григорий I (540-604), связал Марию Магдалину с двумя историями из Евангелий: про грешную женщину, причащавшую маслом Иисуса, и историю женщины, попавшей находившейся в прелюбодеянии. Только в более поздних рукописях Луки и Иоанна есть история женщины, которую собирались забить камнями за прелюбодеяние (не проституция, так как проституция в древнем Средиземноморье не была преступлением). Иисус спас ее от толпы. В обоих рукописях женщина не названа, и Восточные православные церкви не принимают этой идентификации Марии Магдалины.




    И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине.


Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой и православным святым Григорием Великим («Сорок бесед на Евангелия», 591 год): «Мария Магдалина, которая была в городе грешницею, возлюбя Истину, слезами омыла пятна преступления — и исполняется слово Истины, которым говорится: „прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много“ (Лк. 7:47)» (Беседа 25"); «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (Беседа 33). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.


В XX веке Католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменн.


Много повествуется о её проповеднической деятельности, которая, в отличие от византийских рассказов, связывается не с Малой Азией, а с территорией Франции. В частности, согласно этим легендам, после Распятия Мария вместе со своими братом Лазарем, сестрой Марфой и святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием направилась нести христианство в Галлию, в город Массилию (совр. Марсель) или в устье Роны (город Сент-Мари-де-ла-Мер)[5][8].

Вторая половина жизни Марии Магдалины, согласно легендам прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его — «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“» (лат. corporeis auribus). (В отличие от католического Вознесения девы Марии, смысл которого в том, что Богородицу после смерти забрали на небо телесно, Вознесение Марии Магдалины было просто формой её собеседования с Господом и после смерти телесно на небо она вознесена не была).


Святые отцы  оклеветали достойную женщину. И не раскаились

Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9-й заповеди (Исх. 20:10). Христианство учит не доверять клевете. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает.

Клевета — распространение заведомо ложной информации, порочащей честь и достоинство другого лица или подрывающей его репутацию.


В контексте начатого разговора сразу на ум приходит небезызвестное и нашумевшее произведение Дэна Брауна «Код да Винчи». Я не раз сталкивался, если так можно выразиться, с умственным феноменом, когда люди художественное произведение (будь то книга или фильм) воспринимали в качестве документального.

Клевета св. Марию Магдалину сопровождает уже достаточно давно. О якобы ее связях с Христом говорится в «Евангелии от Филиппа» и «Евангелии от Марии». Оба эти источника являются апокрифами гностического происхождения. Первый был найден в 1945 году в Египте и датирован III веком. Второй – это вообще лишь обрывок папируса, обнаруженный там же, но немного ранее – в 1850-м, однако опубликованный только в 1955 году. Как мы понимаем, авторы этих памятников апостолами и вообще свидетелями евангельских событий быть не могли. Также в них уничижается роль Спасителя, при этом возвышается роль женщины (Марии), что совершенно недопустимо было в тогдашнем обществе, но вполне возможно у гностиков, многие из которых (но не все) были довольно сильно «повернуты» на сексуальной теме и «тайных» знаниях.

Теперь перенесемся поближе к нам. Ярлык «бывшей блудницы» на св. Марию Магдалину «прилепили» в XIII веке. Именно тогда была опубликована «Золотая легенда» – сочинение монаха-доминиканца и итальянского архиепископа Иакова Ворагинского, в котором и содержится рассказ о незавидном прошлом Марии. Этот труд стал наиболее читаемым в период позднего Средневековья XIV–XVI вв. в странах Западной Европы, что и привело к распространению рассматриваемого нами мнения.
 Таким образом, пытаться эротизировать образ Марии Магдалины начали уже достаточно давно и не перестают по сей день.
Видимо, смешение в одном «котле» Богочеловека Христа, женщины и греха сулит определенные дивиденды, как в плане пиара, так и в плане денег.


Обратимся лучше к церковному Преданию, которое нередко отождествляет упомянутую апостолом Павлом в Послании к Римлянам Мариам с Марией Магдалиной (Рим. 16:6). Т. е. святая мироносица трудилась именно в Риме (а никак не во Франции), после чего уже в преклонном возрасте переселилась в Эфес, где и предала свою душу Господу.
 В толковании на указанное место Послания у свт. Феофана Затворника есть замечательные слова.
Он пишет, что Мария служила тем, что «подвергалась опасностям, ссужала деньгами, совершала путешествия. Ибо тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с Апостолами труды проповедничества; почему с ними вместе путешествовали и исправляли все прочие службы. И за Христом следовали женщины, усердствуя Учителю имуществом своим и прислуживая Ему».
 Если к этому добавить еще и мысль свт. Иоанна Златоуста, что здесь «опять венчается и восхваляется женщина, а мы, мужчины, опять пристыжены, или лучше сказать, не только пристыжены, но и почтены, – почтены тем, что у нас есть такие женщины, а пристыжены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них», то, думаю, это будет лучшей похвалой подвигу святой равноапостольной Марии Магдалины в день ее памяти.



 


Рецензии