Миру мир

Стоит задуматься о значении подвига святых страстотерпцев Бориса и Глеба, особенно, нынче, в момент эскалации международной напряженности.
Уметь вовремя остановиться, проявить сдерженность и рассудительность, не лезть на рожон и примириться, находя компромиссные, благоразумные подходы к решению возникающих проблем во имя мира и сохранения жизни и здоровья людей - это и есть блаженный, подлинно христианский, Божий дар  миротворчества.
Этим качеством и отличалось в основе своей тысячелетнее, сакральное, беззаветно-совестливое служение российских правителей из родственных династий Рюриковичей-Романовых.
Яркий пример тому: подвиг страстотерпчества святого императора Николая II Александровича Романова.
Здесь уместно упомянуть и о пресловутой идее "коллективизма"  - мировоззренческом фундаменте социализма с главенством государственно-общественных интересов над интересами личности, что на практике в XX в. особо рьяно внедрялась в народное самосознание там, где власти предержащим требовалось моральное обоснование "тоталитаризма".
Христианство признаёт душу человека (т.е. личность) высшей ценностью, обладающей свободой выбора как энтологической характеристикой бытия человеческого рода, ибо без свободы нет Любви - отсюда проистекают естественные права и достоинство человека с присущим христианину духом соборности.
Христос Спаситель заповедал апостолам учить и крестить «все народы» (Мф.;28:19).
В «Пространном Катихизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».
Именно, Личность Сына Божиего Иисуса Христа явила миру первозданный, царственный образ Человека, исполненного духом свободы, любви, милосердия, правды, благородства – но только лишь спустя почти две тысячи лет после Воскресения Спасителя: честь и достоинство человеческой личности были закреплены во всеобщей хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
К естественным правам обычно относят:
- право на защиту от насилия со стороны других людей и государства;
- право на свободное распоряжение своей личностью;
- социально-экономические и политические права, в частности, право народа на законотворчество, активное участие в политической жизни, на объединение в политические партии;
- право на труд, на достойную заработную плату;
- равенство граждан перед судом и законом.
Однако перечень естественных прав может меняться в зависимости от времени и места.
P.S. Митрополит Тихон(Шевкунов) в своей книге «Твое воскресение» пишет:
"Святые отцы единодушно говорят: да, любовь к Богу и любовь к ближнему — это цель христианской жизни, к ней надо стремиться. Но не научившись отрицать гордыню, не уловляться в себялюбие, в осуждение ближнего, в самомнение, в превозношение постоянное, какими бы одеждами они ни облекались: от монашеских до мирских, какими бы поводами нам враг не подсказывал воспринять эти чувства возношения, вот если мы не преодолеем этого, мы даже не приблизимся к Богу, туда, где открывается Сам Бог. Человек будет находиться в прелести. И может оставаться в этой прелести до конца своих дней, совершенно определенно ощущая себя человеком духовным, истинным христианином, истинным учеником Христовым. Но всякий гневающийся на ближнего своего есть человекоубийца, — говорит Господь (см. Мф. 5:22; 1 Ин. 3:15). Всякий судящий ближнего своего, то есть превозношающийся над ним, почитающий, что он вправе вознести суд над человеком, восхитить у Бога это право, будет судим судом Божиим: не судити, да не судимы будете (Мф. 7:1).
Всякий превозносящийся низвергнется. Духовная жизнь совсем непроста, это не милый лепет, это духовная брань, и немногие достигают высшей любви, высшей ступени. Достигают только те, кто может найти силы отвергнуться себя, взять крест свой и научиться смирению Христову".
17 мая 2024 года


Рецензии