Феномен святости или почему так вкусно быть хороши
Я возмутилась. Прям, как сейчас помню эти раздутые ноздри от вызванного во мне изумления.
- Я? Святой?! Что Вы говорите, я не такая. Я ведь пытаюсь всем помо… о, боже. ;
- Ну да, Вы ведь говорите, что люди не ценят того, что Вы для них делаете, а Вы продолжаете и продолжаете. Прям перекормили уже. Они уже наелись, а Вы все равно кормите. Зачем Вам это?
- На ум приходит только слово «великомученица», я даже икону свою вспомнила, в детстве у меня была икона и я часто на неё смотрела и искала сходство с ней. Как тонко Вы подметили, я никогда не смотрела с этой стороны. Мне казалось, что я пытаюсь быть ниже других и угождать, а выходит, я возвышалась над ними и создавала иллюзию своего величия для самой себя. Я будто считала, что другие глупее, беспомощнее и слабее меня… Сейчас мне стыдно. Стыдно за свое стремление быть спасателем.
…
В стремлении спасти ближнего мы пытаемся вытеснить в себе то, что не хочется признавать. Допустим, я не хочу признавать свою слабость в чем-то и уязвимость, тогда я пойду и буду учить другого, как ему быть сильным. Мне же будет казаться, что я в этом профессионал, в совершенстве владеющим навыком быть сильнее и выше мирского. Я буду пытаться учить человека, как он может эффективнее применить себя в деле. (И да, это токсичность, которую обычно людям сложно признать в себе, в другом найти это проще. У меня это есть, я порой ловлю себя на том, что учу других тому, чему сама должна научиться и тут же начинаю прорабатывать это.)
Или, вот ещё пример: допустим, я испытываю чувство вины перед человеком за какой-то свой поступок, но признать этот поступок в его сторону я не могу, так как это заставляет меня испытать стыд и вынужденность признать, что человек был прав или не виноват в той ситуации, когда я проявила себя некорректно. Тут же начинает рушиться мой образ идеальности и непогрешимости. Тогда мне остается только защищаться от собственного стыда и идти в противоположную сторону — обесценивать человека, чтобы моя вина ушла и моё «белое» одеяние не испачкалось.
Мы заложники образов. Стремимся быть такими, какие, по нашему мнению, мы сможем быть принятыми и любимыми, уважаемыми и оцененными. Только вот наш идеальный (выдуманный/созданный) образ никогда не станет реальным.
Мы, сталкиваясь со своими реальными проявлениями, с ужасом начинаем открещиваться от них и скидывать на «жертву», которую потом и обесценим. В любым взаимоотношениях с людьми, мы — заложники своих проекций. Быть хорошим (непогрешимым, почти святым) — как лакомство. Оно будто делает человека уникальным, особенным. При этом чем более человек «хороший», тем более он «плохой». Тень, которую мы так тщательно пытаемся скрывать, все равно прорывается наружу.
Сложности социализации возникают тогда, когда человек не способен принять свою неидеальность. Он начинает видеть свою тень в окружающих людях, все становится настолько давящим, что в какой-то момент этому человеку уже тяжело взаимодействовать с миром. Люди для него будто его полная противоположность, а он сам — удивительно особенный. Чистый. Светлый. Тут ловушка…
Познать себя мы можем только через людей. Ни один человек не способен познать себя истинного, находясь в самоизоляции от общества. Процесс самопознания человека заключается в саморефлексии, умении анализировать свои реакции и чувства, которые вызывают в нем люди, его окружающие. И стоит сказать — это горькая ложка дегтя, которая портит весь вкус идеального созданного в голове образа себя.
Так что, времена, когда каждый хочет быть уникальным, заставили нас поверить в свою исключительность. Только вот исключительность ведет нас в одиночество. Признание своей дикой, непризнанной, вытесненной части личности позволяет нам социализироваться, встраиваться в систему и обретать свое место в этой жизни. Говоря «признай свою дикость», я говорю — признай, что ты злой, ревнивый, ленивый, завистливый, агрессивный и жестокий, безответственный, инфантильный, слабый, испуганный, неуверенный в себе. Признай всё то, что обычно ругаешь в других. В этот момент твоя жизнь изменится раз и навсегда.
Свидетельство о публикации №124051704400