Религия поэзии и поэзия веры. 12. Душевный ум

  Путём нехитрых умозаключений случилось придти к такой же нехитрой формуле зла.
Если коснуться мироощущения наших предков, которые уверенно знали, что душа обитает в голове, то чётко осознаешь, что сама по себе душа, без ума, жить не способна, хотя ум вполне без неё существует.
   В общем понятии душа - синоним совести, отсюда и формула: зло - это ум без души.
   Нечистой силы, как таковой, не замышлялось при сотворении миров, её там и быть не могло, как и зла, которое может обдумывать и придумывать только человек, дабы оправдать свои деяния, или попугать совсем уж неумных.
   Обращаясь к русскому языку, замечаешь, что слова душа и дума имеют одно начало, впрочем, как и слово дурак, которое само по себе занимательно, если принять слог "ду" за ум, а "ра" - за солнце, небо, то понимаешь, что в данном случае ум витает где-то отдельно от человека.
   Зло победить не представляется возможным, так как умных, действительных в мировом масштабе, не так уж и много, а, если учесть, что у огромной части их отсутствует душа, то бороться с ними душевным умникам весьма сложно потому, что как раз душа и накладывает разные моральные ограничения, которые напрочь отсутствуют у первых. Оттого и политика - грязное дело, что придумали её именно они и проигрывают в ней именно совестливые, т.е. душевные.
   Но оставим историю с политикой и обратимся конкретно к поэзии, к чему я, собственно, и клонил.
   Если в других областях можно просуществовать уму без совести(а как я уже говорил - это иное название души), то в поэзии это невозможно. И невозможно именно потому, что вот эта, крохотная капелька, называемая душой, и есть живая вода для любого творчества.
  Можно писать очень умные и складные стихи, со всеми словами на своём месте, но это - мёртвая вода.
  С другой стороны, только совсем неумный может утверждать, что он пишет душой, что само по себе смешно при отсутствии мысли и логики в стихах, так как, повторюсь, душа не может присутствовать в глупом.
  Я, каюсь, раздал некоторые авансы разным пишущим субъектам, надеясь, что как-то сумею их подвинуть, на понимание хотя бы, самой сути творчества, но сейчас осознаю, что поступал эгоистично, стараясь выдавить из них то, что им не присуще, лишь бы не быть одиноким в своём понимании.
 В поэзии больше зла, чем где либо.Здесь я читал утверждения, что пишут и лимфой , и аортой, и душой, всем , чем можно, кроме ума. Или пишут, снабдив свой ум небольшим запасом знаний, приправленных толикой личных переживаний, которые и предлагают нам  как суррогат души.
  Вот такие стихи - и есть зло. Души без ума не существует, а ум без души - торжествует уже многие столетия, подведя этот мир к самому краю самого бытия.
   Нет ни малейшего желания сейчас детально разбирать все нюансы этого зла. Описывающие бледные оргазмы своего скудоумия все равно никогда, даже прочитав это, не задумаются, так как думать - надо учиться с детства, гораздо проще прикрываться душой, о коей также имеют сведения из литературы. А старательно пишущие умно - предпочитают обходить вопрос души, хотя ссылаться на неё не перестают, дабы читатель не заподозрил подвоха.
   Я не говорю о том, что всю эту дичь творят бездушные люди. В жизни они, в большинстве своём, и душевные, может, и умные, но стихи - это та сфера, куда душа не приходит, если знает, что это - не ёё, потому и можно наблюдать или непроходимую глупость, или мертвый ум, которые чужды всякой поэзии.
   Сейчас, по роду своей деятельности, мне приходится общаться с поэтами разного толка, маститыми и не очень, и меня откровенно пугает лихорадочный блеск в глазах некоторых из них, считающих, что хапнули откровения из запредельного, хотя стихи их даже и прокомментировать толком нельзя - до того они ущербны.
   Люди, осознающие свою ответственность за написанное, редки и одиноки, но тем приятнее и волнительнее встретить таких.
  Закончу всё же на оптимистической ноте: пишущий человек - осмысливает бытие свое, и это уже, наверное, неплохо. А как пишет - дело второе. Есть круг своих читателей, подходящих ему по уму и по отсутствию дарований, - и хорошо.Им  необходимо держаться вместе, они участники одного преступления.
Преступления как наказания.


Рецензии
Добрый день, Алексей Владимирович!

Позвольте несколько мыслей по теме.

Можно сказать, что мироощущение предков не подвело – действительно, головной мозг и его функции в психологии (наука о ДУШЕ) основной орган, образующий человеческую душу из большого числа компонентов.

(Другим предкам и религиям, впрочем, душа могла представляться по-другому.)

Вы, кажется, рассматриваете только идеальную душу (наверно, редкий случай), не принимая в расчёт различных определений - от золотой до чёрной и т. д. Это к тому, что голова может сформировать разные души без всяких упрощений.

О добре и зле в мировом масштабе это рассуждения для ООН (поменьше душегубства!), а ближе к земле всё относительно – одно и то же явление для разных субъектов может иметь разный знак (например, многожёнство).

Конечно, зло в самом разном виде существует вечно (Каин, Брут), но вечно существуют и средства борьбы с ним (моральные установки и тысячи законов).

Политическая история настолько многообразна, что сказать «политика – грязное дело» значит запутать наивного читателя.
События на политической шкале вполне можно расположить от абсолютного добра до абсолютного зла (например, от Иисуса до Гитлера); на ней найдётся «достойное» место и для грязных приёмов. Возможно, грязь виднее и интереснее для обывателя, чем добродетель.

Метафоры с живой и мёртвой водой для себя перевожу так:
Умно и складно – стихи; умно складно и с душой – поэзия; остальное не читаем.

(Вам сочувствую за напрасные авансы пишущим лимфой и аортой, но Вы как будто забыли собственную мысль о десятке настоящих поэтов на всю популяцию; действительно, надо чтобы встретилась идеальная душа с большим поэтическим талантом).

Вполне согласен, что стихи всё-таки чаще приносят человеку пользу, чем наоборот.

Здоровья и настроения!

Николай Ферапонтов   07.09.2024 16:32     Заявить о нарушении