Альтруист

Вот есть же такие люди, которые всех раздражают своими суждениями. По счастью, таких людей немного, иначе бы они весь мир перевернули с ног на голову. Они начисто лишены нормального человеческого рассудка, отчего спорить с ними совершенно невозможно. Даже логика у них какая-то поперечная. Вроде дурит тебя, а уцепиться не за что. И так это бывает обидно, что руки сами к топору тянутся. Раздор из-за таких людей и народ-ное возмущение. Вот и у нас, в деревне, появился один такой философ. Причем не откуда-то приехал, где воз-можно у всех мозги набекрень, а наш, доморощенный, что тоже обидно. Мы его с малолетства знали: все молчал себе под нос, не высовывался, вроде даже не человек, трава полевая, а тут взял, и заговорил! И откуда что взялось?
Обсуждали как-то мужики теорию Дарвина. Не так что бы эта теория сильно интересовала, однако шутка шуткой, а признавать себя потомком обезьян не очень-то кому хочется. Но и Богу поклоны бить не приучены: простые мужики, а соображение имеем. Если Бог есть, то зачем же нас бросил, живем только маемся, все равно умирать. А, с другой стороны, откуда человек взялся? Он же не червяк, не жук навозный, чтобы из грязи на свет явиться, и аж в цари природы угадать. Вот и получается! Либо Бог, либо обезьяна, а других-то и нет объяснений. Хотя возможен и такой вариант: кто кого выберет, тот от того и произошел: кто от Бога, а кто от обезьяны. Вот так мы и сидели в перекуре, вынужденный простой в работе случился, и высказывали свои осторожные сомнения, не ученые все-таки. А тут философ наш возьми и ляпни, ни к селу, ни к городу:
- Если хотите знать! – заявил он. – Не человек произошел от обезьяны, а совсем даже наоборот: обезьяна от человека.
Мы все на него так молча и уставились. Ну и загнул ты, братец! Или дурак, или шутит, никто и спорить-то не собирался, а он вдруг серьезно так продолжает:
- Мы смотрим через призму времени. То есть, видим искаженно. А вот если время убрать, то получим истин-ную картину. Выслушайте такую притчу!
Мы переглянулись: совсем мужик сбрендил. Куда он лезет? Машешь топором с утра до вечера, ну и махай себе на здоровье. Чего тут философа из себя строить! А он, как ни в чем ни бывало, продолжает:
- Некий человек, сильный в своем деле, решил родить сына, наследника, и к делу подошел основательно. Вначале купил добрый участок земли, построил большой дом, и завел хозяйство, купил скот, нанял работников, чтобы возделывали землю и собирали урожай. И только после этого, уже по осени, женился и привел жену в дом. Она зачала, и наконец родила сына, задуманного наследника.
Философ замолчал.
- Ну! И что дальше? – спросил один из нас.
- А дальше судите сами. Если смотреть по времени, получается, что сын того человека появился позже, чем жена, работники и хозяйство, чем дом и земля, на которой он и родился.
- А что, разве не так?
До нас не доходило его рассуждение.
- Не так, – он говорил подчеркнуто терпеливо, словно мы детишки малые. – Если смотреть в суть вещей, то увидим следующее. Вначале: человек решил родить сына, наследника, а все остальное призвано к этому событию, то есть, появилось позже.
- Чушь! – авторитетно сказал бригадир. – Ты перепутал причину и следствие.
- Нет, это вы путаете, – возразил философ. – Скажите, что бывает раньше: причина или следствие?
- Разумеется, причина! – воскликнули мы, начиная сердиться. Он что, за дураков нас держит? А он:
- Вот и получается, что именно сын послужил причиной появления жены, хозяйства и всего остального, а также был следствием, то есть, целью. По сути он больше, значительнее, хотя на свет появился позже.
- А при чем здесь обезьяна? – тупо спросили мы.
- Обезьяна, как весь животный мир, и вообще вся наша Вселенная, – и есть тот самый дом, жена и хозяйство, заведенное ради человека, то есть, ради Сына, Наследника.
- Это притча! – возразили мы. – В жизни все не так.
- Почему не так? Вы вскапываете огород и садите картошку, чтобы к осени снять урожай. Именно урожай причина и цель огорода, а не наоборот. Не земля родит сама по себе, а ради картофеля мы возделываем землю, но иллюзия времени мешает нам понять это. Человек причина и следствие мироздания, а значит, он был раньше, и, по сути, значительнее.
- Получается, если человек главный, то делай что хочешь? – усмехнулся один из нас. – Гуляй, ребята!
- Нет, не получается. Человек, что младенец в колыбели, в глазах отца дороже дома и работников, и даже дороже жены, его родившей, однако до времени, пока не вырастет, не может заменить хозяина и к управлению домом не допускается. Ибо по глупости или детскому недомыслию может погубить все, с немалым трудом созданное для него же.
Озадачившись, мы молчали, не зная, что и возразить. Вроде бездоказательно, а опровергнуть невозможно. Вот так и получилось, что этот выскочка верх одержал. С того и повелось: каждый день споры да разногласия. О чем ни заговорим, наш философ опять выдаст что-нибудь эдакое, что переварить трудно, а пока вникаем, время спора проходит, и мы вроде как в дураках остаемся. А кому это приятно? День за днем пытались мы уловить его на пустом слове, но никак не получалось. Бригадир ходил злой, да и в нас копилось раздражение. Но и любопыт-ство росло, иногда даже не до работы. И вот однажды наш «академик» заявил, что самое главное, что отличает человека от животных, вовсе не интеллект, не способность производить что-нибудь важное или полезное, а со-вершенно неуместное в наш век качество: альтруизм. Нет, я спорить не собираюсь. Качество красивое, однако наивное, даже глупое. Если я, например, или кто другой: этим качеством не обладаем, то мы уже не люди, а те самые обезьяны? По глазам мужиков я видел, что их посетили похожие мысли, некоторых аж передернуло. Од-нако напрямую грозить или пугать никто не стал, еще чего. Философу просто намекнули, что такое качество, как альтруизм, во главу угла ставить нельзя, не надо: себе выйдет дороже.
А он как баран, тут и уперся. Дескать, только благодаря альтруизму, человечество движется вперед, а не де-градирует, и не вымирает подобно ящерам, мол, это единственное качество, за которое человеку прощаются не только его грехи, но грехи других людей, и даже грехи врагов, которые по сути вовсе не враги, а более темные души. Такие речи даже слушать спокойно невозможно. Не себя ли он записал в альтруисты, а нас в «более темные души»! Но мы еще удерживались в рамках интеллигентного спора, и даже пытались доказать, что человечество выживает не благодаря той или иной морали и развивается не по законам альтруизма, слово-то какое про-тивное, а по законам науки и технического прогресса! Ну и так далее, что нормальному человеку объяснять не надо. А этому горе-философу, хоть кол на голове теши. Ведь видит, что мы не в себе, горячимся, руками машем, а руки у нас – лучше не попадайся. И говорит:
- Во все века человечество только и делало, что уничтожало своих лучших представителей, которые вопреки рассудку, иногда ценой жизни, двигали общество вперед.
- Например? – внутри мы уже клокотали от ярости, почти не скрывая, а он все туда же:
- Джордано Бруно. Галилео Галилей… Или тот же Иисус! Его распяли? Им же и спаслись.
- А ты вроде как Его ученик. Апостол значит, – сказал один из нас, поднялся и повел плечами. – И, если я двину тебя в челюсть, ты еще спасибо скажешь? И подставишь другую щеку?
Этот мужик был крут на расправу, не зря ходил в подручных у бригадира, и, признаться, мне очень хотелось, чтобы альтруист наш струсил, и отступил. Тогда бы мы рассмеялись, и дело с концом. Так нет!
- Спасибо не скажу, однако заранее вас жалею. Ударив без причины, не остановитесь, пока не убьете. А когда убьете, убедитесь, что я был прав, только поздно будет.
- Ну что же. Это надо проверить! – бригадир кивнул подручному, и взялся за топор.
Короче, не стало альтруиста. Если честно, мне его жаль. Перекуры сократились, работаем как проклятые, хорошие деньги зашибаем, бригадир доволен. Мы все соучастники, стали недоверчивей друг ко другу, и еще злее к посторонним, к нам вообще теперь – лучше не подходи. По ночам мне ужасно совестно, однако поделиться не с кем: бригадники вмиг зароют. А я, простите, не альтруист… И все же! Он был прав.


Рецензии