Моисей Две Новые каменные скрижали, подобные первы
Когда евреи уже отчаялись ждать своего лидера, они решили изготовить золотого идола. Мидраш говорит, что они ошиблись в своих расчетах и думали, что Моше уже не вернется. Усугублялось все тем, с момента выхода из Египта в среде народа находились многочисленные иноплеменники — от них-то и шла инициатива.
Как только Моше приблизился к стану евреев и увидел тельца, он в гневе разбил скрижали. Он уничтожил тельца повелел наказать всех, кто поклонялся тельцу и растлевал народ.
Затем Моше вновь поднялся на гору и обратился к Богу с молитвой о прощении, чтобы Он не погубил евреев. И благодаря его заступничеству Всевышний не уничтожил евреев.
В течение следующих сорока дней Моше каждый день просил Всевышнего о прощении.
В итоге Бог повелел Моше вытесать две новые каменные скрижали, подобные первым, чтобы вновь написать на них Десять Речений (Шмот 34:1; Дварим 10:1).
И следующие 40 дней Моше вновь провел на горе, изучая с Всевышним всю Тору (Шмот 34:28; Седер олам раба 6).
В этот период Моше поднялся на наивысший уровень духовного постижения Б-га, возможный для человека, пройдя через «49 врат познания» (Рош ашана 21б; Недарим 38а). Кроме законов физического мира, ему были раскрыты тайны сотворения мира и управления Вселенной.
Но когда Моше попросил открыть для него последние, пятидесятые, врата познания, Всевышний ответил, что «не может увидеть Меня человек и остаться в живых» (Шмот 33:20).
Мидраш образно поясняет пророческий уровень Моше так: все «пророки видели через девять стекол, а Моше — через одно» (Ваикра раба 1:14).
Такими «стеклами» — «преградами», отделяющими человека от Творца — являются негативные качества характера. Но Моше был наиболее совершенным из всех пророков, и единственной «преградой», отделявшей его от полного постижения оставалась его связь с материальным телом (Рамбам, Шмонэ праким 7). «Стекло», отделяющее Моше от Источника пророчества, было самым «тонким» и «прозрачным» также и потому, что он был исключительно скромным и смиренным человеком (Адир ба-маром 77б; Михтав меЭлияу 4, с. 53).
В завершение Всевышний вновь высек на скрижалях Десять Речений, и передал скрижали Моше (Шмот 34:28, Рамбан; Дварим 10:4).
10 Тишрея 2449 года /1311 г. до н.э/, Моше спустился с горы Синай со вторыми скрижалями в руках.
Каждый год 10 Тишрея еврейский народ празднует Йом Кипур — День Искупления.
Аарон и старейшины, вышедшие навстречу Моше, увидели, что его лицо ярко светится, но сам он этого не заметил.
Свидетельство о публикации №124051604210