Моисей Десять казней Египетских Ман манна небесная

Десять казней Египетских

Моше и Аарон пошли к фараону и возвестили (Моше говорил Аарону, а тот передавал его слова фараону):

«Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне!» (Шмот 5:1, 7:1—2, Раши; Танхума, Ваэра 10; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 176).

Фараон, не отпустил евреев, а своим сановникам он повелел загрузить сынов Израиля еще более тяжелой работой, чтобы они не тешили себя пустыми надеждами (Шмот 5:4—9; Сефер аяшар, Шмот).

Гнет усилился.

Моше, следуя велению Б-га, приказал Аарону ударить посохом по водам Нила. Вода в реке превратилась в кровь. И одновременно вся вода в Египте тоже стала кровью (Шмот 7:19—21).

Так начались десять казней, потрясших Египет.

В последующие месяцы египтян постигло еще несколько казней.

Страну наводнили вышедшие из реки жабы.

В первый день месяца Тишрей нового 2448 года /1312 г. до н.э/, в День Суда — Рош аШана, весь Египет наполнился вшами (Шмот 8:12—13; Седер адорот; Ягель либейну).

После этой кары прекратилось рабское угнетение .

Но фараон по-прежнему не отпускал сынов Израиля.

Следущей казнью было нашествие диких зверей на Египет.

После нее — падеж египетского скота (Шмот 8:16—9:7;

Во время следующей казни Моше, следуя повелению Б-га, бросил две полные пригоршни печной золы к небу, и на египтянах (включая жрецов фараона) появились гнойные язвы.

В следующем месяце на страну обрушился огненный град, побивающий животных и растения.

Затем сильный восточный ветер принес огромные стаи саранчи, которые покрыли всю землю и пожрали то, что уцелело после града.

Несколько раз за это время фараон призывал к себе Моше и Аарона, признавая свои грехи и прося их прекратить наказание.
Но как только казнь прекращалась, фараон снова «ужесточал» сердце и отказывался отпустить еврейский народ.

«Тьма египетская» была следующей казнью.
На Египет пала непроницаемая мгла, но в жилищах сыновей Израиля был свет (Шмот 10:21—23;

А в полночь 15 нисана в Египте начался мор, и погибли первенцы в каждом доме (Шмот 12:29—30). Всевышний поразил и первенцев по отцу, и первенцев по матери, а в доме, где не было первенца, умирал глава семьи (Шохер тов 105:10).

В ту ночь перепуганный фараон, который тоже был первенцем, отправился разыскивать Моше по улицам столицы (Сефер аяшар, Бо; Седер адорот).

Упав на колени, он попросил: «Встаньте и уходите от моего народа — вы и все сыны Израиля» (Шмот 12:31; Шмот раба 20:3).

Это произошло ровно через год после того, как Моше услышал голос, обращенный к нему из горящего куста на горе Хорев (Седер олам раба 5).


Следуя приказу Моше, все сыны Израиля — около 600 000 взрослых мужчин, не считая женщин и детей, — собрались в городе Рамсесе, недалеко от границы (Шмот 12:37; Рамбан, Шмот 12:31; Седер адорот).

Ближе к полудню 15 нисана 2448 г. Моше вывел сынов Израиля из Египта.

17 нисана евреи разбили лагерь недалеко от берега моря.


Три дня спустя, к вечеру, вдали показалась армия фараона — он решил вернуть своих рабов.

Моше направил руку с посохом на море, и могучий восточный ветер рассек воды.

Сыны Израиля, колено за коленом, перешли море по дну, как по суше (Шмот 14:20-22, Таргум Йонатан; Седер олам раба 5; Мидраш Хасерот витерот, Бешалах 57).

В эти часы все сыны Израиля удостоились пророческого дара: подобно тому, как расступились воды моря, «расступился небесный свод» — и им открылось видение высших миров.
Присутствие Б-га в мире было настолько явным, что сыны Израиля как бы указывали на Него рукой, говоря: «Зэ Э-ли — Это мой Б-г!» (Шмот 15:2, Раши; Шмот раба 23:15; Зоар 2, 55б; Михтав меЭлияу 2, с. 251).

Как только последний из евреев поднялся на берег, а последний из египтян вошел в море, воды возвратились в свое обычное состояние и сомкнулись над египтянами (Шмот 14:26—28; Шмот раба 22:2).

Увидев, как море выбрасывает на берег утонувших врагов, Моше и весь народ произнесли молитву благодарности Б-гу (Шмот 14:30-15:19).

Евреи двинулись от моря в сторону горы Синай.

Через три дня пути, 24 нисана, они вышли к месту, названному Мара. Там Всевышний дал Моше несколько первых заповедей, в том числе, закон о Шабате.

15 ияра закончились запасы хлеба, взятого из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона.

 Но уже на рассвете 16 ияра на стан выпал ман (манна небесная). С тех пор ман выпадал каждое утро до смерти Моше.

В тот день, когда ман выпал впервые, Моше установил послетрапезное благословение «Биркат амазон» (Брахот 48б; Седер адорот).

28 ияра на стан напало войско амалекитян. Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна из колена Эфраима, а сам поднялся на холм и молился там с вознесенными к небесам руками.


Рецензии