Ординация женщин

Этимология термина «ординация»
Слово «ординация» (лат. ordinatio) — это латинский эквивалент греческого термина «хиротония». Однако этимология этих слов различна.
 Хиротония (греч. ) дословно означает возложение рук, а ординация — приведение в порядок, назначение. Оба термина имеют дохристианские корни.
 Слово  происходит от (рука) и  (вытягивать, простирать).
То есть, дословно  — это действие, производимое вытянутой рукой.
В Древней Греции слово хиротония означало не только возложение рук, но и голосование путём поднятия руки (то есть избрание).
Потому в первые века христианства этот термин имел двоякое значение: он означал как избрание, так и само поставление в священный сан (возложение рук).
 Известный византийский канонник Иоанн Зонара в своем разъяснении 1-го апостольского правила ясно говорит об этих двух значениях термина «хиротония». Тем не менее, в последующие столетия слово «хиротония» употреблялось почти исключительно для обозначения собственно посвящения в священнослужители (то есть возложения рук)

Аргументы за и против

Сторонники ординации женщин часто приводят слова апостола Павла, который утверждал, что во Христе половые различия упраздняются (Гал. 3:28). Однако эти слова ап. Павла необходимо читать в контексте. Он утверждает, что «все вы, во христа крестившиеся» (Гал. 3:27), независимо от национальности, или положения в обществе, или пола, «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

Кроме того, сторонниками ординации женщин приводится в качестве примера ветхозаветная пророчица Мариам.

В древней церкви существовали служения пресвитерид, диаконисс, вдовиц церковных и девиц-пророчиц (Деян. 21:9). Стоит отметить, что они также не имели священнического рукоположения.

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Диакониса — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви.

В Апостольских постановлениях о служении диаконисс сказано: «Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при погружении женщин, для благоприличия»

Противники говорят, что упразднение половых различий носит сотериологический, а не функциональный характер, и приводят в качестве контраргумента другие слова апостола Павла, в которых тот запрещает женщинам говорить в церквях (1Кор. 14:34), а также учить и властвовать над мужчинами (1Тим. 2:12) — со ссылкой на порядок творения и преимущественную вину Евы в грехопадении. Отмечается[9] также тот факт, что, говоря о степенях служения в Церкви, апостол упоминает о епископах/пресвитерах и диаконах исключительно в мужском роде (1Тим. 3:2; 1Тим. 3:11), и что, согласно первоначальному Божьему замыслу, женщина была сотворена как помощница мужчины (Быт. 2:18). То есть женщины в Церкви всегда исполняли только социальное служение.


Первой женщиной, рукоположенной в священнический сан в Англиканской церкви (для прихода в Макао), была китаянка Флоренс Ли (1944). При этом в самой Великобритании англиканские женщины-пасторы появились лишь в 1994 году.
 Первая ординация женщин в лютеранские пасторы была произведена в Церкви Дании в 1948 году.
Церковь Швеции впервые рукоположила трех женщин (Маргит Сахлин, Элисабет Дьюрле и Ингрид Перссон) на пасторское служение в 1960 году[12] (решение о допустимости женских ординаций было принято в 1958 году).
 В 1962 году её примеру последовала Церковь Норвегии. В 1974 году Эйдур Эйр Вильхьяльмсдоттир стала первой женщиной-пастором в Церкви Исландии (приход Сюдюрейри). В 1988 году первые женщины были ординированы в Лютеранской церкви Финляндии.


Древний мир и язычество
Исполнение жреческих функций женщинами засвидетельствовано источниками Древнего Египта, Древнего Междуречья, Греции и Рима.

Иудаизм
В талмудический и постталмудический период ортодоксальный иудаизм отвергал возможность для женщин стать раввином.
 Известный случай работы раввином хасидки Ханны-Рахели Вербермахер в XIX веке не считался ортодоксами прецедентом. С другой стороны, начиная с 1930-х гг. появляются сначала единичные случаи назначения женщин-раввинов сторонниками реформистского иудаизма, которые получают всё большее распространение после Второй Мировой войны, а затем, в 1990-х и далее — и случаи ординации раввинов-женщин; в 2016 году Лила Кагедан[англ.] стала первой женщиной, работающей раввином в ортодоксальной синагоге.

Буддизм

В буддизме существует институт женщин-монахинь, однако не столь широко распространённый, как мужское монашество.

Индуизм
В индуизме допускается посвящение женщин в оба духовных сана — пурохиты и пуджари, наравне с мужчинами. Также женщины, как и мужчины, могут быть гуру

Ислам

Четыре мазхаба суннизма и шиизм сходятся в том, что женщины могут быть имамами (возглавляющими молитву) для групп, состоящих только из женщин. Школа маликитов отвергает такую возможность для женщин.

В Китае с XIX века существуют женские мечети (нуси), возглавляемые женщинами-имамами[3].

В 1994 году Амина Вадуд, профессор ислама, стала первой женщиной-имамом в ЮАР, возглавившей пятничную молитву в Кейптауне[4].

В 2004 году 20-летняя Марьям Мирза руководила второй половиной церемонии Ид-аль-Фитра в мечети Этобикоке в Торонто, которую проводила Объединённая мусульманская ассоциация.
В том же году Ясмин Шадир руководила ночной молитвой, в которой участвовали как женщины, так и мужчины.
 Это первый засвидетельствованный случай в современной истории, когда женщина возглавляла богослужение в мечети.

Синтоизм

В довоенный период существовали жрицы-саин , родственницы императора по женской линии. Саин, как правило, не выходили замуж, хотя имелись исключения из этого правила.

Даосизм
В даосизме священниками могут быть как мужчины, так и женщины.

Зороастризм
Зороастрийские жрецы могут быть только мужчинами


Также женщины-жрецы распространены в современных языческих культах Африки, Америки, Австралии и Океании.


Ординация женщин в христианстве

Ординация женщин — возведение женщин в духовный сан с правом предстоять при богослужении и таинствах. Особо дискутируется в протестантских церквях, разделяя их приверженцев на «либералов» и «консерваторов». Острота вопроса связана с тем, что, в отличие от исторических церквей, протестанты не считают себя связанными «традицией» и отстаивают право на самостоятельное толкование Священного Писания. Кроме того, ординация женщин рассматривается некоторыми как следствие протестантского учения о священстве всех верующих.

Яна Ерума Гринберга родилась в латышской семье в Англии. До того, как стать священнослужителем, она получила степень бакалавра по биохимии, потом выучилась на медсестру и много лет работала по профессии. Погружение в религию далось Яне с трудом — по ее словам, она довольно долго противилась ощущению, что впереди ее ждет церковная жизнь. «Я была очень довольна своей работой медсестры, это очень ответственное дело. Но в какой-то момент я больше не смогла противостоять голосу Бога», — вспоминает она. Так Яна начала учебу в теологическом колледже Oak Hill, а в 1997 году она была ординирована (посвящена в духовный сан) в Латвийскую евангелическо-лютеранскую церковь за рубежом.


Также практика ординации женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях, в том числе и в России.

Среди Свидетелей Иеговы по всему миру несколько миллионов женщин-священнослужителей. Это огромное множество проповедниц благой вести о Царстве Бога. В Псалме 68:11 о них пророчески говорится: «Иегова дает слово, женщин, несущих благую весть,— огромное воинство».

Однако не стоит путать служение женщин-Свидетелей Иеговы со служением женщин, посвященных в духовный сан. Это несопоставимые вещи.


Рецензии