Чистилище. Григорий I папа римский - Двоеслов

Чистилище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев.

История
Обычай молиться за умерших в христианстве зафиксирован уже во II веке, а служение литургии за умерших — в III веке.
 В раннем Средневековье Теологумен об очистительном огне был впервые высказан святым Григорием Двоесловом в его «Диалогах».


Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов — «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника — редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий)

Григорий I (папа римский)- называемый в православной традиции Святитель Григорий Двоеслов
 В молодости он изучал латинскую литературу, Священное Писание, творения Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, но со светскими науками не был знаком и не придавал им никакого значения в богословии.
: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1).


Поступив на государственную службу, Григорий сделал головокружительную карьеру: в 573 году император Юстин II назначил его префектом urbi, тем самым он занял высшую из гражданских должностей в Риме, но уже год спустя, сразу после смерти отца, он ушел в отставку, следуя рано сложившемуся у него стремлению к монашеству, и принял постриг. «И вот он, который раньше обычно ходил по городу в трабее из сирийского шелка, усыпанной драгоценными каменьями, стал носить простое платье». Свое имущество он раздал на церковные нужды и нищим.


От отца Гордиана Григорий унаследовал большой особняк на склоне Целийского холма и шесть вилл на Сицилии. В каждой из них он основал по одной монашеской общине, а в доме на Целийском холме устроил монастырь апостола Андрея, в котором и поселился как простой монах, ведя аскетическую и молитвенную жизнь, предаваясь также усердному чтению Священных книг и творений латинских отцов, в особенности блаженного Августина. Его мать Сильвия, канонизированная на Западе, поселилась поблизости от сына. Суровый пост подорвал здоровье подвижника: «он так был воздержан в пище, так неутомим в молитве, так соблюдал посты, что от истощения едва стоял на ногах». С тех пор он часто болел, но болезнь не мешала ему с исключительным рвением исполнять возлагаемые на него послушания.

Григорий готовился к миссионерскому служению в Британии – мысль об обращении язычников была одним из главных его устремлений в течение всей жизни.


Своим важнейшим долгом он считал помощь нуждающимся. В начале каждого месяца из церковных средств бедным выдавались хлеб, одежда и деньги. По праздникам папа раздавал подарки сиротам, больным и престарелым. Он «считал тот день потерянным, в который ему не случалось накормить голодного и прикрыть чью-либо наготу. Услыхав однажды, что на одной из улиц Рима умер какой-то нищий, Григорий почувствовал глубокие угрызения совести и в течение нескольких дней не решался предстать, как пастырь, перед алтарем»

Святой Григорий отошел ко Господу после долгой и тяжелой болезни 12 марта 604 года. Его останки были погребены в портике базилики святого Петра. Вскоре после его кончины благочестивый народ усвоил ему, по примеру папы Льва, именование Великий.
Григорий Великий оставил богатое литературное наследие.
«Диалоги (Собеседования) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4-х книгах».

 В 4-й книге автор, опираясь на литературные описания видений, обсуждает тему бессмертия души и загробной участи усопших. «Диалоги» были переведены на греческий папой Захарием в середине VIII века, а два столетия спустя был выполнен их славянский перевод. Именно в этой книге Григорий писал «о некоторых обителях (quibisdum mansionibus)»[32], в которые попадают души спасенных чрез веру, покаяние и добрые дела, но не до конца очистившихся от грехов, не достигших совершенной праведности в земной жизни. Ссылаясь на церковные молитвы об усопших, папа утверждал, что до всеобщего суда «существует некий очистительный огонь (purgatorius ignis), которым очищаются незначительнейшие и легчайшие грехи (parva minimata peccata)»[33]. Это его высказывание позже легло в основу учения о чистилище, которое составило один из капитальных предметов разногласия между христианским Западом и Востоком.


Аналогичные мысли высказывал известный теолог VII века Беда Достопочтенный. Изложение учения о чистилище много позже присутствует в сочинении «Сентенции» Петра Ломбардского (XII в.)[5]. Догмат о чистилище (Purgatorium) был постепенно сформирован в католицизме в XIII—XV веках, в частности, в трудах Фомы Аквинского[6]. Следы первого спора о чистилище между православными и католиками обнаруживаются в 1231 году. Доктринальное рождение чистилища как места фиксируется в папском определении Иннокентия IV от 1254 года[7]. Церковное учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году, но в итоговых постановлениях собора слова «чистилище» ещё нет, и лишь на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году происходит догматическое закрепление чистилища в католическом богословии. Окончательно же учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе.


Согласно учению Католической церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:

    Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45.

Вторая книга Маккавейская является второканонической книгой в католицизме, неканонической книгой в православии и апокрифом в иудаизме и протестантизме.

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха»[10].

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:

    Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 1Кор. 3:13-15

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.

Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, — они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста


Сколько времени душа умершего человека находится в чистилище?

Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле.


В чем отличие ада от Чистилища?

Чистилище — Posmotreli
Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.

Можно ли выбраться из Чистилища?

В Чистилище есть особые участки, межпространственные проходы, через которые в Чистилище можно попасть или же выйти. В Чистилище есть особый проход, через который можно попасть из Чистилища на Землю, однако, через этот проход могут пройти только люди.

Почему у православных нет Чистилища?

Православие признаёт необходимость молитв за умерших, но отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви, состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук.


Рецензии