Что говорит Тора о загробной жизни

Вообще, в Торе мало что говорится о жизни после смерти. Дело в том, что иудаизм в принципе уделяет гораздо больше внимания жизни в этом мире, в олам ха-зе, чем рассуждениям о том, что может произойти после смерти.

Чаще всего Тора утверждает, что физическая смерть — это, в общем-то, конец: «Мы умрём и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (Вторая книга Царств 14:14)

Кое-где в Священном Писании вскользь упоминается подземный мир под названием шеол — глубокое и мрачное место, куда попадают все люди без исключения, и евреи, и язычники. Их души-рефаим пребывают там в неком теневом состоянии, отрезанные от Бога и других людей. При этом в шеоле, как правило, нет понятия суда, награды и наказания за поступки земной жизни.


Упоминается и практика спиритических сеансов: живые могут вызывать духов умерших, чтобы задать им свои вопросы. Однако эта практика строго запрещена: «Мужчину или женщину, которые будут вызывать умерших или чародействовать среди вас, нужно предать смерти» (Левит 20:27).


Вообще, концепция жизни после смерти получила своё развитие после разрушения Второго храма в 70 году нашей эры. Гонения и переселения постепенно лишали еврейских мыслителей веры в какие-либо немедленные перемены в жизни еврейского народа.

     Вместо этого они всё больше надеялись на приход мессии и жизнь после смерти, в идеальном грядущем мире, олам ха-ба.

В иудаизме Мир после пришествия Мессии в иудейской литературе описывается словом олам ха-ба («мир, который придёт»). Этот же термин используется для описания существования души после смерти. Олам ха-ба характеризуется мирным сосуществованием всех людей


В мишнаитском трактате «Пиркей Авот» рабби Яаков учит: «Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал». То есть, хотя праведник может страдать в этой жизни, он обязательно будет вознаграждён в олам ха-ба.

Более того, раввины иногда утверждают, что праведники вынуждены страдать в этом мире, чтобы их награда была больше в грядущем.


В ветхозаветный период еврейская мифология почти не проявляла интереса к индивидуальной эсхатологии.
 Загробная участь представлялась как полунебытие в шеоле, без радостей и острых мучений (ср. Аид у Гомера), в окончательной отлучённости от Бога (Пс. 6, 6; 87/88, 11 и др.).
 В эллинистическую эпоху возникает представление, ещё долго вызывавшее споры иудейских теологов, о воскрешении мёртвых и суде над ними, в результате которого праведные будут приняты в царство Мессии, а грешные отвергнуты.

 Здесь, однако, речь шла не о рае или аде для отрешённой от тела души, а о преображении всего мира, блаженстве или погибели для души, воссоединившейся с телом.
Впоследствии, под влиянием христианства и ислама внимание переносится на немедленную посмертную участь души, отходящей или к престолу Бога, или в ад, хотя представление о страшном суде в конце времён остаётся.

 Детализация системы наказаний в аду, совершенно чуждая Библии и слабо разработанная в талмудическо-мидрашистской литературе, была в полной мере развёрнута только в конце Средневековья («Розга наставления»)

Апокрифы
В этот период вместо традиционного представления о шеоле (обитель мертвых) приходит идея ада (гехинном (геенна), где грешники несут наказание, и рая (Эдемского сада) для праведников. Авторы апокалипсических произведений приводят различные методы подсчета времени прихода Мессии.

Опираясь на Иех. 38:1—39:20, апокалиптические произведения представляли войны, которые будут предшествовать приходу Мессии, как войну Бога против сил зла — Гога и Магога под началом как Сатаны, Блияала (др.-евр. ;;;;;;;;) и т. п. Время с начала эсхатологического вмешательства Бога делится на две части — олам ха-зе («этот мир») и олам ха-ба («грядущий мир», мессианская эра).

Вера в полное воздаяние в этой жизни сменяется верой в полное воздаяние только после смерти, в олам ха-ба, что связано с верой в Воскресение из мёртвых в «день Господа». Впервые эта мысль выражена в книге Дан. 12:12, и позднее широко распространилась в апокалиптической литературе

Талмуд
Времена Мессии продлятся 40, 70, 365 или 400 лет. В поздней барайте утверждается, что мир будет существовать шесть тысяч лет, из которых две тысячи составит мессианская эра. Точное число — 14 день месяца нисан.

Попытки установить время прихода Мессии в иудаизме осуждаются: «Пусть сгниют кости тех, кто высчитывает время конца. Ибо они говорят: раз подошло время, и он не пришел, он не придет никогда» (Санх. 97б).

Каббала

Согласно Каббале душа делится на 3 части: нефеш (низшая часть души), руах и нешама (высшая часть души).

    Нефеш остается в могиле и несет наказание за проступки после первого суда (хиббут ха-кевер или дин ха-кевер («суд могилы»).
    Руах («дух») также подлежит наказанию за грехи, но через 12 месяцев он вступает в «нижний» Эдем,
    Нешама согласно книге Зохар не может быть грешной, и возвращается в «горний Эдемский сад», Црор ха-хаим.


   

Согласно главной книге каббалистического учения «Зоар», у человека есть три души. Первая — это нефеш, которая находится в теле умершего в течение нескольких дней, прежде чем перевоплотиться в другое тело. Вторая — руах, которая после смерти обречена на мучения в семиуровневом гехинноме, но только пока не очистится. Если руах не очень злая, она будет медленно подниматься по уровням, пока не будет готова к тому, чтобы Адам проводил её на нижний уровень Эдемского сада. Это временное место радости, из которого руах со временем переходит в более высокий Эдемский сад. Третья форма души — нешама, которая является частью Б-жественного в каждом человеке. После смерти она немедленно отправляется в высший Эдемский сад, чтобы соединиться с Б-гом.



Каббалистические писатели видели в грядущем искуплении возврат к совершенству, которое было утеряно после грехопадения Адама и Евы; оно зависит от поведения народа Израиля.

Искупление означает конец пребывания Шхины в изгнании и восстановление Божественного единства, когда поток Божественного влияния навечно объединит все миры, а скрытые тайны Торы будут открыты

Каббалисты верили в физическое воскресение из мертвых.



Геенна огненная, гехинном, — место наказания, мучений и очищения. Большинство мудрецов считает, что только истинные праведники могут рассчитывать на прямой билет до Эдемского сада.


    Среднестатистические жители земли спускаются в гехинном для предварительного очищения.

Ну и тут мнения еврейских мудрецов расходятся. Например, в мишнаитском трактате «Эрувин» говорится, что после очищения от грехов все, за исключением самых уж страшных нечестивцев, отправляются на Небеса к Аврааму.

Срок пребывания души в гехинноме обычно ограничивается 12-месячным периодом очищения. Это 12-месячное ограничение отражено, например, в годичном трауре и чтении кадиша, поминальной молитвы, за умерших.

В другом трактате — «Рош ха-Шана» — говорится, что муки Ада для большинства грешников заканчиваются не на Небесах, а просто в небытии.

Спорят мудрецы и относительно того, что происходит с душами откровенных грешников: одни считают, что нечестивцы полностью уничтожаются и перестают существовать, другие, например Маймонид, верят в вечное проклятие.

Насчёт самого процесса очищения тоже нет консенсуса: некоторые считают гехинном местом пыток и наказания огнём и серой. Другие представляют его менее суровым: возможно, здесь человек просто пересматривает поступки своей жизни и раскаивается за прошлое.


    Кстати, геенна — место со вполне себе определёнными географическими координатами. Название происходит от долины Гай-бен-Хинном («Долина сыновей Енома») к югу от Иерусалима.

Считается, что когда-то здесь совершали языческие жертвоприношения детей, — поэтому и репутация у места соответствующая.


Рай и олам ха-ба

Еврейский Рай называется Ган Эден, Эдемский сад. Некоторые источники считают его местом солнечного света, где люди всех народов будут вместе сидеть и вкушать райскую пищу, когда наступит мирный мессианский век. Другие полагают, что Ган Эден — не обязательно физическое место, а скорее состояние сознания, место, где душа чувствует близость к Б-гу.

Как мы уже упоминали, в иудаизме есть очень важная концепция грядущего мира, олам ха-ба.


В любом случае большинство ортодоксальных евреев верят, что физическое тело будет воскрешено в мессианскую эпоху, когда добрые люди воскреснут из мёртвых. По этой причине иудаизм запрещает многие процедуры, которые могут привести к повреждению или разрушению тела после смерти, и поэтому евреи хоронят своих умерших, а не кремируют их.


Рецензии