Бал мертвецов
Льётся кровью вино -
Ни начал, ни концов,
Качка вальса - вперёд и назад.
Вы не видите, но
Это бал мертвецов.
Наш корабль направляется в ад.
Общий пьяный угар
И фальшивый романс,
Зубы склеены в мягкий оскал.
Едкий запах сигар.
Наша жизнь - декаданс,
Человек человеку - шакал.
Пусть омоется мир
Мимолётным дождём -
Несмываема горечь угля.
Грандиознейший пир!
Всё равно с каждым днём
Только туже на шее петля.
За бокалом бокал,
За уродом урод,
Бельма глаз в ядовитом чаду.
Продолжается бал
Среди сумрачных вод.
Пью за вас - и до встречи в аду.
15.05.24
© Copyright:
Алиса Ливнева, 2024
Свидетельство о публикации №124051506662
Рецензии
Стихотворение прекрасно всем — и редкой треугольной рифмой, и метафоричностью, и наполненностью культурными отсылками. Название является аллюзией на "Бал сатаны" Булгакова — но при этом самого сатаны на нем нет; вернее, он есть, но имперсонифицированный — сатаной являются сами люди. Ужасающий маскарад происходит на корабле — но по поведению его участников можно понять, что это Корабль дураков, сошедший со стапеля Иеронима Босха: его затапливают разврат и пороки, люди (как и на картине) перестали быть похожи на людей; они хищны — но не благородно, как львы, а по-шакальи — их улыбки неотличимы от оскала, им все равно, что пить — вино или кровь ближнего: они одинаково погружаются в экстаз. Их разум одурманен сигарами, а безумный вальс как метафора их образа жизни укачивает их, словно гипнотизируя — хотя у нормального человека он, как и настоящая качка, вызвал бы рвоту. Их корабль идёт прямиком в ад — но это не ладья Харона, а скорее "Титаник" (о чем говорит и "несмываемая горечь угля" в третьей строфе — угольная пыль въелась в обшивку, ее не смоет даже дождь, т.е. он идёт на всех парах). Находящиеся на борту сами не понимают, что, несмотря на изобилие, с каждой пройденной милей петля неизбежного все туже затягивается на их шеях; они считают себя живыми — но они уже мертвецы (двойная метафора — они мертвы духовно и неизбежно приближаются к аду, чтобы умереть еще и физически). И к концу произведения мы понимаем, что мы не просто сторонние наблюдатели, мы сами находимся среди обреченных; но вместо душеспасительного наставления стихотворение погружает нас в атмосферу обреченности: корабль плывет, деться с него некуда, потому вокруг сплошной океан, и никаких спасательных шлюпок в конце не будет даже на часть пассажиров, потому что их вместе с кораблем поглотит Цербер. Что делать, пусть каждый читатель решает сам — так настоящая поэзия не поучает, а заставляет думать.
Степан Елистратов 12.01.2025 15:43
Заявить о нарушении
Спасибо, очень приятно получить такую подробную и развёрнутую оецензию!
Треугольная рифма показалась мне наиболее уместной для передачи ритма вальса и покачивания корабля. А булгаковская идея того, что злом зачастую является не дьявол, а люди, всегда находила живой отклик в моей душе. Невозможно угадать, в чьих глазах прячется Сатана; возможно, он в числе танцующих, возможно, он везде и нигде, как идея, а не как образ, возможно, именно он является лирическим героем, обличающим людей на борту этого корабля. Каждый волен выбирать любую трактовку :)
Образ корабля - это, действительно, отчасти и Корабль дураков, и «Титаник», и «Атлантида» из рассказа «Господин из Сан-Франциско». Меня в своё время очень впечатлил образ танцоров, изображающих из раза в раз счастливых влюблённых вопреки тому, что им весь этот фарс уже давно опостылел.
Я рада, что в стихотворении читается идея, которая в него была заложена, и ещё больше рада тому, что оно заставляет думать. Ещё раз спасибо за такой вдумчивый анализ стихотворения!
Алиса Ливнева 13.01.2025 14:51
Заявить о нарушении