Скрипач рождал подлинное волшебство!..

           Тайна одной из самых изумительных песен Вертинского. . .


       Александр Вертинский был чрезвычайно любим публикой, в его репертуаре множество прекрасных песен. Одну из них неизменно каждый раз зрители требовали на всех без исключения выступлениях - «Концерт Сарасате». В своих мемуарах великий шансонье поведал эту пронзительную историю.

       Однажды, когда артист был в Румынии, он посетил одно кафе. Там выступал знаменитый на то время ресторанный скрипач, которого именовали королём цыганского жанра — Владеско. Когда Александр услышал его игру, то просто замер от восторга. Пальцы скрипача рождали настоящую магию. Вертинскому временами казалось, что скрипка Владеско издаёт подлинно человеческие интонации. Музыка проникала в самые потаённые глубины души. Скрипач рождал подлинное волшебство...

       Вдруг зазвучала одна из любимых мелодий Александра, принадлежащая гениальному композитору и скрипачу Пабло де Сарасате. То, как исполнял её Владеско — было чем-то волшебным. Зал затих, а Вертинский боялся пошевелиться до тех пор, пока не прозвучала последняя нота. Публика после короткого промедления взорвалась громом оваций. Александр обратился к своему спутнику, чтобы узнать кто этот скрипач, он желал во что бы то ни стало с ним познакомиться. Его товарищ поморщился и рассказал, что музыкант он, конечно, потрясающий, но человек — дрянь.

       История, которую поведал ему друг, оказалась банальной и в то же время гадкой. Вертинскому показали женщину в зале, которая, не отрываясь, с восторгом взирала на Владеско, пока тот играл, а потом бросилась к нему, чтобы вытереть тому со лба пот своим шёлковым платком. Вертинскому сказали, что эта невзрачная женщина — великая звезда, Сильвия Тоска, но она оставила сцену ради своего возлюбленного. Он безумно ревновал её ко всем под ряд, а она не хотела расстраивать его. Сильвия безропотно терпела оскорбления и даже побои любовника. Он обращался с ней просто ужасно. Из блестящей красавицы она превратилась в тень самой себя.

Скрипачом Владеско был гениальным, а вот человеком не очень порядочным.


                Легендарные строки


      Александр по-другому посмотрел на талантливого скрипача и в его душе родились знаменитые строки легендарной песни «Концерт Сарасате»:

Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьёт.
Но когда он играет «Концерт Сарасате»,
Ваше сердце, как птица, летит и поёт.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать «зеро»…
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюблённый Пьеро!

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambre.
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с лёгким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?...

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, —
Он играет для Вас свой «Концерт Сарасате»,
От которого кровью зальётся душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете всё за «Концерт Сарасате»,
Исступлённо, безумно и больно любя!...

     * * * * * * * * * * *

       Пронзительные строки «Концерта Сарасате» проникали в самое сердце...




                Продолжение истории


       Спустя три года, на одном из концертов в Берлине, в зале присутствовал Владеско с Сильвией. Ему сказали, что Вертинский написал о нём песню. Он сидел в зале гордый и надменный, ожидая в свою сторону лирических оваций от Александра. Вертинский всю душу вложил в своё выступление, когда его слушателем оказался сам Владеско.  Дослушав песню о себе до конца, скрипач был в бешенстве. После концерта он ворвался за кулисы и, казалось, готов был убить певца. Они несколько минут молча смотрели друг другу в глаза. Потом Владеско дрогнул.

       Лицо его вдруг исказила гримаса нестерпимой боли. Он начал бормотать, задыхаясь: «Вы... Вы убили меня! Убили!». Скрипача била мелкая дрожь, из глаз брызнули слёзы. Он упал в кресло, стоящее рядом и разрыдался.

       Спустя несколько лет, друг Вертинского, Пётр Барац, рассказал Александру, что видел в Париже Владеско. Говорил, что тот изменился, стал вежливым, внимательным, каждый день дарит Сильвии цветы, не бьёт, а когда выпьет, то плачет и просит у неё прощения. Лекарство подействовало, так передали Вертинскому.


       Красивая байка или правда, но сила искусства велика. Оно способно убить и воскресить, великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен когда-то сказал, что: «Только искусство и наука возвышают людей до божества».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020923/57352/


Рецензии