Мосты в преисподнюю Древнего Китая Нефритовые скри
Преисподняя — многозначный термин. Преисподняя — синоним термину Ад.
К сожалению, до нас практически не дошло сведений, касающихся древнекитайских мифологических мостов. Мы даже не знаем их названий, но точно знаем их значение. Первый легендарный китайский мост имел форму ствола дерева. Этот мост соединял мир живых с миром мертвых. Как и в других мифологиях, для грешников мост сужался, а для праведников – расширялся. Под мостом же находился мощный поток грязи, который смывал души умерших. Существует легенда, согласно которой по этому мосту способен был передвигаться паломник Сюань-цзян. Именно он принес в Китай основы буддистского учения. Также китайская мифология упоминает еще один мифический мост. Однако он был уж совсем необычным и состоял из рыб и черепах. Легенда гласит, что именно по этому мосту путешествовал император Син-ван-му, когда пытался обрести бессмертие. Этот мост он пересек на пути к Царице Запада.
Основное содержание «Нефритовых скрижалей» представляет собой подробное
описание десяти залов подземного судилища, разбитое на главы, построенное в
общем виде по следующему плану: дается имя главы зала; указывается расположение
зала во вселенной (например, первый зал находится «под большим морем, на западе,
на улице “черная дорога у желтого источника”» перечисляются ады и так называемые «малые ады» , из которых состоит тот или иной зал (надо
сказать, что названия самих адов чаще всего описательны, т. е. сразу понятно, что происходит с грешниками в том или ином аду, например «Ад, где бьют по коленям» или «Ад, где вешают вверх ногами».
Далее приводится список грехов и объясняются ситуации, за которые судят и наказывают в каждом из залов.
В русскоязычной версии «Юйли» еще упоминаются два любопытных раздела,
которые отсутствуют в других известных нам вариантах книги, — раздел наставлений
и раздел рецептов.
Возникновение традиционного китайского образа загробного мира
Концепция ада в китае появилась непосредственно с пришествием буддизма в
1-х вв. н.э. До этого времени не существовало сформировавшегося образа загробного мира. Однако тексты «Шицзина» свидетельствуют о существовании веры в то, что после смерти люди становятся духами гуй 5 (;), но идеи воздаяния не существовало.
В статье «что такое “душа” по представлениям китайцев» крупного синолога XIX в.
С.М. Георгиевского говорится: «С понятием о рае и аде китайцы познакомились одно-временно с усвоением чуждых религий, прежде всего буддизма. Буддизм принес собой и веру в переселение душ» .
Следует оговорить, что понятие ада и рая в китайской культуре сильно отличается
от того, что подразумевается под этими терминами в христианстве. Существует представление, что после смерти души людей, в зависимости от количества и тяжести грехов,направляются либо в ад, где им уготованы вечные страдания, либо в рай, где их ждет вечное блаженство.
В китае ад называется диюй , дословно «подземная тюрьма»,что более точно отражает его понимание китайцами.
В целом можно выделить три основных значения слова диюй : во-первых, это ад в народных верованиях, т. е. своего рода чистилище, дополнительная промежуточная ступень между этим рождениеми следующим, описание которой, собственно, и представлено в «Нефритовых скрижалях».
Во-вторых, в буддизме диюй, или диюйдао , означает мир адских существ
нараков. И, наконец, третье значение — диюй как перевод европейского термина «ад».
Нет в китайском мировоззрении и аналога европейского рая. то, что в синологи-
ческой литературе называется рай, на самом деле является чем-то вроде преддверья в нирвану: считается, что если накоплена хорошая карма, можно переродиться в одном из раев (или «чистых Земель») Будд, после чего происходит окончательных выход из сансары. Такой «рай» есть у каждого Будды, однако наиболее широкое распространение в китае получили «чистая земля» Будды Амитабхи, рай Сукхавати (цзилэ шицзе ; рай Будды медицины Вайдурья-Нирбхаса (цзин люли шицзе ) и др.
Представление китайцев об аде безусловно берет свои истоки непосредственно из
классических буддийских сутр, переведенных на китайский язык с II по V вв.
Согласно буддийским представлениям, сансара 6 состоит из шести миров: мира бо-
гов (дэвов, кит тяньдао , мира полубогов (асуров, кит. асюлодао ), мира
людей (кит. жэньдао ), мира животных (кит. чушэндао ), мира голодных духов (претов, кит. эгуйдао ) и мира адских существ нараков (кит. диюйдао ).
Три первых считаются благоприятными рождениями, а три последних — небла-
гоприятными. Существа обретают рождение в том или ином мире в зависимости от
своей кармы, т. е. совершенных поступков. Однако ни в одном из миров жизнь не вечна.
Нахождение в любом из них, даже в мире богов, есть страдание, а единственный способ его прекратить — выйти из сансары.
Обращаясь к «Драгоценным копиям Нефритовых скрижалей», мы обнаруживаем
следующую схему простонародного представления об аде: сначала кто-то из служащих
ада встречает умерших и провожает их в первый зал подземного мира.
Судья первого зала допрашивает душу умершего, и если выясняется,
что за ней грехов нет, ее сразу отправляют в 10-й зал.
Если же грехи есть, ее подводят к огромному круглому зеркалу с надписью «На террасе перед Зеркалом Зла нет хороших людей» , в котором показываются все дурные поступки умерших.
После этого грешников ведут во второй и последующие залы. В каждом из них верховные судьи залов вершат над ними суд и назначают наказание за различные проступки, очень подробно описанные в «Нефритовых скрижалях».
Замечу, что «зал» не равно понятию «ад»: в зале верховный судья определяет меру наказания, а затем уже грешников распределяют по многочисленным «адам» и «малым
адам», относящимся к конкретному залу.
В общей сложности в имеющихся у нас «Нефритовых скрижалях» на китайском языке говорится о 138 адах: со второго по девятый,
в каждом зале имеется по одному большому аду и 16 малых, и, кроме того, еще есть 2 дополнительных ада, расположенных по сторонам от зала Фэнду Дади, которые называются «Пруд кровяной жижи» и «Город безвременно умерших
Если же в каком-то из залов обнаруживается, что у души нет прегрешений, за которые наказывают именно в этом департаменте, ее сразу препровождают в следующий зал. Пройдя таким образом все 10 залов, души попадают
в последний, десятый зал, где в павильоне богини Мэн-по им дают выпить напиток
забвения, благодаря которому они перестают помнить о своих прежних жизнях и мы-
тарствах в аду, а затем, в зависимости от кармы, они обретают новую жизнь в обликелюдей или животных.
Из контекста книги остается не совсем ясно, кто же определяет
форму нового рождения грешников: этой функцией наделяется и судья 10-го зала ада
чжуаньлунь-ван , и Фэнду Дади — бог города Фэнду, владыка переправы, через
которую проходят души перед новым рождением.
Говорится, что чжуаньлун-ван подает список предопределенных переродиться людьми в первый зал, а оттуда список передают Фэнду-шэню.
В китае в провинции Сычуань и сейчас существует город Фэнду,
в котором есть так называемый «Город демонов» — Гуйчэн .
Предания говорят,что это своего рода канал, по которому проходит связь между нашим миром и адом, и именно там, в Сычуани, Фэнду-шэнь отпускает души родиться заново в нашем мире. кроме такого стандартного маршрута по аду существуют и некоторые другие, например некоторые души остаются служить в аду, а душам обесчещенных и погибших из-за этого девушек разрешается превратиться в демониц и мстить своим обидчикам.
В книге «Нефритовые скрижали» очень четко описано, за какие грехи и как наказы-
вают провинившихся. Несмотря на то что общая идейная направленность этой кни-
ги, казалось бы, буддийская, о чем уже говорилось выше, но в грехах первого же зала числятся абсолютно конфуцианские провинности: отсутствие чжун - преданности
правителю), отсутствие сяо (сыновней почтительности), отсутствие цзе (верности
жены мужу) и отсутствие и (чувства долга).
Например, существует еще одно примечательное прегрешение, за которое пола-
гается наказание во втором зале: «грех совершает и тот, кто самовольно острижет себе волосы, будь это мужчина или женщина» .
В китае всегда считалось, что тело дается человеку родителями и по определению не принадлежит в полной мере самому человеку. Следовательно, каким-либо образом его изуродовать, в том числе и обрезать волосы, — значит попрать один из самых основных принципов конфуцианства — сяо(сыновья почтительность).
Однако, если посмотреть со стороны буддизма, перед вступлением в сангху (монашескую общину) адепты обязаны сбривать волосы в знак отказа от привязанности к мирской жизни.
В то же самое время в классическом буддизме грехом считается продавать живые
существа. В «Нефритовых скрижалях» в статьях второго зала мы читаем: «куплена или взята в заклад девочка.
Она выросла, и родственники желают ее выкупить. Но хозяин не согласен ее отпустить. В этом случае он совершает грех» , то есть в понимании китайцев сам по себе факт торговли человеком не является осуждаемым, это считалось нормой, подтверждение этому мы неоднократно встречаем в китайской литературе.
В «Нефритовых скрижалях» представлена интересная интерпретация китайцами
буддийской концепции о шести сферах перевоплощения, шести параллельных мирах.
Здесь благоприятными считаются три степени рождения в облике человека. Самой лучшей степенью считается рождение хоу , гуном , сяном (канцлером) или цзяном (военачальником) .
На втором месте стоит рождение купцом (шан ), ученым (ши ), ремесленни-
ком (гун ) или земледельцем (нун ).
И, наконец, третьей ступенью благоприятных
перерождений является рождение вдовцом (бобылем) (гуань ), бездетным (ду ),
вдовой (гуа ) либо сиротой (гу ).
Неблагоприятными рождениями здесь считаются три рождения в облике животных, а именно: первая степень — млекопитающие
вторая степень — птицы (, и последняя, самая неблагоприятная форма из всех — насекомые, земноводные, пресмыкающиеся и рыбы.
Свидетельство о публикации №124051504815