Странствия души после смерти в зороастризме

источник -Мирча Элиаде."История веры и религиозных идей."


Что касается жизни души после смерти, то здесь мы встречаем некоторые знакомые мотивы: переход через мост, вознесение на небеса, суд, а также нечто новое — тему встречи с Самим Собой.

Хадохт Наск - Часть Авесты - Книга Писаний

«Аве;ста» — собрание священных текстов зороастрийцев. Старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 1288 году.


Что такое Ахурамазда?
Ахурамазда — Википедия
В Авесте Ахура-Мазда — безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna, то есть почитателями Мазды.

Ахура Мазда
Ахура – производное от термина “Асуры”, который означает группу старших богов в индоиранской традиции. Мазда в переводе с древнего праиндоевропейского языка означает “устанавливающий мысль”, “мудрый”. То есть, Ахура Мазда как верховный бог в зороастризме предстает как Мудрый Творец, создающий мысли и сознание.


Во входящем в «Хадохт-Наск» стихотворении говорится, что душа (urvan) праведного мужа находится вблизи его тела в течение трех дней.
К концу третьей ночи с юга прилетает благоуханный ветер, и d;en; умершего предстает "в форме прекрасной светящейся белорукой девушки, резвой, прелестного вида, прямой, высокой, с крепкими грудками… пятнадцати лет" .
Объясняя, кто она, даэна говорит: "Как я ни была мила, ты сделал меня еще милее своими добрыми мыслями, своими добрыми словами, своими добрыми делами, своей доброй религией; красивую, ты сделал меня еще красивее, желанную — еще более желанной" .
 Затем душа четырьмя шагами пересекает три небесные сферы и достигает "Света, не имеющего начала" , т. е. рая.
 Один из умерших задает вопрос, как перешла она "от телесного к духовному существованию, от жизни, полной опасностей, к жизни, где нет опасностей" , но тут вмешивается Ахурамазда: "Не расспрашивай ее, потому что ты напоминаешь ей об ужасной, опасной, ведущей к разлуке дороге, по которой она прошла и которая есть отделение от тела и сознания"  — намек на драматические трудности путешествия.

 Ахурамазда приказывает, чтобы ему дали "весеннего масла", ибо для праведного мужа это "пища, которую едят после смерти" (. Напротив, душа злодея встречается в Северном Ветре с ужасной фурией и оканчивает свое путешествие в зоне Извечной Тьмы, где Ангро-Майнью приказывает, чтобы ей дали яду .


...душу того, кто пускается в путь по "дороге богов" (devay;na), приветствуют, среди прочих божеств, M;n;si ("Умная") и C;kshush; ("Ясновидящая"); затем душа переправляется через озеро и поток, входит в город и предстает перед Брахманом, который вопрошает ее: "Кто ты?"


Мост Чинват — в зороастрийской эсхатологии неосязаемый мост, разделяющий мир живых и мир мёртвых. Мост Чинват выстроен из лучей света над огромной пропастью или над непреодолимой водной преградой и одним концом опирается на высочайшую вершину Хара Березайти. Все души умерших должны после смерти пройти по нему.



В «Хадохт-Наск» нет упоминания Моста Чинват. Тем не менее, Заратустра много говорит о нем (§ 103). Эта индоиранская концепция известна также другим индоевропейским народам; история религий зафиксировала ее и в других регионах. В классическом описании рассказывается, что даэна является со своими собаками и сопровождает душу праведного человека по Мосту Чинват, через Хара Березайти, космическую гору (на самом деле, мост, находящийся в Центре Мира, соединяет землю с небом). Встреченные Boxy Мана, души проходят перед Ахурамаздой и Амеша Спента. Отделение добрых от злых происходит либо перед мостом, либо в его начале. Что до суда над душами, о котором говорят тексты на пехлеви и где судья Митра с помощниками Сраошей и Рашну (с весами), то в гатах он не упомянут. Да он и излишен в данном сценарии: переход через мост, сопоставимый с инициатическим испытанием, — это уже суд, потому что, по поверью, мост расширяется под ногами праведников и становится не шире лезвия бритвы, когда к нему приближаются нечестивые.

В зороастризме

Согласно представлениям зороастрийцев, подробно зафиксированным в трактате «ДадестаниМеног-и-Кхрад», когда человек умирает, его душа еще три дня сидит у изголовья мертвеца, а на четвертый день на рассвете летит к высочайшему и ужасному Мосту Чинват. Её сопровождают Срош (Сраоша, Послушание), добрый Вайю и могучий Вахрам, а преследуют демон смерти Астовидат, злой Вайю, демоны Фрезишт и Визишт, и демон Ярости с окровавленным копьём. На Мосту душу одолевают демон Ярости и Астовидат, но защищают Михр (Митра), Срош и Рашну (Справедливость). Рашну взвешивает дела человека на весах.

«Эти весы одни для бедного и богатого, знатного и незнатного, ни на ширину волоса не склонит их Рашну из почтения к личности, ибо он отправляет беспристрастный суд»

«Он подобен многогранному лучу; одни грани у него широкие — в девять копий или двадцать семь стрел их ширина, а другие узкие и острые, как лезвие отточенного кинжала. Когда души праведников и грешников приходят к Чинвату, он поворачивается к праведникам широкой гранью, а к грешникам — узкой. Чем больше человек совершил в земной жизни грехов, тем уже Чинват становится под его ногами». («Саддар» 46, 1-2).


Мост охраняют две четырёхглазые собаки. В зороастризме собака является священным животным, поэтому здесь псы-стражи выполняют скорее роль проводников, нежели охранников — встречают молчанием грешника, а, праведника, наоборот, поддерживают своим визгом и воем.

Если душа смогла пересечь Мост Чинват, то в конце её встречает Даэна в облике красивой девушки, которая говорит:


«Я — твои добрые дела. Ибо когда на земле ты видел кого-то, кто приносил жертву демонам, ты садился поодаль и приносил жертву богам. А когда ты видел человека, творящего грабёж и насилие, ты отказывался принимать у себя такого человека; ты внимательно заботился о добрых людях, угощал их и оказывал им гостеприимство, и давал милостыню и тому, кто пришёл из ближних мест, и тому, кто издалека, и ты собирал свое богатство в праведности. А когда ты видел человека, который свершал неправый суд, брал взятки или лжесвидетельствовал, ты садился и произносил свидетельство праведное и истинное»

До души доносится благоуханный ветер с Небес, с первым шагом человек достигает Неба добрых мыслей (Хумат), со вторым — Неба добрых слов (Хухт), с третьим — Неба добрых дел (Хваршт), а с четвертым шагом — Бесконечного Света, Дома песни (Гародман), где царит блаженство.

«И Амеша Спента спешит к нему расспросить: „Как прошло твое путешествие из того временного, ужасного мира, где столько зла?“ Но Господь говорит: „Не спрашивайте его о самочувствии, ибо он расстался с любимым телом и прошел по опасной дороге“. И они подают ему сладчайшую пищу, даже масло ранней весны».


Души, которые успешно переходят мост, попадают по ту сторону недосягаемых гор Хара Березайти, приобщаясь к сонмам небесных язатов и объединяясь с Ахура-Маздой.

Если же злые дела, совершенные при жизни, не позволяют душе пересечь Мост Чинват, то демоны утаскивают душу в друдж-демана (Дом лжи), место вечного наказания и страдания. Даэна является такой душе в виде безобразной старухи, обвиняющей душу в том, что та её опозорила.

«Грешник попадает в ад злых мыслей, злых слов и злых дел и, наконец, встречается с самим Духом разрушения и его демонами. И демоны издеваются над ним, говоря: „Что ты горюешь об Ахура-Мазде, Амеша Спента и благоуханных, восхитительных Небесах и что за жалобу имеешь ты на них, если ты пришёл проведать Ахримана, и демонов, и мрачный Ад?» И они приносят ему яд и отраву, и змей и скорпионов, и гнилую пищу подают ему, чтобы есть. И до Воскрешения он останется в Аду, страдая от многих мук».

Оплакивать умерших в зороастризме запрещено, так как считается, что слёзы создают для души покойного в загробном мире непреодолимую преграду, не позволяющую душе перейти Мост Чинват.

 По еще более древнему обычаю, типичному для степей Центральной Азии, мертвецов оставляли в специально отведенном месте на съедение собакам и стервятникам.

 Среди жителей восточных областей Ирана практиковалось ритуальное оплакивание мертвых и нанесение себе ударов, иногда убивавших самого скорбящего.
 Но зороастризм строго запрещает "слезы и плач", называя их измышлением Ангро-Майнью.


Ангро-Майнью- олицетворение зла в зороастризме; бог тьмы и олицетворение всего дурного, первоисточник зла, противник Ормузда (Ахура Мазды)


Концепция Моста Чинват аналогична концепциям моста ас-Сират в исламе, моста Чинави в традиционных верованиях чувашей, моста Гьялларбру в скандинавской мифологии, Калинова моста в славянской мифологии, моста Мазе Камурдж в древнеармянской мифологии, а также концепции Моста Ужаса, ведущего в Чистилище древних бриттов.


Рецензии