Мосты на тот свет 1

Сират — в исламской эсхатологии — мост, который расположен над огненной преисподней. Мост Сират очень тонкий и не превышает размеры волоса и острия лезвия меча.
Что будет если не пройти мост Сират?
Согласно преданию, в Судный день все люди должны будут пройти по мосту Сират. Праведные мусульмане «с быстротой молнии» перейдут по мосту в рай к источнику Каусар, а неверные и грешники не смогут пройти по нему и упадут в ад.

Кали;нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых. За Огненной рекой жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы-Яги.


 Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла в образе различных змеев.


Представления славян

Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить, так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом.

По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.

Существует множество былин и легенд, в которых по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:

    Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван — крестьянский сын), защищая Русь, бьются на Калиновом мосту с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
    Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.


Во время похорон процессия под причитания плакальщиц должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь») воспроизводится процесс похорон с переходом Калинова моста.

В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть.




ШИНАВИ, Чинави (к;пер;) – в традиционных верованиях чувашей мост из мира живых в мир предков через мифическую речку или овраг Ахрат ва­р;. В похоронных обрядах чувашей – мост­ки, построенные через специально вырытые канавки или через ложбинку вблизи кладбища. Представляли собой сооружение из 3, 5 или 7 расколотых пополам недлинных брёвен, положенных выпуклой стороной вниз. Считалось, что при переносе умершего (либо антропоморфического памятника юпа) следует ступать осторожно, т.к. неустойчивые брёвна могут шататься, это означало бы грешность уходящего в потусторонний мир. За мостом у Ахрата на возвышенном месте разжигали священный огонь и просили всех предков собраться, чтобы они приняли новопришедшего в их мир. Затем всех угощали домашним пивом, лепёшками (;;х;) и пр. Сооружение Ш. и проведение обряда приняли канонизирован. форму и у не­крещёных чувашей соблюдаются строго (см. Похороны, Культ предков). Сло­во Ш. восходит к древнеиран. языкам (Чин­ват в авестийском языке, Чандвар в пехлевийском – «мост-разлучитель», «мост-переход»). Обряд соотносится с системой учения зороастризма, в к-ром Чинват – мост через реку, разделяющую живых от мёртвых; на нём происходило определение праведников и грешников; для последних он слишком узок (как лезвие) и шатается.



Гьялларбру (норв. Gjallarbr;) — в древнескандинавской мифологии мост через реку Гьёлль, ведущий в Хельхейм. Его охраняет великанша Модгуд. Мост громко звенит, если кто-то живой идёт по нему, но остаётся тихим, когда идёт мёртвый.

Обычно души умерших переправлялись через мост верхом или в повозке, которая до этого сжигалась на погребальном костре именно для этой цели.

У народов Северной Европы существовала незыблемая традиция обувать умерших в очень прочную обувь, которую называли «башмаками Хель», чтобы покойные не испытывали страданий во время трудного и долгого пути.

Вскоре после того, как умерший пересекал мост Гьялларбру, он достигал Железного леса Ярнвида, где росли только голые или покрытые железными листьями деревья. Проехав через лес, странник оказывался перед воротами в Хель, которые охранял свирепый покрытый кровью пёс Гарм. Невредимыми оставались лишь те, кто при жизни помогал нуждающимся.


Мазе Камурдж (арм. ;;;; ;;;;;;;, букв. «Мост из волос») — в древнеармянской мифологии мост, расположенный над Огненной рекой (Кракабоц гет; Рехен гет), разделяющей Джохк (Ад) и Драхт (Рай). Праведники проходят по мосту без всякой боли, а грешники соскальзывают и падают в Огненную реку, которая ведёт их в Джохк.

В переносном значения «Мазе Камурдж» означает очень рискованное и опасное дело


Рецензии