О щедрости

Вы не знали моего прадеда?.. Жаль... Это был
Добрый и привлекательный человек...
Ему было уже 76 лет,
Когда Господь отозвал его в Свои селения. Он был
Резчик по дереву, большой мастер;
И тонкие работы удавались
Ему прямо
Удивительно: кружево, да и только, и с каким вкусом! А больше всего он
Радовался,
Когда мог
Подарить  какую-нибудь изящную
Вещицу
Значительному, талантливому человеку. Тогда он приговаривал:
«Ведь этим я вошел в его жизнь,
Я помог ему найти в жизни
Хоть маленькую радость»... –И  улыбался счастливой улыбкой.
А, значит, вы его все-таки встречали?.. Да, да, это был он:
С длинными, белыми волосами... Высокий лоб,
Мечтательные, немножко отсутствующие глаза и незабываемая улыбка:
Будто все вокруг улыбнулось...
Вот о нем-то я и хотел вам рассказать.
Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется,
Что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству,
Как будто большое состояние равносильно большому счастью.
А это совсем не верно - кто
Так думает и чувствует, тот,
Наверное, проживет несчастливую жизнь. И этому я научился у моего
Покойного прадеда.
Ему всю жизнь приходилось зарабатывать себе пропитание,
И это давалось ему подчас не легко; и несмотря на это,
Он был одним из самых счастливых людей на свете.
Как ему это удавалось?.. А это он и называл «искусством владения» –
Или щедростью.
Он был седьмым в своей семье, и притом младшим;
Одни мальчики.
Старшие братья были все черствые и жадные.
На него они смотрели свысока и ничего ему не давали.
Родители у него умерли рано,
И он едва мог дотянуть
До конца городского училища. Тогда братья заявили ему:
«Изволь сам себе зарабатывать пропитание».
Ссориться и пререкаться
Он не любил и стал учиться тому,
К чему
Его особенно тянуло: резьбе
По дереву и игре
На скрипке. С резьбою
У него сразу пошло; вещи его очень нравились. И он объяснял
Это так:
 «Я от души это делаю, с любовью,
А люди это чувствуют; ведь они все ищут в жизни любви,
Прямо голодают по ней; вот им и нравится»...
Через год он не только зарабатывал
Себе на хлеб (жизнь-то тогда была
Дешева), но платил сам
И за скрипичные уроки. Тогда он ушел от братьев и стал
Жить у бездетного дяди. Там его тетка очень любила; так и называла его – «Голубчик мой».
А в нем и вправду было что-то голубиное. А уж образование свое
Он позднее пополнял ненасытным чтением.Бывало, только возьмет
В руки смычок, так мелодия и польется.
Все сидят и слушают, как очарованные,
И у всех глаза влажные.
И горечь жизни забудешь: будто все заботы и тягости
С тебя сняли и только сердце поет. Как он играл русские народные
Песни, да еще в настоящих древне-народных тонах и гармониях...
Он с Мельгуновым водился и с гуслярами все дружил...
Бывало, сам стоит
Серьезный, благоговейный;
И только глаза сияют блаженством.
Вы спрашиваете про «искусство владения»?
Сейчас, сейчас расскажу... Бедности он не знал. Но и богатым
Никогда не был. Два раза ему сватали богатых
Невест. Он сам мне об этом рассказывал:
«Обе были из твердого дерева и грубой резьбы.
Таких нельзя любить.
И никакого пения
В них не было.
А во владении они тоже ничего не понимали:
Обожали свое богатство,
Оно
Из них так и смотрело. Ведь у каждого из нас свое
Главное
Из глаз глядит, а у них глядела жадность».
Позднее он женился на моей
Прабабушке и жил с ней
Душа в душу. Она была необычайной доброты, бедна,
Но умна
И первая певунья на свадьбах;
Все старинные свадебные песни знала
И как зальется, так все слушают и не дышат. Когда прадед начинал,
Бывало, рассказывать или советы давать,
Я мог слушать часами, неотрывно. Потом я стал
Даже кое-что записывать для памяти. Вот и про владение.
«Слушай, малыш, – говорил он  – есть особое искусство владеть
Вещами; и в нем
Секрет земного счастья.
Тут главное в том,
Чтобы не зависеть от имущества своего,
Не присягать ему. Имущество должно служить нам
И повиноваться нам.
Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами.
Одно из двух – или ты им владеешь,
Или оно на тебе поедет.
А оно – хи-и-трое. Только заметит,
Что ты ему служишь, так и начнет Подминать тебя и высасывать. И тогда
Уж держись: проглотит тебя
С душою и телом. И тогда тебе конец: оно
Займет твое место и станет твоим господином, а ты будешь холопом его.
Оно станет главным
В жизни, а ты будешь его привеском. Вот самое важное:
Человек должен быть свободен; да не только от гнета
Людей, но и от гнета
И имущества. Какая же это свобода:
От людей независим, а имуществу своему раб? Свободный
Человек должен быть свободным
И в богатстве.
Я распоряжаюсь; Мое имущество покоряется.
Тогда я им действительно владею, ибо власть
В моих руках. Тут нельзя бояться и трепетать.
Кто боится за свое богатство, тот трепещет перед ним: как бы оно
Не ушло от него, как бы оно не повергло в бедность его.
Тогда имущество, как ночной упырь, начнет
Высасывать человека, унижать его,
И все-таки однажды, хотя бы в час смерти, навсегда покинет его.
Вот я вырезаю по дереву.
Это удается мне потому,что я владею моим скобелем и могу делать
С деревом все, что захочу. Поэтому я могу
Вложить в мою резьбу
Все мое сердце и показать людям, какая бывает
На свете нежная красота и радость.
Или вот – на скрипке. Смычок и струны должны слушаться меня;
Они должны петь так, как у меня
На душе поет.
Любовь владеет мною, а я владею скрипкой; вот она и поет
Вам всем про радость жизни и про Божию красоту.
То же самое и с имуществом. Оно дается нам не для того,
Чтобы поглощать нашу любовь и истощать наше сердце. Напротив. оно
Призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь.
Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой.
Недаром сказано в Евангелии
О маммоне. Кто верует в Бога, тот не может веровать в богатство,
А кто раз преклонился перед чужим или перед своим богатством,
Тот сам  не заметит, как начнет служить дьяволу...
Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество;
Это было бы глупо, противоестественно и вредно. Дело в том,
Чтобы, не отменяя имущество,
Победить его
И стать свободным.
Эта свобода
Не может прийти от других людей; ее
Нужно взять самому,
Освободить душу свою.
Если мне легко думать о своем имуществе, то я
Свободен. Я
Определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с легкостью;
А они слушаются. Мое достоинство
Не определяется моим имуществом;
Моя судьба не зависит от моего владения; я ему не цепная собака
И не ночной сторож; я не побирушка,
Выпрашивающий
Копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущий
Ее потихоньку в чулок. Стыдно дрожать над своими вещами;
Еще стыднее завидовать более богатым.
Надо жить совсем иначе:
Где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит –
С радостью дарить;
Снабжать,
Где у другого нужда;
С радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата,
Если другому невмоготу; и братски забывать о процентах. И главное, –
Слышишь, малыш, – никогда не трепетать за имущество свое:
«Бог дал. Бог и взял, да будет благословенна воля Его».
Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет достоинство свое,
А низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь Богатства»...
«В умных книгах пишут, – сказал он , – что имущество есть
Накопленный труд,
А по-моему, и труд,
И имущество от духа и для духа. А дух есть прежде всего –
Любовь.
Поэтому у настоящего человека имущество есть запас сердца
И орудие любви.
Богатому человеку нужно много сердца;
Тогда можно считать, что он заслужил
Свое богатство. Много денег и мало сердца –
Значит, тяжелая судьба и дурной конец».
И все это он навсегда врезал мне в душу
И песни эти я и сейчас не могу слышать равнодушно.
Эх, сколько свободы и доброты в русском человеке!
Какая ширина, и глубина, и искренность в его песнях!
И кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец...
 
Подсобн. лит-ра И.Ильин "Поющее сердце"


Рецензии