Тир на Ног ирландская мифология

Тир на Ног не совсем рай в классическом понимании — это не то место, в которое попадают праведники. Но по сути это рай и есть — страна вечной молодости, в которой ни жарко, ни холодно, нет болезней и боли, а живут одни небожители. Смертные могли попасть на него или по особому приглашению, или пройдя выдающиеся испытания.Место жительства Племён богини Дану.

Давным-давно, много лет назад, жил великий воин по имени Ойсин, сын легендарного Фионна Мак Камхейла, или Финна Маккула в его английской форме. Маккул был предводителем группы великих защитников, которые охраняли Верховного короля Ирландии – и каждый день Ойсин и Финн исследовали прекрасные зеленые холмы Ирландии.

Однажды Ойсин и Финн увидели вдали красивую белую лошадь, а на ее спине сидела самая красивая молодая женщина, которую они когда-либо видели. Волосы ее были цвета солнца и ниспадали до пояса, а на ней было бледно-голубое платье, усыпанное звездами. Ее окружал золотистый свет.

Когда прекрасная женщина и ее лошадь приблизились, все мужчины замерли, ожидая, что она скажет. “Меня зовут Ниам, — сказала золотоволосая девушка. — Мой отец — король таинственной страны Тир-на-ног, страны, которая не знает горя, и где никто никогда не стареет. Я слышала удивительные вещи о великом воине по имени Ойсин, и я пришла, чтобы забрать его с собой в страну вечной молодости.”
Ойсин сразу же влюбился в Ниам, и хотя ему было грустно расставаться с отцом, он согласился присоединиться к Ниам и поселиться в Тир-на-ноге, пообещав Финну Маккулу, что скоро вернется в Ирландию и снова увидится с ним.

Прекрасный белый конь поскакал через серебряные моря в волшебную страну Тир-на-ног. Как и обещала Ниам, это была земля, где никто не знал печали, и где никто никогда не старел, все там жили вечно. Ниам и Ойсин провели вместе много счастливых дней, хотя в глубине души Ойсин чувствовал себя одиноким. Он скучал по своей родной Ирландии и страстно желал снова увидеть отца.

Ойсин умолял Ниам позволить ему вернуться в Ирландию, но она отказывалась. Хотя Ойсин думал, что прошло всего несколько лет, на самом деле в Ирландии прошло 300 лет с тех пор, как в стране Тир-на-Ног время замедлилось. В конце концов, Ниам поняла, как сильно Ойсин скучает по своей семье. Она согласилась позволить ему вернуться в Ирландию, чтобы снова увидеть родных. “Возьми моего волшебного белого коня, — сказала она ему. — Не слезай с этой лошади и не позволяй своим ногам касаться земли, иначе ты никогда больше не сможешь вернуться в Тир-на-ног”.
Ойсин отправился за море на белом коне Ниам и прибыл в Ирландию. Когда он добрался туда, то увидел, что все изменилось. Финн больше не охотился на этой земле, и величественный замок, в котором когда-то жила его семья, был разрушен и покрыт плющом. В поисках кого-то знакомого среди зеленых холмов Ойсин наткнулся на нескольких стариков, которые с трудом передвигали огромный камень. Он наклонился, чтобы помочь им, но при этом потерял равновесие и упал с лошади. Как только Ойсин коснулся ирландской земли, он сразу же постарел на 300 лет.
Старый немощный человек, он спрашивал у людей, которых останавливал, об отце, и они сказали ему, что Финн умер много лет назад. Убитый горем, Ойсин вскоре умер, но не раньше, чем поделился легендами и историями о своем отце — Великом Финне Маккуле и волшебной стране вечной молодости Тир-на-ног.

ТАРАНИС

Кельты верили, что погода суть отражение сверхъестественного могущества их богов, и некоторые божества являли собой персонификации природных явлений. Бури и штормы и связанные с ними явления воспринимались как свидетельство битвы за власть между разными небожителями. Так, одним из таких богов, богом грома, считался Таранис. Римский поэт Лукан, живший в I в. н. э., писал о событиях, происшедших в середине I в. до н. э., в основном это рассказ о гражданской войне между Цезарем и Помпеем, изложенный в поэме «Фарсалия». В ней он упоминает кельтского бога по имени Таранис, говоря, что культ, связанный с этим богом, отличался особой жестокостью. Тараниса иногда отождествляли с римским богом Юпитером, который часто изображался с символом молнии в руке и ассоциировался с войной и грозой. Но хотя Лукан, по всей видимости, считал Тараниса весьма значительным богом, найдено всего несколько алтарей, посвященных ему. С другой стороны, его алтари широко распространены от Британии до Галлии, от Германии до Далмации. Один из таких алтарей находится в Честере (Великобритания).


ТАРБФЕЙС

В мифологии ирландских кельтов Тарбфейс, название которого, сохранившееся в старинных песнях, означает «бычий праздник (пир)», представлял собой церемониальное действо, связанное с избранием Верховного короля Ирландии. Церемония эта проводилась в Таре; ее возглавляли пять друидов. Один из них должен был отведать сырого мяса жертвенного быка и выпить его крови, а затем погрузиться в сон, а четверо остальных друидов тем временем читали над ним магические заклинания. Во сне первый друид должен был увидеть человека, которому предстояло стать Верховным королем. Разумеется, друид-прорицатель мог солгать, однако считалось, что, если он скажет неправду, боги неминуемо предадут его смерти. По преданию, этот ритуал был отменен св. Патриком.

ТАТЛУМ

В мифологии ирландских кельтов — «шарик из мозга», сделанный из мозга побежденного врага, смешанного с известняком. У кельтов бытовало поверье, что «шарик из мозга» — страшное смертоносное оружие, от которого нет защиты.

ТВРХ ТРВИТ

В мифологии валлийских кельтов Тврх Трвит — свирепый вепрь, до своего превращения бывший жестоким королем. В мифологии ирландских кельтов его аналогом был Торк Триат. В легенде о Куллвхе и Олвен одним из подвигов Куллвха, который тот должен был совершить, чтобы добиться руки Олвен, было получение гребня и бритвы или гребня, бритвы и ножниц, лежавших между ушами чудища, — тех самых, которыми Куллвх, став на время парикмахером, должен был побрить и подстричь Испаддадена. С помощь друзей Куллвх справился с этой задачей, и вепрю не осталось ничего другого, как прыгнуть с утеса в море (см. главу 24).

ТЕВТАТ (ТЕВТАТЕС)

Одним из кельтских богов был Тевтат, племенное божество галлов. В легендах он ассоциировался с искусствами, ремеслами, путешествиями и торговлей.



ТЕЙРНОН, или ТЕЙРНИОН

В мифологии валлийских кельтов Тейрнон — лорд (владыка) Гвент Из-Коэда. Более всего он известен как приемный отец Придери, подобравший того ребенком-подкидышем у своих дверей (см. главу 19).

ТЕЙРТУ

В мифологии валлийских кельтов — владелец волшебной арфы, которая играла сама собой и считалась одним из сокровищ Британии

В мифологии ирландских кельтов — король фоморов, один из предводителей вторжения фоморов в Ирландию.

ЕХ ДУИНН

В мифологии ирландских кельтов Тех Дуинн, по преданию, — название острова у юго-западного побережья Ирландии. Считалось, что именно там находятся владения Донна, бога мертвых. Согласно одной легенде. Донн был сыном Мидхира Гордого; однако другая легенда отождествляет его с Донном, одним из Сынов Мил Эспэйна, утонувшим при приближении к берегам Ирландии и погребенным на острове.

ТИЛВИТ ТЕГ

В мифологии валлийских кельтов Тилвит Тег — общее название народа Гвин ап Нудда. Это название, по всей вероятности, относится к духам, ожидающим реинкарнации, а не к мертвым, так что эти существа следует рассматривать скорее в качестве фей (см. главу 18).

ТИР ТАИРНИГИРИБ

В мифологии ирландских кельтов — земля обетованная, владение Мананнана Мак Лира; одно из названий Потустороннего мира.

ТИР-НА-МБАН

В мифологии ирландских кельтов Тир-на-Мбан — страна в Потустороннем мире, остров, населенный исключительно женщинами. На нем, согласно легенде, побывали Бран (1) и его последователи, которым показалось, что они провели на острове всего лишь год, хотя на самом деле они пробыли там несколько сот лет, а также Мэл Дуин (см. главу 16).

ТИР-НАН-БЕО

В мифологии ирландских кельтов — «Страна живых», или «Страна счастливых мертвых», находившаяся, согласно легендам, где-то далеко в Атлантике. По легенде, именно оттуда прибыли в Ирландию Парталон и Луг.


Рецензии