Мечты о рае Вайкунтха вайшнавская традиция индуизм

Вайку;нтха (IAST: Vaiku;;ha, Vaiku;;ha, Vaiku;;h;) — небесная обитель Вишну или высшая обитель блаженства — мир без забот и тревог, где Вишну пребывает со своими спутниками и преданными душами. Переход на Вайкунтху в шри-вайшнавизме тождественен обретению душой освобождения от цикла рождения и смерти (сансары)

На Вайкунтхе души пребывают, исполненные блаженства, счастья и радости. В саду, где растут деревья, исполняющие желания, они кружатся в танце наслаждения, а Вишну озвучивает их чувства на флейте. Считается, что обитель Вишну, которую также называют «Вишну-локой» (миром или планетой Вишну) или «Вишну-нагаром» (священным городом Вишну), находится на вершине всех лок или миров.

В Вайкунтхе живет индуистский бог Вишна, его аватары и экспансии, а также "спасшиеся" души простых людей. Все в этом месте молоды и прекрасны (особенно женщины), все пользуются безграничной любовью Вишны и длится эта прекрасная жизнь вечно. Вообще по индуизму, реальный мир — это лишь тень и искаженное отражение Вайкунтхи, а не наоборот. Поэтому каждому лишь логично стремиться покинуть бренный мир и поскорее оказаться там, где ему и должно пребывать. Опять же мужчины могут иметь там столько жен и наложниц, сколько пожелают.

Вишну называют «Вайкунтханатхом»-традиционно переводится как «Тот, кто устраняет все препятствия на пути преданных, чтобы достигнуть Его». С именем Вайкунтхи связаны определённые образы Вишну, прежде всего, Вишну, наслаждающийся с родственными душами, в божественных рощах в играх, чувственных переживаниях и праздниках.

Обретение освобождения (мокши), или реализация души, представляет собой переход в совершенный мир Вишну, или к его божественным стопам, или на Вайкунтху.
 
«Вайкунтха» буквально означает «мир без забот и тревог» — вечный мир, где царит радость и нет ни тени печали. Её синонимами являются «нитья-вибхути» (Nithya-vibhuti, вечное совершенство), «парам-пада» (Paramapada, у высших стоп), «Вишну-лока» (Vishnu-loka, мир Вишну)


Мо;кша (санскр. ;;;;; IAST: mok;a, «освобождение»), или му;кти (санскр. ;;;;;;): в индуизме, джайнизме и раннем буддизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары), от всех страданий и ограничений материального существования.

В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя.

Ма;йя (санскр.  букв. «иллюзия», «видимость») — понятие в индийской философии, особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений.

Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а от того что она — преходящая. Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Для индуизма и буддизма характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде.
Авидья (санскр.  букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия»
В буддизме авидья является одной из главных клеш (омрачений) и оков, создающих у человека привязанность к существованию и мешающих прекращению дуккхи и достижению нирваны. Другое название авидьи — моха (обман, заблуждение).
Моха может как отождествляться с неведением, так и рассматриваться как «аффективное упорствование в заблуждении»

Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, оковы страданий, и цель адепта путём отречения от соблазнов, постижения высшего начала избавиться от цепей майи и выйти из бесконечного круговорота сансары.


Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары), и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Такой освобождённый называется «освобождённый при жизни» — «дживанмукта».

Способы достижения мокши

В индуизме основным способом для достижения мокши является «атма-джнана» (самоосознание). Индуисты, практикуя карму или бхакти осознают, что Бог безграничен и проявляет Себя во множестве различных форм, как личностных, так и безличностных.

Согласно бхагавадгите, существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) к достижению мокши:

    Карма-йога — выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога без привязанности к результату;
    Джнана-йога — философски постичь Бога;
    Раджа-йога — медитировать на Бога;
    Бхакти-йога — служить Богу с любовью и преданностью.

Индийские философы часто указывают на вайрагью как на средство достижения мокши

Вайрагья (санскр.  — «отречение», «отрешённость») — санскритский термин, используемый в индийской философии для обозначения отречения от страданий и наслаждений материального мира.

Вайрагья это сложное слово, образованное при соединении вай — «высыхать, высушивать» + рага — «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес». Значение термина как «иссушение страстей» даёт вайрагье общее значения аскетической отречённости от вещей, которые являются причиной привязанности для большинства людей. Аскета, который покорил свои страсти и управляет своими желаниями, называют вайрагика[
Существуют пять ступеней вайрагьи[5]:

    Ятамана — это попытка удержать ум от потакания чувственным привычкам;
    Вьятирека — на этой стадии некоторые объекты сохраняют притягательность, и с ней необходимо бороться. Постепенно вайрагья вырабатывается по отношению и к этим объектам. Затем происходит вызревание вайрагьи;
    Экендрия — чувства успокоены и подчинены, но ум всё ещё испытывает привязанность (рага) или отвращение (двеша) к объектам. Иными словами, ум функционирует независимо от остальных индрий (чувств);
    Васирара — на этой ступени вайрагьи объекты полностью утрачивают привлекательность. Чувства абсолютно спокойны. Ум также свободен от привязанностей (рага) и отвращения (двеша);
    Пара-вайрагья — садхака становится сиддхой, достигает и переживает совершенное состояние свободы от желаний и выходит за пределы трех гун (саттвы, раджаса и тамаса).

На Вайкунтхе освобождённая душа ничего не боится, ни от чего не страдает, не болеет, не стареет и ничем не ограничена. И напротив, она испытывает удовольствие, всегда юна, все её желания удовлетворены и она счастлива. В традиции шри-вайшнавизма переживание освобождения называют «пари-пурна Брахману-бхава», то есть совершённое и полное наслаждение Господом. Нахождение на Вайкунтхе связано с четырьмя состояниями душ. Они находятся в том же мире, что и Вишну (salokya), имеют такой же облик, как и он (sarupa), находятся в непосредственной близости к нему (samipa) и наслаждаются тем же блаженством, что и сам Вишну (sayujya). С Вайкунтхи души уже не возвращаются, поскольку больше нет никаких поводов или причин вновь воплощаться в земных телах.

    И лишь изначальный Господь (Вишну) ни на мгновение не отделен
    от Тирумалирумчолаи (Альвар Тирунагари, место рождения Наммальвара),
    священного молочного океана, моей головы, Вайкунтхи господина Шри (Лакшми),
    прохладных холмов Тирумалы, моего тела,
    моей драгоценной, огромной и удивительной души,
    моего разума, речи и поступков…
    Наммальвар, «Тируваймоли», стих 10.7.8


Рецензии