Владимир Маяковский Рифма
КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?
"Без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет
вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.
Обыкновенной рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один
и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
Так говорят все, и тем не менее это ерунда.
Концевое звучание, рифма - это только один из бесконечных способов связывать
строки, кстати сказать, самый простой и грубый.
Можно рифмовать и начало строк:
улица -
лица у догов годов резче
Можно рифмовать конец строки с началом следующей строки:
Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решёткой, чёткой ...
Можно рифмовать конец первой строки и конец второй одновременно с последним
словом третьей или четвёртой строки:
Среди учёных шеренг
еле - еле
в русском стихе разбирался Шенгели...
Но в основе работа всё - таки ведётся по такой схеме.
Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих. Имея в руках это
четверостишие, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и как их
распределить для наилучшего эффекта (архитектоника стиха).
Тема большая и сложная, придётся потратить на неё таких четверостиший,
шестистиший да двустиший - кирпичей штук 20 - 30.
Наработав приблизительно все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя их то
на одно, то на другое место, прислушиваясь, как они звучат.
Имея основные глыбы четверостиший и составив общий архитектурный план, можно
считать основную творческую работу выполненной. Далее идёт техническая обработка
поэтической вещи.
В лирическом стихотворении Уткина, помещённом недавно в "Прожекторе", есть строка:
не придёт он так ЖЕ вот,
как на зимние озёра летний лебедь не придёт.
Получается определённый "живот".
Наиболее эффектным является первая строка стиха, выпущенного Брюсовым в первые
дни войны в журнале "Наши дни":
Мы, ветераны, мучат нас раны."
(1926 год)
(В. В. Маяковский; сочинения в двух томах; том второй; Москва; 1988 год)
Свидетельство о публикации №124051404889