Владимир Маяковский Аллитерация

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?
"К технической обработке относится звуковое качество поэтической вещи - сочетание
слова со словом. Эта "магия слов", эта звуковая сторона кажется многим
самоцелью поэзии. Переборщенность созвучий, аллитераций через минуту чтения
создаёт впечатление пресыщенности.
Например, Бальмонт:
Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны...
Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно не выпирающими наружу
повторами. Пример ясной аллитерации в моём есенинском стих - строке:
Где он, бронзы звон или гранита грань...
Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчёркнутости важного
для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для
поэтической забавы; старые (для нас старые) поэты пользовались аллитерацией
главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли
часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию - звукоподражательную. Конечно,
не обязательно уснащать стих вычурными аллитерациями. Режим экономии в искусстве -
всегдашнее важнейшее правило каждого производства эстетических ценностей.
Поэтому, сделав основную работу, многие эстетические места и вычурности надо
сознательно притушёвывать для выигрыша блеска другими местами. Можно, например,
полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы
подвести к блестящей громкогромыхающей фразе. "
(1926 год)
(В. В. Маяковский; Сочинения в двух томах; том второй; Москва; 1988 год)


Рецензии