Басня. Филёр и Штырк
Уж сколько раз твердили миру,
Что наркота гнусна, вредна;
но только все не впрок
Во тьме Филёр всегда отыщет нарк-притон.
______
Наркоше как то Драг послал кусочек..."соли"
На столб наркот аж взгромоздясь,
Употребить, было, совсем уж собрался
Да призадумался, а "соль" во рту держал,
На счастье то Филёр близехонько бежал:
Филёра дух "соли" тормознул
Филёр наш видит ВЕС, пошло по КРУПНЯКу
Филёрчик медленно на цыпочках подходит,
Вертит стволом, с наркоши глаз не сводит,
И говорит чуть слышно, чуть дыша:
-— Голубушка, как анаша?!)
А, тут не стебли, тут "солянка",
Спасибо, нарк, тебе за палку (;)
Ну, что за запах, что за сорт,
Ты подскажи, родной, где твой притон?)
Спускайся со столба, и покажи!
Что, ежели, делится, при крупноте такой,
Ты должен знать ведь всех Наркодельцов!
Мы срок тебе скостим, верней, отпустим с миром!"
Вмиг у штырка со сделки вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
На предложения Разведчика-бойца
НаркОт слил всех создателей притонов!
Инфа получена — под запись,
А с нею — засадили НаркДельца.
©®
___
Анализ сей басни.
По жанру – социально-бытовая басня, аллегория на тему нравственности, по размеру – вольный ямб с охватной (в начальных строках), смежной, перекрестной (в финале) рифмовкой. Относится к басням с традиционным, заимствованным сюжетом. Мораль вынесена в начало произведения, является его своеобразным эпиграфом: "нарко;та гнусна".
Однако, зависимость настолько въелась в современном мире, что "Хороший Сыщик ведь найдет нарко-притон» практически у каждого человека. Сюжетная канва проста. Действующие персонажи –штырк и Сыщик (вид становится именем и пишется с прописной буквы). Под этим иносказанием подразумеваются люди. Каждый из героев еще и носитель характерных черт, приданных ему народным сознанием. Скажем, Опер – символ хитрости. Отсюда же представление о штырке, как о «конченном» (слабом в мире сего). «Твердили миру»: автор подчеркивает общеизвестность этого утверждения, говорит не только от своего имени. «Драг послал»: писатель усиливает необычайное "везение" нарка, редкостность подобного "дара". Вообще же на Руси солью называли соль для ванн Раздобыть «кусочек» (сразу понятно, что маленький) соли твердых сортов – задача не из легких. Счастливчик нарк несет его в лес. «Взгромоздясь»: нарк был не из хилых, да и приход мешал его ЦНС сразу усесться как следует. "Употребить»: выходит, дело было ранним утром, ломка. «Призадумался»: о превратностях ЦНС будучи оприходованой . «Сыскарь близехонько»: наречие с уменьшительным суффиксом, вкрадчивость которого как бы заранее характеризует нового персонажа, до того, как он что-то сказал и сделал. «Соли дух»: возможно, соль была вскрыта,вскурен, к примеру. Впрочем, нюх у Сыщиков и без того отличный. «Засадили»: метонимия. «На цыпочках»: гипербола. «Вертит»: типичный пример устаревшего ныне ударения в словах. Начинается диалог. Ряд сладких обращений к Штырку: голубушка, родной. Череда восклицаний с экспрессивным оттенком, ласкательными суффиксами и междометиями: а, тут не стебли! Тут солянки! Опьяненный и без похвал Штырк со спертым «в зобу дыханьем» теряет бдительность. Решив, что пора спасать свою шкуру путем слива КРУПНЯКА, Штырк берет высокую ноту. «Гнездо барыг вскрыли». Казус завершается улепетыванием «Сыщика». Лексика живая, разговорная. Глаголы придают динамизм сюжету.
«Штырк и Опер» впервые опубликован ВК от сего дня и на стихире.
Свидетельство о публикации №124051404603