Алексей Акинчиц. Эксперименты с русским роком
Сегодня нам остро не хватает актуального искусства, песни не «года», а дня. «Социальный заказ» как таковой едва ли возможен в условиях отсутствия «официальной» линии культурного поля, поля конкуренции отдельных авторских проектов. Скажем, если в советское время композитор получал заказ от театра на написание оперы или балета на заданную тему, авторы имели возможность в течение нескольких лет работать над созданием партитуры ( гонорары за такую работу колебались в пределах стоимости нескольких автомобилей, а после включения произведения в репертуар театра авторы получали «авторские» отчисления с каждого спектакля). Это высший уровень социальных гарантий для создателей артефакта.
В условиях шоу-бизнеса картина другая. Продашь ли ты свой «товар»?
Продашь ли ты своё исполнительское мастерство с успехом для себя?
Кто заказывает и оплачивает музыку?
Ясно, что заказ существует всегда. На моду. На вкус. На конечный результат. То есть деньги и умы.
Рок как явление в области популярной музыки явился в наши города в 70-е годы прошлого века на смену «стилягам». Грубый, крепкий, понятный, как молоток в руках рабочего. Это была музыка не танцевально-развлекательная, а с претензией на «смыслы», обобщения, аналитику и протест - в не вызывающей сомнений определённой плакатной форме. Условно говоря, рядом с песнями и танцами восстало нечто эпически крупное - как граффити во всю стену многоэтажного дома рядом с натюрмортами - пейзажиками размером с открытку… ну или альбомный листок. Это было нечто глобальное.
Привлекательно? Ещё бы! Главное, в музыкальном плане не представляет особых трудностей - послушал, повторил, и вот уже ты крутой парень. Но в нашей музыкально-профессиональной среде нашлись энтузиасты, придавшие изначальной примитивности (скажем иначе, лапидарности) жанра консерваторский лоск (А.Градский, "Автограф"). Мелькнули серьёзные темы ( «Ирландия – Ольстер», «Я Гойя»), появились даже крупные жанры в виде зонг-опер, рок-опер, легенд, баллад, рапсодий и пр. в виде развёрнутых инструментальных композиций, что особого интереса не вызвало, как и всё зашкаливающее в сугубый профессионализм, и даже оперы, за редкими исключениями, не вошли в быт как объекты постоянного пользования. Прижились «концерты» - серии песен, подкреплённых сольными импровизациями гитаристов - и театрализованные формы эстрадного ревю с широким использованием визуальных эффектов. Так называемые «шоу»...
Однако, было - и продолжается - социокультурное явление под названием «русский рок». Ничего в нём русского, разумеется, нет и быть не может, поскольку рок возник и питается другой культурной базой. Это его право). Он по-прежнему не танцевален, тяжёл, громок, ограничен спецификой средств и приёмов подачи музыкального материала. Он живёт по своим законам, отдадим ему должное. И… возьмём у него то, что нам понадобится в наших целях и задачах.
На сегодня задача одна - соответствие целям и задачам спецоперации.
Всё, с этого слова читатели отвернулись и ушли, но я продолжаю!
И настаиваю на своём. Да, необходима музыка о сегодняшнем военном быте, о героизме воинов, о терпении тех, кто их ждёт дома, о том, что такое сегодня война и для чего нам нужен мир - о цене мира, о цене победы, конкретно, доходчиво, талантливо, ярко, доступным языком!
Сонатой здесь не отпишешься, и Ленинградской Симфонией тоже - симфонии не пишутся «на злобу дня», пишутся песни. К примеру, песни А.Акинчица. Сперва попалась композиция «На правой стороне», затем «Радиация», и вот несколько дней как звучит «Раскол». Что в них хорошо и что не очень? Есть вопросы (замечания) к качеству текста - музыкального и собственно слов - и нет вопросов к визуальному оформлению композиций. Такие композиции создаются посредством монтажа необходимого автору видеоряда, что технически стало возможным в нашу эпоху и доступно любому специалисту в этой области. Принцип соединения в нужном порядке разных кадров, создающих у зрителя дополнительный эмоциональный трек - панорама - как бы не нов в истории искусства. Плакатность, опять же, приём со времён наскальной живописи, по-прежнему самый действенный и бьющий в цель. «Наглядная агитация» - так это называлось в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Плакат - это призыв к действию! Вот чем русский рок Акинчица отличается от западного прародителя, живущего в себе самом для себя самого (это я о роке, простите). Это не «протест» вообще, а призыв в частности, и не побрякушечка (типа «Села батарейка», что тоже как бы «русский рок» или «Я свободен!», в смысле, от штампа в паспорте), а публицистическая статья, политический памфлет, драматический монолог Гамлета на сцене ООН - это серьёзно. Наконец-то! Наконец-то рок нам пригодился со своими первичными признаками: коммуникативность, доступность, популярность. Драматургия построения видеоряда - сюжет как данность и как результат - безупречна. Принцип соединения эпизодов в одну композицию - это я уже о музыке - тот же, соответственно, это драматургия наращивания и постепенного усиления впечатления, данного в самом начале как заряд, сгусток, ком, а не «постепенно прорастающее зерно», и осуществляется это средствами наращивания фактуры, уплотнения, средствами динамики, нарастающей к финалу… Да, это приёмы, характерные для русской версии рока. Только теперь это не сила «вообще», а героика нашего времени. Героический эпос эпохи компьютеризации. Художественный результат экспериментов А.Акинчица получает адекватную оценку, и это оценка высоко талантливого воплощения художественного замысла и его исполнения, насколько я понимаю, индивидуальными средствами самого автора- исполнителя. Это достойная работа, и она останется в антологии русского рока как его вершинные образцы. К сожалению, крайне малочисленные работы такого уровня. Хорошо, что они у нас есть!
14.05.2024.
Свидетельство о публикации №124051402387