Записки о поэзии Русский символизм

   Записки о поэзии  Русский символизм

   Этот очерк - не первая моя попытка прояснить для себя и заинтересованного читателя, что из себя представлял символизм в русской поэзии конца XIX века и начала  XX века.
   Символизм, как мощное определяющее культуру время, течение поэзии России, явило нам многие талантливые имена, став его «серебряным веком».
   Символизм, по мнению Дмитрия Сергеевича Мережковского, значителен тем, что объединяет "в художественном изображении мир явлений с миром божества", и поэтому, "победив декадентство, с его наивно банальными химерами и его демоническим пустословием", символистская поэзия восстанавливает "связь с религиозным сознанием", открывая вечное в мире явлений.
   В конце XIX века, начале XX века  Россия переживала невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь – философии и поэзии, воистину русский культурный ренессанс, как замечал Николай Бердяев.
   Ему же, по словам его современника Сергея Маковского, принадлежит и другое определение этого периода – «серебряный век», понятие не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее закономерные ассоциации с другим коротким периодом, освящённым именем Пушкина – «золотым веком» русской поэзии XIX века.
   Призрак символизма, как направление поэзии возник в Европе в середине XIX века в творчестве Эдгара По, Сент-Бева, Теофиля Готье и Шарля Бодлера.
   В 1886 году журналист Жан Мореас в газете Le Figaro публикует Манифест Символистов (Le Symbolisme,) в котором четко обозначает программные пункты этого поэтического направления, с учетом квинтэссенции другого произведения, а именно Теодора де Банвиля 1871 года "Маленький трактат о французской поэзии" (Petit Trait; de Po;sie Fran;aise), указывая на основные понятия этого направления в поэзии того времени:
-экстравагантность и избыток истины,
-хаос и безумие истины,
-банальность в ее естественном и опасном виде,
-потребность быть дерзким,
-бунтарская сущность поэзии рискует стать в один ряд с конформизмом.
   По мнению Жана Мореаса ранний символизм уже наблюдался в творениях Уильяма Шекспира, Альфреда де Виньи. И особую заслугу в символизме Мореас видел в стихах Виктора Гюго. Откроем одно из его стихотворений.
«Другу»
Там, на скале отвесной,
Глядящей в бездну вод,
Где маленький чудесный
Зеленый луг цветет,

Где ветру дуть просторно,
Где весело волне,-
Свой дом над кручей горной,
Мой друг, ты отдал мне…
   Многим романтикам поэт рисовался неким отшельником, живущим вдали от людей, общества. Гюго поэт пребывал в людской гуще, в необъятном мире.
   Влияние статьи «Манифест Символизма» было огромным на творческую богему. Было много отзывов на статью, так Гюстав Канн высказал мысль отнести символизм скорее всего  к импрессионизму.
Известно, что Стефан Малларме пытался обосновать символизм на философии Гегеля: символ трактовался, как воплощение некоей вечной сущности — «Raison centrale».
   Известна характеристика, которую Фердинанд Брюнетьер дал символизму и символу: «Символ ничего не стоит, если он не имеет скрытого смысла, т. е. если он не передает живописно или пластично нечто само по себе недоступное и заложенное в глубинах мысли. Всякий символ предполагает мировоззрение, без которого он не больше чем нянюшкина сказка, — и все символическое подразумевает или требует, собственно говоря, метафизики, — я понимаю под этим известную концепцию отношений человека с окружающей природой или, если это вам больше нравится, с непознаваемым».
   Настоящим голосом символизма стали опусы молодого талантливого поэта Артюра Рэмбо в его сборнике «Пьяный Корабль».
«Гласные»
«А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый,
«О» голубой – цвета причудливой загадки:
«А» - черный полог мух, которым в полдень Сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, «Е» - белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
«И» - пламень пурпура, вкус яростно Соленый –
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки…
                (Перевод  В. Микушевича)
   В России одними из первых известных поэтов-символистов можно с уверенностью назвать Иннокентия Анненского (1855 – 1909), Константина Бальмонта (1867 – 1942).
   О первом Георгий Адамович сказал так: «Анненский – единственно возможный, вместе с Блоком, претендент на русский поэтический трон со смерти Тютчева и Некрасова!»
   Для Константина Бальмонта, как например, для Поля Верлена, поэзия заключалась в первую очередь в создании звуко-смысловой ткани текста — музыка, рождающая смысл. Увлеченность Бальмонта приводит к созданию почти «бессмысленных», по мнению недоброжелателей, текстов, но это интересное в поэзии явление приводит со временем к появлению новых поэтических концепций (звукопись, заумь, мелодекламация);
Бальмонт много пишет: более тридцати книг стихов, переводы (Шота Руставели, У. Блэйк, Э. По, индийская поэзия и другое), многочисленные статьи. Стихотворение «Родная картина»
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.

Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.

Полусвет и полусумрак,-
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
   Однако системными исследованиями в теории поэтики и направления модного в то время символизма в северной столице Российской Империи первым занялся Дмитрий Сергеевич Мережковский со своей супругой Зинаидой Николаевной Гиппиус.  Русский символизм появляется, как теоретическое течение в начале 1890х годов.
   Этому способствовала литературно-критическая статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В своей объёмной монографии автор скрупулёзно анализировал литературу со времен Гомера с его «гекзаметром» до современной - второй половины XIX века литературы Фета, Тургенева, Толстого, остановившись на основополагающих принципах поэзии.
   В Петербурге рупорами символизма становятся издания «Северный вестник» и «Мир искусства». В культурном сообществе обратили на себя внимание другие статьи, напечатанные  молодыми студентами Валерием Брюсовым (1873 – 1924) и его другом Александром Миропольским (псевдоним – А. Березин) под основополагающим названием «Русские символисты».
   Так русский символизм начался из двух столиц: Из Петербурга от Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, из Москвы – от Валерия Брюсова.
   В Москве Брюсов-редактор издает свой «Скорпион», где помещает стихи Добролюбова и Коневского.
Иван Иванович Коневской (настоящее имя — Иван Иванович Ореус; 19.09(01.10). 1877 года, Санкт-Петербург — 8.07.(21.07) 1901 года, станция Зегевольд, Лифляндская губерния) — русский поэт, один из основоположников и идейных вдохновителей русского символизма, литературный критик.
Иван Коневский «Море житейское»
Откуда, откуда — из темной пучины
И смутных, и светлых годов
Мелькнули подводного мира картины
С забытых и детских листов?
Всё — синие хляби, открыты, пустынны…
Строй раковин, строго-немой.
Кораллы плетутся семьею старинной
Полипов, семьей вековой…
Свой вклад в становление русского символизма  внес провинциальный поэт, литератор Федор Сологуб.
   Фёдор Кузьмич Сологуб (настоящее имя — Фёдор Кузьмич Тетерников; 17 февраля (01.03.1863 — 05.12.1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист, переводчик. Видный представитель декадентского направления в русской литературе и русского символизма.
«На меня ползли туманы»
На меня ползли туманы
Заколдованного дня,
Чародейства и обманы
Выходили на меня,
Мне безликие грозили,
Мне полуденная мгла
Из дорожной серой пыли
Вихри зыбкие вила.
Но таинственное слово
Начертал я на земле,-
Обаянья духа злого
Робко замерли во мгле.
Вез меча вошел я смело
В ту заклятую страну,
Где так долго жизнь коснела
И покорствовала сну.
Однако самым читаемым поэтом стал романтик, Константин Бальмонт.
Он дебютировал, как поэт в 1885 году в журнале «Живописное обозрение».
Стихотворение из сборника «Под северным небом»

Я расстался с печальной луною,-
Удалилась царица небес;
Там, в горах, за их черной стеною,
Ее лик омраченный исчез…
  *   *    *
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
К. Бальмонт
   А далее русский символизм расцвел в полной мере:  Валерий Брюсов и Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский и Александр Блок, Максимилиан Волошин и Андрей Белый, Константин Бальмонт и Поликсена Соловьева, София Парнок, сестры Лохвицкие,  Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин и другие.
   В брошюре «Об искусстве», изданной в 1899году, Валерий Брюсов декларировал философию творчества, которая сложилась в результате причудливого объединения разнородных влияний — Льва Толстого, Канта, Гюйо, Шопенгауэра. Цель искусства — раскрыть душу художника, единственную и неповторимую, выразить ее сокровенную сущность, ее содержание, которое изменяется с каждым мгновением и не зависит от внешнего объективного мира. «Все свои произведения художник находит в самом себе. Век дает только образы, только прикрасы; художественная школа учит внешним приемам, а содержание надо черпать из души своей. Кто изучает по произведениям искусства время и его особенности — усматривает в искусстве не существенное, а второстепенное...».

   Но в этой статье остались открытыми основные вопросы, поднятые автором. Вскоре выступая с публичной лекцией, Брюсов ответил на них с программным интригующим заявлением «Ключи тайн» (1903). К этому времени оформилась символистская концепция действительности и познания. И взгляды Брюсова на искусство освободились от былого привкуса «плоского» импрессионизма и индивидуализма:
 «Искусство есть постижение мира иными не рассудочными путями. Искусство — то, что в других областях мы называем откровением. Создание искусства это — приотворенные двери в Вечность».

Валерий Брюсов «Поцелуи»
Здесь, в гостиной полутемной,
Под навесом кисеи
Так заманчивы и скромны
Поцелуи без любви.

Это – камень в пенном море,
Голый камень на волнах,
Над которым светят зори
В лучезарных небесах…
   Валерий Брюсов в своем творчестве разнообразен. Темы, формы, лиричность его поэтических произведений имеют широчайший диапазон. Это твердые поэтические формы, такие, как триолеты, рондо, сонеты, венки сонетов – непревзойденные по своему содержанию, они многообразны, интересны.
   Несомненно Брюсова можно считать основателем русского символизма. Однако, обладая широкой поэтической натурой, он часто выходил за рамки символизма, становясь рационалистичным автором. Голос поэта чист и точен, как звездные бездны в ночи, о которых он любил писать.
«Сонет К форме»
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант не видим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты!   
                Между 6 и 9 июня 1894
   Русский символизм стал явлением широким и требовал осмысления. Сами символисты усматривали в нем принципиально новый тип художественного и нравственно-религиозного  мышления и отчетливо выразили в своем творчестве кризисный характер быта и морали.
Мережковский «Одиночество»
В своей тюрьме, - в себе самом,
Ты, бедный человек,
В любви, и в дружбе, и во всем
Один, один на век!..
   В атмосфере религиозно-философского ренессанса начала XX века Дмитрий Мережковский и создавал свои главные произведения. И это были не только стихотворения, но и его проза. Став парижским «затворником», Мережковский вступает в резкую полемику на встрече с молодым начинающим поэтический путь Николаем Гумилевым, приехавшим во французскую столицу с рекомендательным письмом. Они расстаются, чтобы остаться на своих, противоположных по религиозным понятиям, позициях.
   Эта встреча предопределила свой отличный от других поэтический путь Гумилева с его акмеизмом.
Николай Гумилев из сборника «Жемчуга» «Царица»
Твой лоб в кудрях отлива бронзы,
Как сталь, глаза твои остры,
Тебе задумчивые бонзы
В Тибете ставили костры.

Когда Тимур в унылой злобе
Народы бросил к их мете,
Тебя несли в пустыне Гоби
На боевом его щите…
   Закончить свою статью мне хотелось бы еще несколькими словами о Дмитрии Сергеевиче Мережковском. Он запомнился поклонникам, читателям, как автор трилогии «Христос и Антихрист»: «Смерть Богов (Юлиан Отступник)» 1896; «Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи)», 1902;
«Антихрист (Петр и Алексей)», 1905.
Пророк, иль демон, иль Кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты – предвестник
Еще неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков,
Во мраке будущих столетий
Он непонятен и суров,-

Ко всем земным страстям бесстрастный
Таким останется навек –
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
Д. Мережковский. «Леонардо да Винчи».

Владимир Порядочнов, 10 – 13 мая 2024 г., Тула

Литература
1. Википедия, Дмитрий Мережковский,
2. Дмитрий Мережковский. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»,
3. Википедия, Николай Гумилев,
4. Википедия, Иван Иванович Коневской,
5. Википедия, Валерий брюсов «Ключи тайн» 1903,
6. Константин Бальмонт, Избранное, В мире поэзии,М., Аделант, 2011,
7. Валерий Брюсов, Библиотека поэзии, СПБ, Диамант, 1997,
8. Виктор Гюго, Стихотворения, М.,  «Художественная литература», 1981.
9. Владимир Порядочнов, «Записки о поэзии  Серебряный век русской поэзии»,
10.Владимир Порядочнов, Эволюция поэтики, Константин Кедров и ДООС.


Рецензии