Ляльник Красная горка
Виновницу обряда, юную нежную дочь богини плодородия и изобилия урожая, звали Леля. Она покровительствовала девочкам, юным и незамужним девушкам, одаривала их красотой и вечной молодостью чувств. Вероятно, что и слово «ляля», знакомое всем нам с детства, обозначало статус незамужней молоденькой девочки. «Лялька» - это и кукла, и обращение к малышке, которую «лелеяли». Даже аист, приносящий детей, звался «лелеко».
К «Ляльнику» готовились задолго. Из выбеленного льна, специально сотканного к этому дню, долгими зимними вечерами шили рубашки и сарафаны, вышивали цветами, красили ленты, делали бусы.
Но самое главное: конкурс красоты! Тщательно выбирали самую милую, нежную и добрую девочку. Она то и была главным действующим лицом праздника: Лелей. Лелю наряжали с головы до ног не только лентами, бусами, но и, конечно же, приготовленными загодя цветами, собранными со всей округи любезными подружками.
Место действия обряда определялось просто: высокий холм или горка, наиболее покрытая цветами назначалась «главной сценой». Горку не забывали украсить шестами с привязанными к ним разноцветными полосками материи. И называли её не иначе, как "Красная Горка" !
Позже, когда будет принята официальная государственная религия (христианство), этот праздник догадливые славяне, дабы не упоминать языческое имя Лели, переименовали в Красную Горку. А отмечать стали через неделю после Пасхи, в Антипасху (или Фомин день, названный так из-за опоздавшего апостола Фомы. Фома не уверовал в воскресение Христово до тех пор, пока не убедился сам лично в смертельных травмах явившегося во плоти Бога, засунув свои пальцы внутрь Его раны ).
Мальчишки и молодые люди не допускались на магический обряд: ляльник – праздник сугубо девичий.
«Леля» садилась на приготовленное сиденье из дёрна посреди горки, а подруги начинали водить хоровод вокруг неё и петь специальные «лялины» песни, зазывая Лелю-весну:
Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи
Кстати сказать, хоровод – непосредственно весенний танец, изначально посвящённый Хорсу, богу солнца, практически единственному языческому богу-не-человеку, а просто кругу. Участники вставали в круг, символизирующий солнце и вечность, и, взявшись за руки, взывали к богу Хорсу вместе, то есть «хором». Кстати, круглый хлеб «каравай» так же получил свой название благодаря богу-кругу-солнцу.
Хоровод девичий всё ускорялся, песни убыстрялись, становились громче. Леля надевала на каждую участницу сплетённый из цветов и зелени венок. Получив его, девочки разрывали хоровод: начиналось выкликание птиц.
« Чу-вих-вих! Чу-вих-вих!» - неслось далеко с горы. (Собственно, затем и нужна была горка – с неё легче кричать вдаль). Кстати говоря, слово «чувиха» обозначало статус девочки, которая кличет птиц весенних. Кто, как не юные прекрасные девушки были «на ты» с самой весною?
Девочки приносили на обрядовый праздник крашенные яйца, но не варёные, как теперь на Пасху, а сырые. Яйца дарили любимым подруженькам. Напевшись, наплясавшись, навыкликавшись весеннего благоволения девчонки делали на костре (олелии) ритуальную яичницу и тут же с удовольствием «ритуально» съедали её.
Перед «кульминационной» яичницей девицы опять хороводили вокруг олелии, вполне вероятно, что и прыгали через костёр, очищаясь от всего прошлогоднего… Как тут не вспомнить бедную Снегурочку?
А уже на сытый желудок (кроме яиц приносили сыр, масло, сметану, пшеничный каравай и молоко) торжественно отправлялись к ручью или реке, дабы пустить по воде свой веночек. Леля должна была помочь им в их важном деле: попросить свою мать, богиню любви Ладу: пусть веночек выловит суженый! Именно в этот день происходил выбор будущих жён.
С Ляльника начиналась череда свадеб. В православной Руси начиная с Фоминой недели (на Красную Горку) после Великого поста и первой праздничной недели Пасхальных празднований, наконец, позволяется венчаться молодожёнам.
Защитница девичьих сердец, юная Леля уступала своё место матери Ладе. Славянская богиня красоты, плотских отношений и супружеской любви Лада отвечала не только за крепость семьи, но и за зрелую зелень лесов и полей. Первые всходы, первые колосья – за всем внимательно следила мать-богиня. Когда природа вступала в союз с Ярилой, богом весеннего солнца, наступали и Ладины праздники.
Скульптура несравненной красавицы в венке из роз стояла посреди своего храма в Киеве, принимая подношения. Золотые волосы убраны жемчугами, платье – драгоценными каменьями, а рука сжимала ладонь крылатого сына, младенца Леля, бога любви. Многодетная богиня имела по крайней мере, пятерых детей: вечно юную Лелю (богиню молодости), сынишку-проказника, похожего на купидона - Леля, бога красоты и любви, но любви свободной, неожиданной, вспыхивающей как пламя, и как пламя, готовой тут же потухнуть. За Лелем шёл его младший брат Полеля, бог брака в венке из роз шиповника, вечный враг Припекалы, покровителя супружеской неверности. Но Полеля был, конечно, другом духа-хранителя брачного ложа Люба, большеухого, мохнатого, златоволосого огромного кота со стеблем стрелолиста в пасти. Люба надо было всячески ублажать, чтобы тот отгонял от дома такого же кота, только Нелюба, чёрного и злобного, с веткой белены во рту.
Третьего сына Лада назвала Дидом. Как и все её дети, Дид тоже всегда оставался юным, так как любовь никогда не стареет. Дид помогал Полелю: был богом счастья в супружестве, покровительствовал прочному брачному союзу. Даже когда угасала страсть и первый жар любви слегка потухал, Дид следил, чтобы нежные отношения супругов, уважение и радость оставались в семье. Дида можно было легко узнать: на его юной голове красовался венок из васильков, а в руках были две горлинки, символизирующие, вероятно, союз любви. К алтарю Дида принято было приходить всей большой семьёй, благодарить за счастливые долгие прожитые годы в любви и доброте, приносить богу зрелые ягоды, фрукты и цветы.
Самым младшим ребёнком, вероятно, был некий Лад, «родившийся» значительно позднее других детей, бог примирения и согласия, дружбы и искренности. Развёрнутая кисть руки, протянутая одноплеменнику в знак договора о дружбе и верности должна была показать, что там не прячется оружие. Очевидно, что слова «ладонь» и «поладить» имеют к Ладу самое прямое отношение.
Красавица богиня Лада имела и верного спутника: всегда сияющего открытой радостной улыбкой, в венке из нежных ярких цветов юного Услада - бога веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и разного рода наслаждений. Прекрасное крепкое тело его было чуть прикрыто одеждой, всегда готовое к удовлетворению чувственных прихотей.
Наши предки в первую очередь призывали Услада разделить с ними пир, ему посвящался первый глоток из всякого кубка в застолье. Да и первый поцелуй вспыхнувшего чувства получал в дар тоже он, весёлый и нежный дружок Лады, взамен награждая влюблённых сказочным наслаждением.
Был у Лады и недруг, имя ему - Лёд. Это он сковывал воду, дающую жизнь земле так, что она уже не могла прорваться наружу и напитать всё вокруг. Это он вдруг сковывал сердца двух влюблённых, и чувство их застывало, принося печаль и горе обоим. Но жар весеннего ритуального костра - олелии всегда мог растопить этот лёд, вернуть к жизни любовь, возродить весну в сердце. На пламя высокого костра с неба спускались «летавницы» падучими звёздами, ударялись о земь и становились прекрасными юношами и девушками с длинными золотыми волосами. Добрые духи «летавницы» здоровьем и светом наполняли больное сердце, и оно снова могло любить.
Живое сердце, наполненное весенним солнцем и радостью пробуждения, готово встретить того самого дорогого, единственного человека… С тем же волнующим чувством ожидания суженого, с той же верой в любовь современные девчонки наряжаются в лучшие одежды и отправляются встречать свою весну. Но во все времена, при любой религии женщины знали одну простую истину: счастье настоящей любви не приходит просто так, оно всегда вымаливается. Любовь – это дарованная милость Мироздания!
Свидетельство о публикации №124051305255