Ахриман- прообраз Сатаны
В древнеперсидских клинописных текстах носит эпитет duwaista, то есть «ненавистный». Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как его противник, добрый бог Ормузд (Ахура Мазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия. Ему покорны все даевы (дэвы), то есть духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света.
В самой ранней части «Авесты» — «Гатах» — прообраз Ахримана можно усмотреть в Ака Мана, в других книгах «Авесты» — в Ангро-Майнью. Ахриман противопоставляется Ахура-Мазде: Ахура-Мазда создаёт 16 стран добра, Ахриман — 16 стран зла; в противовес чистым «ахурийским» животным Ахриман создаёт змей, драконов и прочую нечисть; Ахура-Мазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, Ахриман пытается искусить или убить его, но безуспешно. В «Ясне», другой книге Авесты, содержатся благие пожелания творениям Ахура-Мазды, тут же — проклятия Ахримана. Ахриман порождает всесильное божество лжи Заххаку «против вещественного мира, на гибель праведности миров» («Младшая ясна» ).
Ахриман искушает благих людей, и иногда ему это удаётся, как, например, со справедливым царём Джамшидом (в «Авесте» — Йима), которому Ахриман вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»).
Противостояние Ахура-Мазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла. Их отражением является зороастрийское учение о 4 мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет, то есть всего 12000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахура-Мазды против Ахримана. Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства. В борьбе против Ахримана Ахура-Мазде помогает человек. Так, мифический иранский царь Тахмурас даже одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом.
Тахма-Урупи, «Отважный, в лисий мех одетый» или «Отважная лиса, носящая шкуру») — мифический иранский царь. Согласно Алишеру Навои его престол находился в Мерве. Миниатюра «Тахмурас побеждает дивов» из Шахнаме. Султан Мухаммед.
Образ в «Шахнаме»
Тахмурас — сын Хушенга и отец Джемшида, его царствование длилось 30 лет. Он первый из царей, про кого Фирдоуси отмечает, что он при воцарении обратился c речью к мобедам. Его мудрого советника звали Шейдасп.
Тахмурас продолжил культурные деяния отца, научив людей ткать и приручив собак, кошек, соколов и кур, а также произнеся речь о необходимости славить творца.
Тахмурас пленил Ахримана и оседлал его. В битве с бесами (дивами) Тахмурас разгромил их, треть их была убита, остальные попали в плен и, прося оставить им жизнь, научили царя писать на 30 языках.
Сочинение «Суждения Духа разума» указывает, что Тахмуруп узнал от Злого духа семь способов письма, которые тот скрывал
Что значит слово Заратустра?
лат. Zoroaster) — основатель зороастризма (маздеизма), жрец, которому приписывается авторство Авесты — писания зороастризма.
Что такое учение Заратуштры?
- Свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана.
Ахура Мазда как верховный бог в зороастризме предстает как Мудрый Творец, создающий мысли и сознание.
Зороастризм является древнейшей религией арийцев
Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».
Сатана, вопреки распространённому мнению, не населяет и не наблюдает за Адом. Его сфера деятельности — человеческий мир, и только в Конце Времен он будет брошен в огонь вместе с остальными грешниками после Страшного Суда.
Сатана вовсе не свободен и также обречён на вечные терзания.
Свидетельство о публикации №124051304682