Что необходимо знать о бредовых состояниях религио

Может сочетаться с мегаломаническим бредом величия (если пациентсчитает себя религиозным лидером); бредом виновности, если мнимое преступление является
по убеждению больного, грехом, за который он должен нести кару Господа, или бредом воздействия, например при убежденности в охваченности дьяволом.

Религиозные переживания больных шизофренией, отражают характер религиозного куль-
турного круга, в котором они живут, проявляются большей частью в обманах чувств, прежде всего в голосах, зрительных галлюцинациях и бредовых идеях.


Позитивное содержание бреда включает в себя следующие типы.
Гиперболизация когнитивных способностей:
– всеведение (в частности обладание тайной);
– всемогущество (в частности, обладание экстрасенсорными способностями, телепатией,влияние на окружающие процессы природы);
– всезнание (решающие пророчества о конце света, приходе Антихриста на Землю)


Суеверие может быть понято как нарцисстическая попытка компенсации у
личности, потерявшей доверие к себе под воздействием страха экзистенциальной угрозы. Религиозная вера есть, прежде всего, обязательство перед ультимативным смыслом жизни, пронизанная надеждой. Эмоциональным субстратом подлинной веры является базовая (основная)надежда.


Подлинная религиозная вера характеризуется ортопраксией - практическим соответ-
ствием поведения убеждениям, приложимостью их к повседневным действиям. Вера не является чем-то застывшим, статичным, ее интегративность подвержена изменениям, вследствие окружающих факторов. Бред, в свою очередь, является расстройством мышления, выражающегося в виде абсолютной убежденности.



Ортопраксия (греч. ;;;;;;;;;; — «правильное действие») — тип религиозного мышления, придающий центральное значение поведению (этическому и литургическому), действиям, делам, поступкам, а не вере, благодати и тому подобному.

Как правило, ортопраксию противопоставляют ортодоксии, которая фокусирует внимание на вероучении.
 Составляющей частью ортопраксии является ритуализм — строгое следование обрядам и ритуалам.
Однако наряду с ними ортопраксия также уделяет внимание таким вещам, как семейные связи, культурная целостность, передача традиции, ритуальная чистота. Считается, что ортопраксия особенно характерна для таких религий как язычество, анимизм.


Важным началом становления сверхценных идей и бреда религиозного содержания являются суеверия. Суеверие – явление, весьма широко распространенное как у здоровых людей, так и среди душевнобольных. Имеются в виду вера в приметы, ворожбу, сновидения, прорицания, ясновидение, в силу приемов магии.

Многообразие форм возникающих при этом поверий безгранично – любое случайное событие может расцениваться как признак надвигающейся катастрофы или ее причина. Как правило, больные располагают собственным реквизитом примет и поверий, хотя могут их заимствовать и у окружающих. По выходе из болезненного состояния наклонность к мистической интерпретации нередко исчезает и рассматривается с реалистических позиций, появляется критическое отношение к заболеванию. В основе
возникновения суеверий лежит способ рассуждений по принципу: после этого, значит, вследствие этого.
Суеверные личности используют проективные механизмы для установления связи между
двумя событиями.

Понятие «паранойя» впервые было введено в медицинский лексический аппарат Vogel в 1764 г. и обозначало «помешательство, безумие». В 1834 г. П. А. Бутковский понимал под термином «paranoia» «помешательство ума», что соответствовало общему бреду, в отличие от мономании.


Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В. П. Сербский [1912]. Отмечая, что заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному и чудесному. Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение.

Бред религиозного содержания включает следующие варианты. Мистический бред - характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний больного, его убежденностью в том, что с ним и окружающими происходит нечто необъяснимое, загадочное.
 К мистическому бреду относятся бредовые идеи религиозного содержания, утверждения об общении с потусторонним миром.
Бред мессианства - содержит идею возложенной на больного высокой миссии политического или религиозного характера.
Депрессивный бред греховности - убеждение больных в том, что они нарушили заповеди Бога, осквернили святыни, не устояли перед соблазнами Сатаны, отступили от данных ранее обетов.
Бред реформаторства - вариант бреда величия, характеризующийся идеями коренного переустройства жизни страны, мира - политического, экономического, религиозного. Нередко сочетается с идеями преследования. Как правило, является систематизированным.

Представляет интерес работа Бондарев, Николай Васильевич - "Психические расстройства у адептов современных религиозных культов ("сект"), использующих дезадаптивные методы воздействия на личность"

 Основные черты личностей , вовлеченных в культы, являются:
 повышенная внушаемость, тревожность в сочетании с зависимыми, шизоидными и ригидными чертами личности.

2. Социальные факторы способствующие приобщению к культу:

- социальный кризис;



- деструктивно-конфликтный тип семейных отношений;

- вынужденная миграция;

- ситуация развода;

- социальная депривация в первый год учебы вне дома;

- актуальная соматическая патология пациента;

- смерть (или тяжелая болезнь) близких.

Происходит разрыв социальных связей, семейных отношений с перемещением интересов личности исключительно на деятельность «секты». Критическое осмысление происходящего в культе почти полностью отсутствует, что приводит адептов к идентификации с религиозной «сектой».

Изменение психотического состояния вырожается  проявлениеи глоссолалии, ступорозные и экстатические состояния с падениями, судорогами, потерей контакта с окружающей действительностью. Потеря самоидентификации соответствует зависимому расстройству личности с полным выполнением предписаний культа во всех сферах жизнедеятельности.


Глоссолалия (др.-греч. ;;;;;; [глосса] «язык» + ;;;;; [лалео] «говорю»):

    Речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной речи (темп, ритм, структура слога, относительная частота встречаемости звуков); речь со множеством неологизмов и неправильным построением фраз. Наблюдается у людей в состоянии транса, во время сна, при некоторых психических заболеваниях.
    В некоторых конфессиях христианства рассматривается как один из даров Святого Духа. Именуется «дар языков» или «дар говорения на языках». Точный смысл этого термина в разных христианских конфессиях различен. Имеет особое значение в пятидесятничестве и харизматическом движении.
    Элемент религиозного обряда (тайные молитвы) в отдельных ветвях христианства и в некоторых первобытных религиях

Молитвенный (ангельский) язык

В Новом Завете наибольшее внимание уделено употреблению молитвенной разновидности дара иных языков. В отношении молитвы на иных языках и её назидательной роли автор 1-го послания к Коринфянам говорит следующее:

    «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14:4)

    «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2)

    «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1 Кор. 14:28)

    «Если я говорю языками человеческими и ангельскими…» (1 Кор. 13:1) (единственный случай упоминания «ангельских языков» в Библии)

    «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15)

    «Дух мой молится» (1 Кор. 14:14)

    «Когда я молюсь на незнакомом языке…» (1 Кор. 14:14)

При проведении экспертной и лечебной работы в отношении данных пациентов возникают определенные сложности при постановке диагноза и выборе мер реабилитации. Это делает актуальным получение сведений о преморбидных личностных свойствах вовлеченных в культы, социальной ситуации, способствующей присоединению к «секте», и мотивациях вступления в культ.

Феномен религиозных культов, или «сект», наблюдался с середины прошлого столетия в развитых странах Юго-восточной Азии, Америки и Западной Европы.


R. Lifton выделяет следующие восемь критериев деструктивного религиозного культа:

- средовой контроль (контроль жизненной среды с проникновением в сознание человека определенных групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом);

- передергивание языка (использование словесных ресурсов с целью ограничения мышления членов группы абсолютными, черно — белыми клише, понятными только членам группы);

- требование чистоты (установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и страха);

- культ исповеди (предписание признаваться в любой мысли или действии, не соответствующих групповым правилам и нормам, полученная при этом информация не забывается, а используется в целях контроля);

- мистическое манипулирование (демонстрация спонтанных событий, как «сверхъестественных»);

- доктрина выше личности (навязывание верований группы впроти-вовес опыту, сознанию и целостности личности);

- священная наука (вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповых догм, что не оставляет места для каких — либо вопросов и альтернативных точек зрения);

- раздельное существование (вера в то, что члены группы имеют право на существование, а критики и диссиденты, не имеют).

Ряд европейских стран был вынужден проводить реформу законодательной базы в области психологического насилия и манипулирования сознанием, приводящих к психическим расстройствам, в связи с использованием этих методов деструктивными религиозными культами

В России религиозные культы («секты») начинают действовать с начала 90-х годов пошлого столетия.

В связи с этим проблема психического здоровья, связанная с деятельностью религиозных культов («сект»), становится насущной для современной психиатрической науки.

Отмечается повышение удельного веса психопатологии, выявляемой у последователей «сект». Увеличивается также число судеб-но-психиатрических экспертиз, где свидетелями, потерпевшими или обвиняемыми являются пациенты, вовлеченные в современные религиозные культы («секты»).
 В случае погруженности  пациента в «мир культовых иллюзий» трудности  возникали с определением мотивации преступления, а так  же последующая   реабилитация.
Проведению лечебных мероприятий существенно мешает полученный от лидеров «сект» запрет на обращение за медицинской помощью и в особенности за обращением к психиатру.

Вследствие дезадаптивных методов воздействия на личность, использующихся в «секте», у адептов сохранялись выработанные чувства вины, стыда и страха. Это повышало риск суицидального поведения и требовало особого внимания при оказании психолого-психиатрической помощи.


Рецензии