Владимир Маяковский Как делать стихи?

"Никакого научного значения моя статья не имеет.
Я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи.
Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти
поэтические правила.
80 процентов рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что
редакторА не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для
чего поэзия нужна. РедакторА знают только "мне нравится" или "не нравится",
забывая, что и вкус можно и надо развивать.
Революция выбросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился
через центральные проспекты; расслабленный интеллигентный язычишко с его
выхолощенными словами "идеал", "трансцендентальный лик Христа и Антихриста" - все
эти речи смяты. Это - новая стихия языка. Как его сделать поэтическим?
Как ввести разговорный язык в поэзию? Плюнуть на революцию во имя ямбов?
Нет! Безнадёжно складывать в 4 - стопный амфибрахий распирающий грохот революции.
Нет! Сразу дать все права гражданства новому языку: выкрику - вместо напева,
грохоту барабана - вместо колыбельной песни.
Мало сказать, что "неугомонный не дремлет враг" (Блок). Надо точно указать или
хотя бы дать безошибочно представить фигуру этого врага.
Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных
сочетаний, попадающийся поэту, должен быть переработан.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим
произведением. Социальный заказ.
Второе. Точное знание вашего класса (или группы) в этом вопросе, т. е. целевая
установка.
Третье. Материал. СловА. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа,
нужными, выразительными, редкими, изобретёнными словами.
Навыки и приёмы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерация, образы, снижение
стиля, пафос, концовка, заглавие.
Например: социальное задание - дать слова для песен едущим на питерский фронт
красноармейцам. Целевая установка - разбить Юденича. Материал - словА солдатского
лексикона. Приём - рифмованная частушка.
Результат:
Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
как наскипидаренный.
Для действия частушки необходим приём неожиданной рифмовки при полном
несоответствии первого двухстрочья со вторым. Причём первое двухстрочье может
быть названо вспомогательным.
Откуда приходит ритм, неизвестно. Для меня это всякое повторение во мне звука,
шума, покачивания или вообще повторение каждого явления, которое я выделяю звуком
Ритм может принести и шум повторяющегося моря, и даже вращение Земли. Я не знаю,
существуют ли ритмы вне меня или только во мне, скорей всего - во мне. Но для его
пробуждения должен быть толчок. Ритм - это основная сила, основная энергия стиха.
Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма.
Из размеров я не знаю ни одного.
Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один
и тот же ударный гласный и следующий за ним звуки приблизительно совпадают.
Так говорят все, и тем не менее это ерунда.
Концевое созвучие, рифма - это только один из бесконечных способов связывать
строки."
(1926 год)
(В. В. Маяковский; Сочинения в двух томах; том второй; Москва; 1987 год)


Рецензии