Халхин-Гол. Забытая война. Глава 2

Начало:
http://stihi.ru/2024/05/11/346

Глава 2. От Хасана к Халхин-Голу

Попробовав на прочность СССР и получив от него по носу, японские войска все же не успокоились. Командование Квантунской армии стало готовить новые авантюры. На этот раз нападение планировалось на территорию Монгольской Народной Республики. Предполагалось нанести удар со стороны Барги — северо-западной части Маньчжурии. Этот район лежит между государственной границей СССР, восточным выступом территории МНР и горным хребтом Большой Хинган. Здесь японцы начали строить вспомогательную железную дорогу из Солуни на Халун — Аршан и далее на Ганьчжур, почти что по границе между Монголией и Маньчжурией.

Железная дорога - вещь необходимая, особенно для армии. Но как быть, если в другом месте проложить ее нельзя, а там, где она есть, возникает угроза обстрела войск средствами противника, прямо с сопок на берегу Халхин-Гола? Правильно - надо отодвинуть границу за реку, и не важно при этом, что думает твой сосед. Это как с забором на даче: я поставлю тут, ибо мне так удобнее, вот у меня и на плане нарисовано, и вообще я большой и важный, а ты кто такой со мной спорить? Ах, у тебя есть своя карта? Чушь, она неправильная.

Пожалуй, именно так и рассуждали генералы Квантунской армии, нацеливаясь на часть территории МНР восточнее реки. Владея этой территорией, можно было устранить угрозу стратегической железной дороге, а также уменьшить возможность удара в тыл японским войскам, сосредоточенным в Хайларском укрепленном районе. Она могла стать и хорошим плацдармом для военных действий против МНР и Советского Союза.

Обуславливалась такая наглость еще и тем, что Япония увязла в войне с Китаем до такой степени, что контролировать захваченную территорию не хватало сил. А тут как раз проснулись китайские партизаны и начали делать свои пакости. К тому же, затяжная война снизила уровень жизни населения самой Японии: выросли цены, упал курс йены. Недовольный народ поспособствовал смене правительства, и новые генералы и министры придумали новую программу развития Японии: расширение империи «вплоть до Байкала». И первая на пути к Байкалу - Монголия.

Выбранный для нападения восточный выступ Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол и озера Буир-Нур давал ряд существенных преимуществ для японской армии. Во-первых, это бывшая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проходившая в 125 километрах от Халхин-Гола. Ближе к границе была уже подведена конечная станция Хандогай новой дороги Солуни-Ганьчжур. Дополняли это богатство две грунтовые дороги. У советско-монгольских же войск здесь были откровенные трудности - до ближайшей железнодорожной станции Борзя было 750 километров, а дальше - степь да степь кругом, практически без жилищ, колодцев и, естественно, негде было заправить машины топливом.

Переброска японский войск и авиации из центральных районов Маньчжурии и Китая к Халхин-Голу началась еще в январе 1939 года. Это были стойкие части, уже побывавшие в боях, на вооружении которых была современная техника. Готовились и карты местности предстоящих боевых действий, проводились рекогносцировки с офицерами, делали свои вылазки и японские летчики, как бы случайно залетая в небо Монголии. В общем, готовились основательно, чуть ли не по кодексу Бусидо.  В марте генерал Исихара с большой группой штабных офицеров совершил инспекционную поездку по Маньчжурии, проверяя готовность войск.

Провокации начались уже с середины января 1939 года. В частности, 14 января в районе горы Номон-Хан-Бурд-Обо около двадцати японцев и баргутских кавалеристов из армии Маньчжоу-Го напали на сторожевой наряд монгольских пограничников. Один пограничник был ранен, а начальник 7-й заставы взят в плен.

Через два дня был вновь обстрелян наряд монгольских пограничников. В течение 29 и 30 января японо-баргутскими кавалеристами делались попытки захватить в плен сторожевые наряды монгольских пограничников. В феврале и марте на границе произошло около тридцати нападений японцев из 23-й пехотной дивизии и баргутских кавалерийских полков на, пограничников МНР.

Проблемы у пограничников Монголии были приличные. Во-первых, охраняли огромную степь лишь отдельные дозоры, а сами заставы были удалены на 20-30 километров от границы и 40-60 километров друг от друга. Советский же 57-ой особый стрелковый корпус, который пришел помогать войскам МНР, находился примерно в 500 километрах от реки Халхин-Гол.

Однако провокации провокациями, а для реального нападения требовался какой-никакой, а повод. И тут японцы придумали, что монгольские пограничники якобы сами нарушили границу - ходят не с той стороны. И даже предоставили карты, на которых сдвинули границу Китая на 20 километров вглубь Монголии - за реку Халхин-Гол. При этом в особом усердии были даже уничтожены справочники с правильной границей по реке - об этом вспоминал сотрудник оперативного отдела штаба Квантунской армии Цудзи Масанобу. Вместе с этими провокациями и претензиями на границе собирались войска: 23 пехотная дивизия, полки баргутской конницы под общим командованием генерал-лейтенанта Камацубара, а также японская авиационная группа в составе истребителей, бомбардировщиков и разведчиков, размещенная в районе Хайлара. Активное нападение было назначено на май 1939 года.

Глава 3. Река Халхин-Гол


Рецензии