О ярлыках Из несказанного
Из несказанного Александром Невским
***
Что означает «навешивать (вешать,наклеивать) ярлык»?
Навешивать ярлык — категоричное, окончательное, чаще всего негативное, суждение о человеке — сноб, болтун, робкий, трус, пьянь, оппозиционер, ретроград… или событии — великое, кровавое, грустное.
Ярлык — в общем, клеймо, в частности, в тюркских ханствах — письменный
указ, жалованная грамота хана; в торговле — вид товарного знака с обозначением веса, цены
Примеры употребления фразеологизма
«Нигде, может быть, с такой дипломатической тонкостью и точностью не
приклеивают гостям ярлычки, кто чего стоит, как бывает это на парадных
деревенских обедах». (А. Писемский. «Тысяча душ»)
«Саше нравилось, что Столпер гоняет этих чиновников. Так он будет гонять
и Баулина, и всех, кто приклеил ему, Саше, ярлык врага». (А. Рыбаков.
«Дети Арбата»).
«Все они, те, кто некогда был в оппозиции или был не согласен со
Сталиным, были названы агентами иностранного империализма. Такой же ярлык
был приклеен тем, кто даже не участвовал в оппозиции, но попал в «чистку»
1937-38 годов»
(С. Аллилуева. «Только один год»).
«Шеф? Он — деспот и рутинёр. — Ох, любила Валерия «припечатывать»
противников, вешать им ярлыки» (С. Абрамов. «Требуется чудо»).
«Вы ставите под сомнение результат голосования? — Ну, зачем же сразу
вешать на меня ярлык?» (В. Санин «Трудно отпускает Антарктида»).
«Женя заявила, что Ася вообще любит наклеивать на всех ярлыки: антиобщественный, индивидуалист и т. д.» (А. Володин. «Твёрдый характер»).
Синонимы словосочетания
— Поставить клеймо
— Осудить
— Дать характеристику
— Отметить
— Получить кличку
— Мазать одним миром
— Чесать под одну гребенку
Ярлыки
Как мы любим «чесать под гребенку»
И навешивать всем ярлыки.
Мы осудим любого: ребенка,
Старца, женщину — все нам с руки.
Все обсудим, и вид, и прическу,
И походку, житье и бытье.
Этот — ходит все время в обносках,
А вот этот — без роздыху пьет.
-Вон смотри, полетела пичужка,
Каблучком по асфальту стучать.
-Кто там, кто там? А, эта пьянчужка,
Подзаборная сучка и б…
Так и судим, то словом, то взглядом,
И друзей, и врагов, и родню.
И от слов этих словно от яда
В клумбах гибнут цветы на корню.
Разрастаются слухи и сплетни,
Как пустынный бархан из песка.
И кочуют, куда дует ветер,
Сквозь года, поколенья, века.
Человеки, товарищи, люди!!! —
Я кричу в непроглядную тьму.
Что ж мы делаем, мы же не судьи,
Ведь судить нас дано лишь Ему.
Прежде чем в душу плюнуть кому-то,
Загляните в свою, не спеша.
Что там — чистый родник иль болото,
Может тина, да шум камыша?
Не всегда за тряпьем и лохмотьем,
И потухшими бликами глаз,
Вы увидите то, чего ждете,
Ошибаясь в который уж раз.
Может быть, в душе той же шалавы,
Что торгует здесь телом своим.
Не злодей, не змееныш двуглавый,
Шестикрылый живет херувим.
Источник: http://chtooznachaet.ru/naveshivat-yarlyk.html
***
Ярлык (грамота)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Ярлык.
Ярлык (от др.-рус. ярлыкъ — «ханская грамота»], что от тюрк. ярлэ;к — «повеление, приказ», что в свою очередь от монг. зарлиг — «объявление, извещение» — письменное повеление или льготная грамота монгольских ханов подвластным им светским и духовным (церковным) владыкам; воплощение законов Ясы. Верительная грамота на великое княжение в XIII—XV веках.
Этимология
Слово ярлык заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имеет значение «султанский указ, грамота, дворянская грамота». Тюркские народы, заимствовав (вероятно, при первых Чингизидах) это слово у монголов с его древнейшим произношением, стали произносить я как е, а окончание -ик - как -ык/ыг.
Cлово ярлык образовано от монг. зарлиг, что значит «объявление, извещение». Согласно Э. В. Севортяну, корень zar является тюрко-монгольско-манчжурской формой жар~йар~чар («клич», «извещение», «крик, рёв, плач») и принадлежит классу древнейших общетюркских лексических основ звукоподражательного происхождения.
Также это монгольское слово (джарлик) означает «слово старшего к младшему».
Из существительного ярлык (ярлыг, ерлык, ерлыг) джагашайские турки образовали глагол ярлымак (приказывать, говорить), имеющее то же значение, что и монгольское дзарликлаху. Помимо русского и тюркских языков слово ярлык в период владычества монголов перешло в языки иных подвластных им народов: персидский, арабский, сирийский, армянский и другие.
В русском языке слово «ярлык» со временем потеряло своё первоначальное значение, и в обиходной речи употребляется при обозначении этикетки или клейма.
Описание
Материал — бумага. Лист (иногда несколько листов) приблизительно 20 см в ширину и до 1,5 м в длину. Писались чёрными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотистыми цветами.
Ярлыки писались в Золотой Орде и, предположительно, сразу же делались аутентичные переводы на языки получателя, а также составлялись самими «просителями».
Назначение
Репродукция картины Бориса Чорикова: «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение».
Ярлыки первых ханов Монголии провозглашались устно для всеобщего сведения. Традиция письменного издания ярлыков была заимствована Чингисханом в самом начале XIII века от уйгуров. Поэтому порядок оформления и типовые формулировки ярлыков монгольских ханов имеют значительные сходства с дошедшими до нас ярлыками уйгурских князей X—XI веков.
Юридическое определение ярлыка даёт Р. Ю. Почекаев:
Золотоордынские ярлыки — это нормативные правовые акты, обладавшие высшей юридической силой, которые издавались от имени суверенного государя (хана Золотой Орды) по вопросам, относившимся к сфере публичного права, имели характер приказания или распоряжения относительно конкретных лиц, отдельных категорий лиц или неограниченного круга лиц, нижестоящих по отношению к хану, содержали необходимые реквизиты и официально обнародовались в той или иной форме.
Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках во время Монголо-татарского ига. Большинство ярлыков, выданных ордынскими ханами митрополитам (и кандидатам в них) писались на уйгурском языке. Духовенству ярлыки выписывались на освобождение от ханских податей и повинностей, закрепляли юридически дарованные ей ордынцами права и недоступные другим слоям населения привилегии (охрану земельных и других недвижимых имуществ церкви в разных её видах: «церковнии домове, земли и воды, огороды, виногради, мелницы», охрану церковных мастеров, а затем и крестьян на церковных землях, а также церковных книг и утвари, полное освобождение от дани). При хане Менгу-Тимуре положение церкви на Руси сравнялось с положением духовенства в других покорённых Ордой странах, где храмы и монастыри освобождались от всех налогов, а ханской администрации запрещалось расхищение церковного имущества (под любыми предлогами), объявлялась даже защита от хулы и оскорблений церкви; взамен православная церковь должна была истово и честно молиться за здравие ханов и его народа.
***
Александр Ярославич Невский (ок. 13 мая 1221, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220), Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви.
Оценки личности и результатов правления
По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать возражения. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Николай Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % ответить на этот вопрос».
Решением Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2016 году Александр Невский определён небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.
Александра Невского очень высоко ценил автор дореволюционных учебников по истории Д. Иловайский, считая его величайшим деятелем Древней Руси.
Каноническая оценка
Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон — католического Запада и монголо-татар. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме 1938 года «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.
Для историков «советской школы» одним из важнейших итогов деятельности Александра Невского было то, что он «добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с др. народами», то есть отмены «дани кровью» с Руси.
Евразийская оценка
Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждает, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.
Критическая оценка
Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Некоторые историки, в частности, Джон Феннел, Игорь Данилевский и Сергей Смирнов считают, что традиционный образ Александра Невского как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями), по мнению Данилевского, показал, что успешная борьба с монголами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование в России деспотической власти.
Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
— доктор исторических наук, академик РАН Валентин Янин
Антон Горский не согласен с негативными оценками деятельности Александра Невского. По его словам, походы шведов и ливонских рыцарей на Русь имели на тот момент уникальный характер и были связаны с попыткой использовать общее ослабление русских земель в результате монгольского вторжения. Определённые успехи в борьбе Великого княжества Литовского с Золотой Ордой начались не ранее второй половины XIV века. При этом данное большое государство продолжало выплачивать ордынский выход с русских земель вплоть до конца XIV — начала XV веков, пока Орда не начала демонстрировать признаки упадка. Горский аргументирует, что Неврюева рать не была связана с «жалобой» Александра на своего брата Андрея Ярославича во время визита в Каракорум, а являлась заранее запланированным мероприятием, связанным с ориентацией Андрея на противостоящую Батыю политическую партию в Каракоруме. Деятельность Александра, напротив, способствовала очень локальному и ограниченному характеру данного карательного похода. Таким образом, по словам Горского, Александра нельзя считать пособником монголов. По словам историка, Невский являлся расчётливым, но не беспринципным политиком.
Политические сдвиги при Александре Невском
Антон Горский отмечает, что при Александре Невском имели место существенные политические сдвиги в истории Руси. Предпочтение, отданное Александром Владимиру перед Киевом, стало решающим шагом на пути перехода к Владимиру статуса общерусской столицы. При Александре складывается практика, при которой Новгород признавал своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире, что устанавливало прочную связь между Северо-Восточной Русью и Новгородской землёй. При нём же в Северо-Восточной Руси окончательно сформировалась политическая структура, для которой свойственно существование нескольких удельных княжеств с собственными династиями в составе Великого княжества Владимирского. Наконец, именно по завещанию Александра возникает Московское княжество, которому было суждено сыграть исключительную роль в последующей русской истории.
Свидетельство о публикации №124051000697