Слово в песне. Выпуск 6
На очереди - следующая "пятнашка" песен.
76. Песня «Отпусти». Автор стихов — Лера Стюф, исполнительница — Валерия.
Вот текст припева:
«Отпусти меня, как ночь отпускает с неба звёзды,
отпусти, как летний день - лучи солнца.
Отпусти меня сейчас или отпусти такси, ведь
знаешь, что смогу сегодня навсегда уйти».
На первый взгляд всё гладко. И, действительно: когда читаешь текст, ничто не вызывает отторжения. Но вот когда слушаешь песню… Слово «ведь» оказалось в весьма неудачном месте: оно завершает третью строку. Если суметь при исполнении сделать паузу ПЕРЕД ним, то всё ОК. Но Валерия поёт так (и мелодия так построена), что пауза получается ПОСЛЕ этого слова. И «таксиведь» (понять бы, что это такое) звучит на одном дыхании. Я бы на нашем сайте за это «таксиведь», точно, получил «на орехи».
77.»Звёздная песня неба». Автор стихов — Владимир Фирсов, исполнитель — Геннадий Белов.
Фрагмент первого куплета:
«Во поле выйдешь - песню поёшь
очень негромкую.
Звёзды ночами падают в рожь,
утром дрожат жаворОнками».
С какого боку тут вообще жаворонки? «Звёзды дрожат жаворонками» - это как? Уже не говоря о том, что в последнем слове автор вольно обошёлся с ударением.
78. Песня «Бирюсинка». Автор стихов — Лев Ошанин, исполнители — Лев Барашков, Эдуард Хиль.
Вот начало песни:
«До свиданья, белый город
с огоньками на весу!
Через степи, через горы
мне на речку Бирюсу...»
Вопрос: почему с огоньками на весу? И что сие означает? Или только для рифмы?
79. Песня «Странная встреча». Автор стихов — Сергей Патрушев, исполнительница — Татьяна Буланова.
Здесь вопросы возникают к припеву:
«И не найти снова ветра в чистом поле,
не найти той капли в море,
дыма в небе не сыскать.
Не найти вольного на вольной воле,
не найти, как ветра в поле.
Да и нужно ли искать?»
Итак вопросы-недоумения:
а)Какое отношение дым в небе имеет к исчезнувшему возлюбленному? Аллегория более чем сомнительная.
б)Что это за словесная эквилибристика - «вольного на вольной воле»?
И наконец:
в)Как долго автор трудился над рифмой «сыскать — искать»?
Парадокс в том, что в песне замечательная музыка Ильи Духовного. Настолько замечательная, что эта песня, несмотря на породивший вопросы текст — одна из моих любимых в репертуаре Тани Булановой; наряду с «Только ты» и «Ты для меня чужой».
80. Песня «Наш сосед». Автор стихов и музыки — Борис Потёмкин, исполнительница — Эдита Пьеха.
Вот начало песни:
«Как теперь не веселиться,
не грустить от разных бед?»
«Не веселиться» и «не грустить»— через запятую? В одном «флаконе»? Наверное, всё-таки, «как грустить» - тогда выражение обретает логический смысл.
Есть вопросы и к последнему куплету:
«И кто музыку не любит,
очень злятся — ну и пусть:
но зато мы эти песни
заучили наизусть...»
Во-первых, «не любит» - единственное число, а «злятся» - множественное. А, если петь «не любят», то происходит рассогласование с «кто». И, во-вторых, откуда следует, что это песни? Если бы пьесы (музыкальные, естественно) — ещё куда ни шло.
81. Песня «Увезу тебя я в тундру». Автор стихов — Михаил Пляцковский, исполнитель — ансамбль «Самоцветы».
В первом куплете слышим:
«Увезу тебя я в тундру,
увезу к седым снегам»
А во втором:
«Сколько хочешь, самоцветов
мы с тобою соберём»
Возникает некоторое недоумение. Если речь идёт о снегах, значит, в данный момент в тундре зима. А зима — это полярная ночь. Можно ли полярной ночью найти в тундре самоцветы? Да и, даже если солнце стало появляться ненадолго — как откопать самоцветы под снегом?
82. Песня «Не скучай». Автор стихов и исполнитель — Владимир Маркин.
Вот начало песни:
«Когда рабочий день закончен, вечереет за окном
и голубой вовсю экран для нас вещает,
что ВВП подрос на треть и сериал пора смотреть,
как депутату депутат вдруг отвечает».
Оставим догадки насчёт ВВП — это может быть как Валовый Всероссийский Продукт, так и...
Но вот последние две строки — как-то, мягко выражаясь, нелогичны. Почему депутат депутату должен отвечать в сериале? В Госдуме им уже не разрешают?
Ну и маленький «штришок»: слово «вдруг» - явная текстовая «затычка», предназначение которой — влезть в мелодический рисунок.
83. Игорь Николаев — замечательный автор. Сам пишет стихи и музыку к песням, сам некоторые исполняет. Но вот в песне «Русские любят красиво» он порядком начудил.
Первый фрагмент:
«Ты полюбила красиво,
ты разлюбила светло».
Михаил Задорнов сказал бы: «Отключите воображение» Потому что в данном случае, если оно включено, трудно представить, как можно светло разлюбить.
Но ещё интереснее второй фрагмент:
«Русские любят красиво,
только, наверное, зря».
Т.е. нафиг вообще любить красиво?! Не лучше ли просто подойти и сказать: «Чувиха, а давай переспим» ?
84. Мы как-то привыкли, что бардовские песни отличаются от попсы, прежде всего, качественными текстами. Но набрёл я на песню Ады Якушевой «Песенка про трепача». Вот её начало:
«Прошёл меня любимый мимо,
прийти к фонтану повелев.
Пришла - смотрю: стоит любимый,
увы, в кольце прелестных дев.
На ногу ногу запрокинув,
стоит он в треске пышных фраз...
Я на диване рядом стыну
уже, наверно, третий час...»
Ладно — в первой строке жуткая инверсия. Но что это за поза — СТОЯ, запрокинуть ногу нА ногу? Кто-нибудь попробовал бы так стоять. И «вишенка на торте»: как у фонтана оказался диван? Его кто-то выбросил?
Эта песня в своё время так впечатлила меня, что я даже написал на неё пародию - http://stihi.ru/2009/05/23/4130
85. Песня «Девчонка, девчоночка». Автор стихов — популярнейший Александр Шаганов, исполнитель — Женя Белоусов.
Вот начало припева:
«Девчонка, девчоночка, тёмные ночи,
я люблю тебя, девочка, очень...»
У меня полное впечатление, что «тёмные ночи» здесь вставлены исключительно для рифмы. Но тогда куда уместнее было бы «(синие, карие, ясные) очи». По крайней мере, они относились бы непосредственно к девчоночке.
86. Песня «Айседора Дункан». Автор стихов — Михаил Танич, исполнитель — Александр Малинин.
Вот здесь, я бы сказал, «косяк» не поэта, а исполнителя. У Танича в припеве:
«О, Айседора, просите шофёра, чтоб ехал назад». И тексты в интернете — именно в таком виде. Если не считать мелочи,- что здесь был бы лучше глагол совершенного вида «попросите» (тот, правда, не влезает в мелодию), то всё приемлемо.
А что у Малинина в некоторых его звукозаписях?
«О, Айседора, простите шофёра, что въехал назад». Въехать назад — это как?
Такая фраза была бы уместна в устах, скажем, вьетнамца, закончившего университет Патриса Лумумбы, но не Малинина.
87. Создаётся впечатление, что некоторые исполнители не вдумываются в текст.
Пример, очень похожий на предыдущий.
Владимир Маркин в песне «Иволга» вместо правильного текста (автор стихов — Юрий Вязовченко) «Ветви я к груди своей прижму» поёт «Если я к груди твоей прижмусь». Созвучно? Согласен. Но любое «если» предполагает последующее «то»,- иначе фраза не закончена. А вот в маркинском тексте никаких «то» нет. Иначе говоря, в случае первого (правильного) текста, видна логическая связь с остальными тремя строчками куплета: «...расскажу про юность и удачу, иволгу с малинника спугну, рассмеюсь от счастья и заплачу». В варианте Владимира Маркина, как я уже сказал, фраза получается какой-то оборванной.
88. Песня «Любовь возвратится к тебе». Автор стихов — Павел Леонидов, исполнитель — Валерий Ободзинский.
Что мы слышим в припеве?
«И льются дожди, и время идёт,
и, сколько ни жди, любовь не придёт,
но, если ты верен судьбе и ждать ты готов,
любовь возвратится к тебе, любовь возвратится к тебе,
любовь возвратится к тебе, если это любовь».
Фактически в одной и той же фразе — мол, не жди — любовь, всё равно, не придёт — и тут же она, оказывается, возвратится.
Когда герой Высоцкого в потрясающей песне «Банька по-белому» говорил сначала «протопи», а в конце «не топи», то там виден глубокий смысл: топи — не топи, а лагерь останется занозой на всю оставшуюся жизнь. У Леонидова, по моему мнению, этот смысл «отрицания-утверждения» отсутствует напрочь.
89. Песня «Репка». Автор стихов — Ольга Клименкова, исполнительница — Лариса Долина.
Вот припев:
«Поцелуй меня крепко-крепко — и прощай.
Посадил дедка в поле репку — не забывай.
Репка выросла всем на диво, ты не грусти,
а в моём саду всё крапива, прости».
Почему-то первая возникающая ассоциация: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Какая связь между дедкой с репкой и поцелуями-прощаниями, я так и не уловил. Может, это слишком тонко и недоступно моему пониманию? Может, подразумевается, что репка у дедки хоть и выросла на диво всем, но только не героине? И из-за недостаточного большого размера репки ей пришлось попрощаться с дедкой? Вопросы, вопросы...
90. Песня «Помнишь, девочка?». Автор и исполнитель — Александр Новиков.
Кусочек одного из куплетов:
«Мы столкнулись — видно, есть на свете Бог,
и шарахнулись, как серые коты»
Не знаю — может, я настолько испорчен, но, почему-то, слово «шарахнулись» у меня сразу вызывает ассоциации по «второй программе». Хотя... с другой стороны, не думаю, что в семействе кошачьих существует гомосексуализм. Остаётся только задать вопрос: а почему именно серые? Потому что в темноте (как явствует из поговорки) в первый момент друг друга не разглядели? Возможно...
Предыдущие песенные обзоры расположены по адресам:
http://stihi.ru/2022/10/31/6854
http://stihi.ru/2023/03/14/5488
http://stihi.ru/2023/08/27/4343
http://stihi.ru/2023/10/17/4926
http://stihi.ru/2024/02/05/5659
Свидетельство о публикации №124051005491
Вы правы, такое впечатление, что тексты хороших по сути песен писали левой ногой:)
Михаилл Филиппов 12.05.2024 21:16 Заявить о нарушении