Об искренности

Пока человек живет на земле, он остается одиноким;
И ему не предоставлена свобода вырваться из этого одиночества
Или устранить его совсем.
Основной способ бытия. присущий человеку,
Остается вечно тем же
И не меняется на протяжении тысячелетий;
И если бы он по существу своему изменился, то человек
Перестал бы быть собою, а стал бы каким-то «сверх-человеком»
Или «не-до-человеком»,
О котором мы ныне не имеем ни малейшего представления.
Каждый из нас есть единичная,
Замкнутая в себе душа, скрытая за единичным
И единственным в своем роде индивидуальным телом, с которым она
Таинственным образом связана, которое ее
Обслуживает и выражает ее
Состояния. Именно этот способ бытия
Обеспечивает каждому из нас
Все бремя и все благодатные преимущества одинокой жизни.
Одинокость есть бремя,
Потому что было бы гораздо легче
Затеряться в слитном
И несамостоятельном бытии людей, утонуть во всесмешении,
Нежели
Утверждать свою самобытность и самостоятельность, и притом –
На надлежащей высоте, т. е. самому идти через жизнь,
Проходя ответственный, сердечно-искренний
И творческий путь. Но одинокость имеет также свои великие
И благодатные преимущества, потому что она есть живая основа
И необходимая предпосылка свободы
Духовности, личного очищения
И просветления.
Как ужасна была бы жизнь, если бы у человека не было
Внутренней отрешенности, если бы у него не было
Возможности уйти в свое огражденное и целомудренное одиночество,
Чтобы сосредоточиваться
В себе, находить себя, работать над своим очищением
И самосовершенствованием...
Тогда человек был бы подобен
Дому с прозрачными стенами, в котором
Снаружи все всегда всем видно; или проходному жилищу, доступ в которое
Всегда и отовсюду открыт всякому гаду, зверю и злодею:
В жизни его не было бы ничего прикровенного, огражденного,
Неприкосновенного и священного.
Вечный сквозняк. Вечный проход и пролом. Уличный тротуар, открытый
Для всяческого злоупотребления.
Безличное и бесформенное смешение.
Вечно попранная святыня...
Как это чудесно, как это премудро устроено, что мы, благодаря
Нашему человечески-земному способу бытия,
Защищены от взаимного вторжения,
Опошления
И надругательства.
Какое благотворное, прямо благодатное значение
Имеет в этом наша земная «оболочка», наше тело:
Оно ограждает
Непроницаемость нашей души, оно обороняет
Самоопределение нашего духа, оно блюдет тайну
Личного обращения к Богу и приближения к Нему. Человек устроен
«От природы» так, что он может оставаться с Богом
Наедине; и он был создан таким именно для того, чтобы Господь мог быть
Наедине с ним.
Человек есть
Личный творческий центр:
В нем самом заложена та прочная граница, тот предел,
О который сокрушится
Всякая произвольная коллективизация,
Противоестественная и противорелигиозная...
Но человеку даны одинокость и самостоятельность совсем не для того,
Чтобы изолировать его от его ближних или чтобы сделать из него
Хитроумного интригана, всесветного обманщика...
Самостояние и самобытность человека – его, скажем, «само-основность», –
Совсем не означает отказ от общения, от совместности и любви.
Духовная «аутаркия» (самосильность) совсем не должна вести
К заносчивости или гордыне. Отрешенность дана человеку для того,
Чтобы он мог свободно обратиться к Богу, очиститься и укрепиться в Его
Духе и вступить в общение с людьми в качестве свободного,
Но уже укорененного в Боге сына Любви.
Индивидуальность дается нам как
Способность свободного Богосозерцания, как
Возможность стать духом, вести духовную жизнь
И творить
Духовную культуру. В этом цель его жизни;
Это есть то, что он призван создать и развить в себе.
Человек есть
Мир в малом масштабе («микрокосм»), который должен осуществить в себе
И про себя одухотворение, очищение и устроение (т. е. воспитать в себе
(Духовный характер),
С тем, чтобы вслед за тем
Включиться и творчески вложиться в мир великого масштаба
(В «макрокосм»). Самостоятельность человека не есть право
На произвол и на безобразие.
Свободу нельзя понимать,
Как свободу от духа, от совести и от всякой
Веры.
Напротив: великая
Симфония мира требует от каждого из нас,
Чтобы он укрепил и развил
В себе свой самостоятельный голос и присоединил
Его свободное, личное пение, в верной гармонии,
К общему хоровому пению, осуществляя предустановленный Богом мировой ритм.
И вот, одиночество человека есть высокое и нелегкое искусство,
А искренность –
Есть его лучшее проявление. Чтобы быть искренним,
Человек должен внутренне найти себя
И иметь достаточно мужества оставаться самим собою. Найти себя -
Значит увидеть сердцем свою святыню, прилепиться к ней
И подчинить ей
Свою жизнь. Пока человек не совершил этого, он
Колеблется между различными возможностями, зовущими его,
Претендующими на него или соблазняющими его;
Ни одна из них
Не имеет безусловного преимущества перед другими, ни одна из них
Не окончательна и он может предаваться им и разыгрывать их
По очереди. Его сердце не принадлежит
«Ничему»; поэтому оно может в любую минуту измениться и изменить,
Начать «чувствовать» по-иному и предать
Всякое дело. Его дух есть как бы «ничья вещь» и потому он будет принадлежать
«Первому захватчику» как говорят
Римские юристы.
Такой человек ни к чему не относится серьезно и благоговейно.
Ни одна
Жизненная возможность не есть для него «единственная»,
Т. е. главная и необходимая.
Он даже не может понять,
Что в жизни бывает необходимо быть «таким»
И только «таким», и действовать «так»
И  только «так»...
Человек становится искренним тогда,
Когда он имеет в своей душе некое священное средоточие, к которому он
Относится с серьезным и целостным благоговением; когда он в своем
Жизненном выборе и делании «иначе» не может и не хочет. Тогда он
Стоит твердо. Тогда он имеет как бы крепкий якорь или живой
Могучий корень. Тогда он и не может иначе хотеть и не хотел бы мочь
Иначе. И тогда ему нужно еще только мужество, чтобы блюсти верность
Своей святыне и делать из этого все жизненные выводы.
Чтобы быть искренним, человек должен стать внутренно единым. Пока его
Дух живет в разделении или разорванности, он
Не искренно любит, думает, говорит и поступает. Ибо в нем идет
«Гражданская война» с самим собою; он
Преследует одновременно
Различные цели и служит одновременно
Различным ценностям («богам»); в нем
Имеется несколько соперничающих между собою жизненных «центров» –
И он предает их один за другим. Все в нем
Двусмысленно и неверно; его любовь не сильна и стоит малого; его
Мышление условно и относительно, он блуждает, сомневается и ничего
Не создает; его слова лукавы; в решениях он
Остается всегда «себе на уме»; в делах он ненадежен, и верности он
Не знает.
Поэтому он обладает
Слабым характером
И полагаться на него нельзя.
Первый и основной закон «ин-дивидуальности» есть закон
Внутренней неделимости;этого закона
Он не соблюдает; им он не живет.
Поэтому он всегда неискренен, даже наедине с самим собою, когда он
Про себя размышляет и принимает «одинокие» решения. Ибо у него
Нет внутреннего единства; а без него
Не бывает и искренности. Человек искренен тогда,
Когда он носит в себе центральный огонь, от которого
Разливается свет и из которого
Летят во все стороны искры.
У древних греков и римлян был в каждом доме
Священный алтарь, на котором
Всегда лежали наготове тлеющие
Угли. Этот алтарь назывался по-гречески «Гестия»
Почитался священным центром жилища...
Древние пифагорейцы утверждали,
Что в мире есть
Великий огненный центр,
Первозданное священное огнилище,
Которое является творческим источником света, тепла и порядка.
Это было сразу –
«Дом Божий» и в то же время «связующая сила вещей» и творческий
Источник
Природного порядка. Из этого источника
Проистекал жизненный ритм мира...
И вот, каждый из нас
Призван утвердить в себе такую светящую
И правящую
Огненную Купину
И жить в ее свете и законе. Тот, кто живет из нее, становится искренним.
Его Гестия светит ему во всех делах, а он сам
Излучает в жизнь ее лучи. Она
Дарит ему тепло и энергию; и его сердце становится Купиною и светит
Другим людям. Вся его жизнь получает направление и управление из этой
Купины; от этого
Ритм жизни становится единым и центральным, а его
Собственная воля становится верной и сильной. Тогда все искры его
Любви, его мысли, его поступков вылетают из этого огнилища; купина его
Сердца посылает ему свои слова,
И они становятся его словами;
Искренними становятся его решения,
Его воззрения,
Его письма и написанные им книги; и самая душа его
Оказывается ясною, светлою, определенною и искреннею.
Искренность есть мужество;
И человек становится мужественным.
Искренность есть вернопреданность, и человек становится верным
Поборником
Божьего дела. Искренность есть прозрачность
Горящей души; и человек становится огненным и прозрачным.
А это значит, что он счастливо разрешил задачу
Отрешенности и преуспел в искусстве одиночества...
Такие люди призваны совершать
Важнейшее
В жизни, в культуре и в истории: их дело
Молитва и освящение, созерцание
И познание, воспитание
И духовное окормление, академия
И художество, правление и суд. Им дается
В жизни истинная
Дружба,которая возникает из творческого обмена искрами.
Такие люди суть столпы
Церкви, семьи
И государства: ибо все человеческие союзы вырождаются
При отсутствии духовной искренности, от лжи и обмана,
От лукавства и предательства, и только искренность
Делает их жизнеспособными и сильными.
Церковь, построенная на неискренности
И неискренно
Ведомая – искажает и извращает
Дело религии; она потеряла
Дверь в Царство Божие, она водворила фальшь на святом месте, она
Есть мнимая церковь.
Семья, построенная на притворстве и обмане,
Есть пустая иллюзия: она создает пролганное общение и мнимое единение;
У нее нет духовной державы, и она обречена на распадение.
Пролганное государство, построенное на насилии, страхе и притворстве –
Есть организованная порочность:
Оно подрывает и угашает всякое взаимное доверие; оно
Извращает и обессиливает личную совесть и честь; оно
Лишает человеческую жизнь ее
Божественного смысла и ее
Творческой свободы.
Но в человеческой жизни есть благостная
И благодатная сила,
Которая невозможна вне искренности и всегда ее добивается. Это есть
Сила живого сердца. Сердце может любить только искренно;
Неискренняя любовь
Совсем не любовь.
Сердце может петь
Только искренно; фальшивое пение фальшивого сердца не звучит перед
Богом. Сердце может молиться
Только искренно; молитва,
Не восходящая из сердечной купины,
Есть предчувствие несостоявшейся молитвы
Или же простое притворство. Неискренняя вера есть самообман
И симуляция. Неискреннее искусство – фальшиво и нехудожественно.
Неискренняя доброта есть противное лицемерие.
Великая беда современного человека состоит в том,
Что он утратил искренность сердца. Спасение его в том,
Чтобы восстановить ее и из нее
Начать новую культуру. Все, что задерживает этот процесс исцеления
И возрождения –
Вредоносно. И вреднее всего,
Пагубнее всего то,
Что подавляет и ослабляет,
Расшатывает и подрывает
Искренность человеческого сердца.
Что может начать и создать человек с заглохшим сердцем,
Если все великое и глубокое, все Божественное в жизни требует
Искренности и любви?..
Из лицемерия и лжи
Никогда еще не возникало ничего великого и прочного.
Вот почему искренность есть дар Бога и сокровище
Человека. И если современное человечество хочет выздороветь
И возродиться, то оно должно вернуть себе силу и радость
Искреннего сердца.

Подсобн. лит-ра И.Ильин "Поющее сердце"


Рецензии