О терпении

У каждого из нас бывает
Иногда чувство, что его силы приходят к концу, что он
 «Больше не может»: «жизнь так тягостна, так унизительна и ужасна,
Что переносить ее
Дальше нельзя»... Но время идет; оно приносит нам новые тягости
И новые опасности –
И мы выносим их; мы справляемся с ними, не примиряясь,
И сами не знаем
Потом, как мы могли пережить
И перенести
Все это. Иллюзия
«Невозможности» рассеивается при приближении
К событиям, душа черпает откуда-то новые силы, и мы живем дальше,
От времени до времени снова впадая
В ту же иллюзию.
Это понятно: наш взор близорук и поле нашего зрения невелико; мы сами
Не обозреваем
Тех сил, которые нам даны,
И недооцениваем их.
Мы не знаем,
Ччто мы гораздо сильнее, чем это нам кажется;
Что у нас есть дивный
Источник, которого мы не бережем; дивная
Способность, которую мы не укрепляем; великая сила
Личной и национальной жизни,
Без которой не возникла бы
И не удержалась бы
Никакая культура... Я разумею – духовное терпение.
Что сталось бы с нами, людьми, и прежде всего
И больше всего –
С нами, русскими людьми, если бы не духовное терпение?
Как справились бы мы с нашей жизнью и с нашими страданиями?
Стоит только окинуть взглядом
Историю России за тысячу лет, и сам собою встает вопрос: как мог
Русский народ
Справиться с этими несчастьями,
С этими лишениями, опасностями,
Болезнями,
С этими испытаниями, войнами и унижениями?
Сколь велика была
Его выносливость, его упорство, его верность
И преданность –
Его великое искусство не падать духом, стоять до конца,
Строить на развалинах и возрождаться из пепла...
И если мы, поздние потомки великих русских
«Стоятелей» и «терпеливцев», утратили это искусство,
То мы должны найти его вновь
И восстановить его
В себе, иначе ни России, ни русской культуре больше не бывать...
Все время, пока
Длится жизнь, она несет нам свое «да» и свое «нет» –
Силу и бессилие, здоровье и болезнь, успех и неуспех,
Радость и горе, наслаждение
И отвращение.
И вот мы должны как можно раньше научиться спокойно принимать
«Отказы» жизни, бодро смотреть в глаза
Надвигающемуся «нет» и приветливо встречать
Неприветливую «изнанку» земного бытия.
Пусть приближается низина жизни, пусть грозит
Нежеланное, неудобное, отвратительное или страшное; мы не должны
Помышлять о бегстве или проклинать свою судьбу;
Напротив, надо думать о том, как одолеть беду
И как победить врага.
Сначала это бывает и трудно, и страшно,
Особенно в детстве. Как тяжела Ребенку первая утрата...
Как томительны первые лишения... И первая
Боль нам кажется «незаслуженной» и первое
Наказание -
Чрезмерно суровым... Как легко детской душе заболеть завистью,
Ненавистью, ожесточением или чувством
Собственного ничтожества... Но все эти
Жизненные ущербы необходимы и полезны для воспитания характера.
Нам надо научиться выносить их, не сдаваясь,
И привыкнуть к этому. Нам надо
Одолеть в себе малодушие и не предаваться
Растерянности. Надо
Воспитать в себе жизненного стратега:
Спокойно предвидеть наступление
«Неприятеля» и твердо встречать его с уверенностью
В собственной победе, ибо победа без этой уверенности
Невозможна. Искусство духовной победы состоит в том,
Чтобы извлекать из борьбы с лишениями, опасностями и испытаниями все
Новую и новую силу духа. Испытание посылается нам именно для
Творческого преодоления, очищения,
Для углубления,
Закаления и укрепления.
И если счастье может избаловать
И изнежить человека, так что он станет
Слабее самого себя,
То несчастье является школой терпения и научает нас
Быть сильнее себя самого.
Итак, человеку необходима прежде всего способность переносить
Лишения и неприятности, идти
Навстречу всякой
Неудовлетворенности и безрадостности
И мужественно встречать страдание
«С поднятым забралом».
Это не легко; этому надо учиться
И научиться.
Это удается далеко не каждому
И не всегда.
Человеку естественно томиться в безрадостной жизни, а бывает так,
Что его окружает непроглядная тьма,
Без всякой перспективы и без малейшей искры надежды. Тогда
Конь нашего инстинкта может подняться
На дыбы и обнаружить неукротимое упрямство.
Ибо человеку свойственно искать утех и, развлечений;
Его тянет к чувственному наслаждению, к сильным и острым ощущениям;
Он «сластолюбив» от природы и сам не замечает,
Как вожделения и страсти овладевают
Его душою. С этим восстанием
Естественного сластолюбия надо уметь справляться.
Дело не в том,
Чтобы искоренить его в себе; утеха нужна
Всякой твари, человеку нельзя
Прожить без радости. Дело в том,
Чтобы утехи нашей жизни не зависели от внешних обстоятельств;
Чтобы наша радость
Имела внутренние источники; чтобы мы умели видеть свет и там,
Где, по-видимому, непроглядная тьма.
Бунт чувственного естества должен быть преодолен,
Иначе человеку грозит разложение личности. Он
Может быть отчасти укрощен
Силою воли; отчасти утешен новыми, иными радостями;
Он может быть подвергнут молитвенному заклинанию;
Во всяком случае – утихомирен.
Жизнь человеческая покоится вообще на управлении самим
Собою и на самовоспитании; искусство жить
Есть искусство воспитывать себя самого к Божественному.
Чем страшнее, чем безрадостнее жизнь,
Тем важнее наводить
Совершенное в мире и бескорыстно наслаждаться им.
Во всякой траве есть цветы;
Во всяком облаке есть красота;
Во всяком человеке есть своя глубина;
О вечной тайне молчит природа; об отрешенности и бесконечности говорит 
Звездное небо. Отвлечение, утешение
И радость ждут нас повсюду; нужно только умение
Воспринимать их
И предаваться им.
Иногда достаточно просто поднять глаза к небу
Или взглянуть на вдохновенно писанную икону.
И нет такого
Безрадостного тупика в жизни, которого нельзя
Было бы проломить молитвою, терпением или юмором. Иногда
С человеком надо обходиться как с ребенком.
Если, например, ребенку
Надоедает списывать с книги, то надо
Подарить ему новую красивую тетрадь для собирания
Чудесных стихотворений – и радость дела
Рассеет скуку упражнения.
Если ребенку кажется томительным повторять
Пройденное и вечно начинать сначала, то надо научить его пускать
Мыльные пузыри: пусть радуется тогда
На мимолетную красоту мгновения, пусть добьется мастерства
В этой невинной игре и поймет значение усилия и упражнения
Для творчества... Надо упражняться в терпении;
Надо ввести в жизнь состязание в терпеливости; надо научиться терпеть
Легко. И пусть каждый из наших детей испытает все радости
И разочарования, всю гордость и чувство власти,
Которые дает нам школа терпения.
И что бы ни пришлось
Человеку переносить – грохот машины или головную боль,
Голод или страх, одиночество или тоску, – он не должен пугаться
Спозаранку,
Ибо застращенная душа теряет
Власть над собою. Страх возникает
От воображения опасности или гибели, а храбрость
Есть власть над своей фантазией. Не надо
Предвосхищать возможное зло и осуществлять его в воображении; кто
Это делает, тот заранее готовит в своей жизни место для него,
Помогает ему и обессиливает себя. Он
Заранее застращивает
И разочаровывает свое терпение и становится его предателем.
Терпение есть своего рода доверие к себе и к своим силам.
Оно есть душевная неустрашимость,
Спокойствие, равновесие, присутствие духа. Оно
Есть способность достойно и спокойно предвидеть возможное зло
Жизни и, не преувеличивая его,
Крепить свою собственную силу: «пусть наступит неизбежное, Я готов
Считаться
И бороться с ним, И выдержки у меня хватит»... Мы не должны бояться
За свое терпение и пугать его
Этим; а малодушное словечко: «я не выдержу» – совсем не должно
Появляться в нашей душе.
Терпение требует от нас доверия к себе
И усиливается тогда вдвое
И втрое...
А если час пришел, если испытание началось
И терпение впряглось
Своею силою, тогда важнее всего не сомневаться в нем и в его
Выдержке. Лучше всего не думать вовсе – ни о том, что терпишь, ни о своем Терпении;
Если же думаешь о своем терпении, то думай с полным доверием
К его неисчерпаемости. Стоит сказать себе: «ах, я так страдаю»
Или: «я не могу больше» – и сейчас же наступает
Ухудшение. Стоит только сосредоточиться на своем страдании,
И оно тотчас же начинает расти и пухнуть, оно превращается
В целое событие и заслоняет
Все горизонты духа. Кто начинает
Внимательно рассматривать свое терпение, тот пресекает
Его непосредственную и незаметную работу: он наблюдает
За ним, подвергает
Его сомнению
И обессиливает его этим. А как только терпение
Прекращается, так уже обнаруживается нетерпеливость:
Нежелание нести, бороться и страдать, отказ, протест, бессилие
И отчаяние. А когда душу охватывает отчаяние, тогда
Человек готов на все
И способен на все,
От мелкого, унизительного компромисса до последней низости: дело его
Кончено и сам он погиб...И что же тогда? Как быть и что делать? Тогда
Лучше дать отчаянию свободно излиться в слезах,
Рыданиях и жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь, открыть
Свое сердце верному другу... Или, еще лучше: надо излить
Свое отчаяние, свое бессилие, а может быть,
И свое унижение в словах предельной искренности перед Отцом,
Ведающим все сокровенное,
И просить у Него силы от Его Силы и утешения
От Утешителя... Тогда поток отчаяния иссякнет, душа очистится,
Страдание осмыслится
И душа почувствует снова благодатную готовность терпеть до конца
И до победы. Но лучше не доводить себя
До таких падений и срывов. Надо укреплять
Свое терпение, чтобы оно не истощалось. Для этого у человека есть два
Способа, два пути: юмор – в обращении
К себе и молитва – в обращении
К Богу. Юмор есть улыбка земной мудрости
При виде стенающей твари. Земная мудрость
Меряет тварную жизнь мерою духа и видит ее ничтожество, ее претензию,
Ее слепоту, ее комизм. Эта улыбка
Должна родиться
Из самого страдания,
Она должна проснуться в тварном самосознании –
И тогда она даст истинное облегчение.
Тогда и само терпение
Улыбнется вместе с духом и с тварью – и вся душа человека объединится
И укрепится
Для победы. Молитва имеет способность увести человека из страдания,
Возвести его к Тому, Кто послал ему испытание
И призвал его к терпению.
Тогда терпение
Участвует в молитве; оно восходит к своему духовному
Первоисточнику
И постигает свой высший смысл. Нигде нет столько благостного терпения,
Как у Бога, терпящего нас всех и наши заблуждения;
И нигде нет такого сострадания
К нашему страданию,
Как там, в небесах. Мир человеческий не одинок в своем страдании,
Ибо Бог страдает с ним и о нем.
И потому когда наше терпение заканчивает свою молитву, то оно
Чувствует себя,
Как бы; напившимся из божественного источника. Тогда
Оно постигает свою истинную силу и знает,
Что ему предстоит победа. Так открывается нам смысл страдания
И терпения. Мы должны не только принять и вынести посланное нам страдание,
Но и преодолеть его,
Т. е. добиться того, чтобы наш дух перестал зависеть от него;
Мало того, мы должны научиться мудрости у нашего страдания – мудрости Естественной и мудрости
Духовной, оно должно пробудить
В нас новые источники жизни и любви;
Оно должно осветить
Нам по-новому смысл жизни.
Терпение совсем не есть «пассивная слабость» или «тупая покорность»,
Как думают иные
Люди; напротив –
Оно есть напряженная активность духа. И чем больше оно
Прикрепляется
К смыслу побеждаемого страдания,
Тем сильнее становится его творческая активность, тем вернее наступает
Победа его.
Терпение есть не только искусство ждать и страдать; оно есть, кроме того,
Вера в победу и путь к победе; более того –
Оно есть сама победа,
Одоление слабости, лишения и страдания, победа
Над длительностью, над сроками, над временем: победа
Человека над своею тварностью
И над всякими «жизненными обстоятельствами».
Терпение есть поистине «лествица совершенства». И кто присмотрится
К человеческой истории –
Сколь велики были
Страдания людей и что из этого выходило, –
Тот познает и признает великую творческую силу терпения. От него
Зависит выносливость всякого труда и творчества; оно
Ведет через все пропасти искушения и страдания; оно
Есть орудие и сила самого
Совершенства, начавшего борьбу за свое Осуществление в жизни; и потому оно Составляет живую основу всего
Мироздания и всяческой культуры... Отнимите у человека терпение, и все
Распадется в ничтожество: верность, скромность и смирение; любовь,
Сострадание и прощение; труд, мужество и работа исследователя...
Терпеливо делает гусеница свое дело –
И превращается в бабочку с дивными крыльями.
И у человека вырастут еще прекраснейшие крылья,
Если он будет жить и творить с истинным терпением.
Ибо почерпая свою силу из сверхчеловеческого источника, он сумеет
Нести нечеловеческие бремена
И создавать
На земле великое и чудесное.

Подсобн. лит-ра И.Ильин "Поющее сердце"


Рецензии