Русский Ренессанс

Светлая Седмица - пора размышлений о историческом пути Отечества.

Мне по сердцу, трогательная отрытка Серебряного века в русском стиле ренессансной эпохи святого императора Николая II Александровича Романова.
РУССКИЙ РЕНЕССАНС (Р. Р.) - многозначительный этап (относящийся в концу ХIХ—первым десятилетиям ХХ в.)
 в истории российской духовной культуры, определяющей в конечном счёте вектор развития державы.

Анализ Р. Р. даёт понимание места православной самодержавной Российской империи Николая II в общеевропейском историческом процессе в библейском контексте.
Понятие Р. Р. связано с типологическими аналогиями между развитием русской и западноевропейской культуры, и в этой связи начало ХХ в. в России соотносится с важнейшими духовными завоеваниями эпохи Возрождения.

Резюмирую: "Белая идея", сформулированная в трудах И.А. Ильина и Н.А. Бердяева, является зрелым плодом Р. Р.
В частности, Иван Ильин писал: «По глубокому смыслу своему Белая идея, выношенная и созревшая в духе русского православия, есть идея религиозная. Но именно поэтому она доступна всем русским – и православному, и протестанту, и магометанину, и внеисповедному мыслителю. Это есть идея борьбы за дело Божие на земле; идея борьбы с сатанинским началом, в его личной и в его общественной форме; борьбы, в которой человек, мужаясь, ищет опоры в своем религиозном опыте».

Духовная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в Иисуса Христа человека, порождаемая Божественной благодатью 
Святого Духа при согласии свободной человеческой воли.
Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божиего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий.
Из взаимодействия (синергии) Духа Божиего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет её.

Итак, Р. Р. есть наглядный пример творческой жизнедеятельности вочеловечившейся "на русской почве" благодати Святого Духа.
Р. Р. стал исторически состоявшимся ответом на судьбоносный призыв (поныне на редкость злободневный) Ф.М. Достоевского, обращённый к соотечественникам: «Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей.
Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило.
О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что СТАТЬ НАСТОЯЩИМ РУССКИМ И БУДЕТ ИМЕННО ЗНАЧИТЬ: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!»

P.S. В XX в. не в последнюю очередь благодаря просветительской миссии Русского Зарубежья, обогатившего мировую культуру популяризацией наследия Р. Р., удалось спасти европейский континент от разгула атеистического тоталитаризма.
7 мая 2024 от Р.Х.


Рецензии