Огонь

Я могу часами  сидеть
Перед камином и смотреть
В огонь. На душу сходит дивная тишина,
И кажется тогда,
Что видишь необычайные дали, и глубины. Радостно играет
Свет.Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание
Тепла.
И мне чудится, будто в душе моей просыпаются
Забытые мечты
Предков моих;
Встают передо мною величавые образы; я постигаю
Какие-то древние законы, вечные истины; я ухожу в прошлое и теряю
Чувство времени. Радость и грусть борются в моем сердце;
И где-то в последней глубине пробуждается щемящая тоска по утраченной,
Но блаженной родине. Тогда я чувствую, будто знаю
Гораздо больше того, чем доселе предполагал; будто мне открывается
Самая сущность мироздания;
Будто я касаюсь края
Ризы Божией...
* * *
Но сначала надо вызвать огонь
К жизни: «приди таинственная сила, посети и освети мой
Темный очаг и прими в свою власть чающее тебя древо». И вот
Вспыхивает первый синеватый огонек,
Осторожно, робко, как будто осматриваясь, вправду ли его
Зовут, можно ли ему довериться,
Готова ли для него пища?.. И потом, отзываясь и доверяясь,
Огонь все охотнее, все с большим увлечением вступает в жизнь, радуясь Благоговейному призыву и расцветая
В гостеприимном воздухе. Длинными языками
Охватывает он поленья, лаская
И забирая их, и превращаясь в вольное пламя;
Легким хрустом, тихим шипением отвечают они ему, принимая
И  не принимая его игру и медленно накаляясь от его жгучего дыхания.
А потом уже начинается общий праздник: свет и радость,
Вспышки и треск, искры и обвалы,
Угольное тление и дымные струи. И благодатное, всепроникающее тепло...
А я сижу и смотрю, как прикованный, созерцаю
Эту чудную стихию и вижу через нее жизнь человечества и строй Мироздания  всего.
И кажется мне, что время уже не властно надо мною.
* * *
Так сидели у домашнего очага наши далекие предки, и смотрели в огонь,
И размышляли о своей суровой жизни и об опасностях ее,
Предвидели новые вторжения врагов
И готовились к отпору. Ибо вся история России протекала
В борьбе, и душа русского человека всегда нуждалась
В жертвенной готовности. И вот то,
Что человек подолгу и неотрывно созерцает, предаваясь и вчувствуясь, – то Становится его даром, его живым прообразом, источником силы
И воодушевления. Душа
Человека незаметно отождествляется со своим любимым символом.
И от созерцания огня
Души наших предков сами становились
Огнеподобными: живыми,
Легкими, интенсивными, ясными, светящимися и сильными.
Недаром восток
Создал религию «огнепоклонников»; недаром он
Видел в пламени символ Божества, дарующего очищение
И очевидность. Но огонь учил наших предков еще свободе и единению.
Ибо там, где живет
Древнее пламя домашнего очага – там личная оседлость человека, там
Его собственный дом, его неприкосновенное, свободное жилище. Пусть мала
Его хижина, пусть невелика его домашняя власть,
Но в этих пределах он желает
Быть свободным хозяином и имеет право
На это. Домашний очаг
Был у всех народов первым священным приютом
Свободы и самостоятельности. У очага
Собиралась вся семья
И чувствовала свое единство; люди рассказывали друг другу
О заботах и о горе, о удачах и о радостях; они советовались друг с другом
О нуждах и опасностях. Они зажигали лампаду перед иконою и читали
Священное писание.
Здесь рассказывались сказки и былины.
И когда огонь угасал, легкие призрачные тени скользили
По стенам, быль и небывальщина смешивались воедино
И мир фантазии населял трезвую и суровую жизнь людей. Какое счастье –
Вновь очутиться в этой первой школе бытия, снова предаться
Созерцанию древней стихии и по-новому внять
Опыту, и скорби, и мудрости предков!
* * *
Как воздушно, как легко бытие этой таинственной силы.
Пламя, подобно ветру, есть самое легкое и подвижное существо мира...
Его жизнь есть вечное бодрствование, вечное распространение,
Вечное поглощение.
Где огонь
Вспыхивает, там он
Утверждает свою власть и празднует свою победу. Вот почему он
Является символом радостного преодоления,
Естественного триумфа, победоносного танца.
Да и могло ли быть иначе?
Ведь огонь есть величайшая сила мира.
Он есть источник жизни
И судьба вселенной – живое дыхание Божие. Он светит и показывает:
Поэтому без огня нет ни очевидности, ни откровения.
От него идет тепло и жар:
Поэтому ни жизнь, ни любовь невозможны без пламени. Он несет нам
Очищение
И зовет нас к новым формам бытия:
Кто жаждет чистоты, тот
Ддолжен готовиться в духе к огненному очищению, а кто
Ищет прекрасной формы, тот должен сам
Возгореться внутренним пламенем. Огонь
Имеет власть преобразить и уничтожить: вот почему во всяком живом
Существе живет влечение к огню и страх перед огнем.
Пламенно горит солнце в середине мирового вращения –
И земля кружится вокруг него в священном трепете
И тихом блаженстве. Пламя живет и в глубине нашей планеты –
И все земное ощущает
Благодатность этого сокровенного жара и содрогается
От ужаса, когда это пламя обращается к нам, сотрясая
Под нами землю. И где бы у нас ни загорался огонь – всюду тотчас же собираются Люди, влекомые видом и жаром его, 
И силою его ,
И дивятся, как прикованные, и никак  не могут наглядеться они,
Вчувствуясь и трепеща перед ним,
Словно желая войти
В него,
Слиться с ним и загореться; но берегутся огня и готовы бежать от него,
Ибо то, что земной огонь захватит в свою власть, он сожжет,
Испепелит и уничтожит...
* * *
Так, вся тварь стремится к огню – и пугается, как только он
Вступает в свою полную силу и развертывает все великолепие свое...
Как ужасно было бы, если бы огонь
Совсем угас в мире и навеки воцарились мрак
И холод... Какой страх
Объял бы вселенную, если бы пламя овладело всем сущим и испепелило его до конца.
Но мир создан в благом порядке. Благостно и мудро распределены среди
Твари дары огня. Каждое существо приобщается ему лишь в меру своих
Сил и способностей, Приемля лишь столько от его света, от напряжения его,
От могущества его,
Сколько оно в состоянии вынести. И все,
Что приемлет от огня,
Приемлет как бы искру Божию – чтобы достойно отвечать
Самому Творцу и Его дивному миру из глубины своего естества.
Вот откуда этот таинственный отблеск, испускаемый драгоценным камнем,
Этот слепящий луч алмаза,
Этот мягкий и бархатный огонь рубина, этот пламень желтого топаза,
Это сверкание
Изумруда и аквамарина,
Этот глубокий и скрытый огонь альмандина и хризоберилла...
А у растения – дано цветку, с его невинно-сияющим ликом,
Воспроизводить черты мирового светила
И непосредственно обращаться к нему за теплом и светом...
А у животного свет сосредоточен в глазу, с его необузданным и неистовым,
А потому страшным сверканием.
Но у человека, существа мыслящего и созерцающего,
Свет глаза преодолевает свою животную неистовость
И лучится
Одухотворенно в обращении к миру и молитвенно
В обращении к Творцу. И так повсюду: где огонь светит,
Там он требует ответа
И наслаждается в этом ответном луче своим собственным светом...
* * *
Эта встреча двух огней – мирового и личного – осуществляется
Всего совершеннее в человеке. Ибо здесь огонь
Становится пламенеющим духом и все его
Дары и способности проявляются
В их высшей и превосходнейшей потенции. Ибо внешний, материальный
Огонь был вызван к жизни
Дуновением Божиим
Лишь в качестве живого прообраза
Самого Духа. И даже
Самый наивный, первобытный человек предчувствует, предвосхищает
Это высшее значение Огня. Вот почему наши отдаленные предки,
Наивно-мудрые первочеловеки,
Молились земному огню, как живому символу Господа, поклонялись в нем
Чистому дыханию Творца, праздновали его
Явление,
Как начальное откровение
Божие. Они поклонялись огню, а разумели Дух Божий.
И это символическое поклонение
Столь же древне,
Как человеческий род; и продолжает жить в каждом из нас.
Так и Гераклит греческий, пророк огня, света и разума, знал,
Что он говорил, когда воспевал в лице Огня
Божественную первостихию мира и когда утверждал,
Что Пламя есть Разум, а Разум есть Огонь...
Что сталось бы с нами, людьми, если бы мы лишились духовных даров
Этой родины? Чем были бы мы без жара в сердце, без огня
В молитве, без озаряющей очевидности в познании,
Без пламенной интенсивности в воле и в делах,
Без повелевающей, вдохновенной силы в очах?
Но не значит ли это, что все наше лучшее достояние –
Самое благородное, самое прекрасное, самое мощное, что есть в нас –
Произошло от огня?..
И мы, христиане, знаем этот великий религиозный символ;
Им живут наши мысли
И чувства. Вот почему мы именуем Христа Спасителя
«Светом истинным» ,
Крещаемся от Него
«Духом Святым и огнем».
Мы называем себя «сынами Света»  и чаем
Духа Святаго
В образе «языков огненных» . А когда мы читаем
Эти слова: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже Возгорелся»  – то в сердца наши нисходят пламя и свет,
И мы знаем, коего мы духа...
* * *
Но огонь в моем камине на исходе. Он гаснет
И меркнет; и надо проститься, с ним.
«Иди
На покой, благое и чистое пламя,
И будь благословенно за все, за твой свет, за тепло твое
И за утешение твое»...

 И. Ильин "Поющее сердце"


Рецензии