Книга. Крылатость Фёдоровской мысли. 2024

КРЫЛАТОСТЬ ФЁДОРОВСКОЙ МЫСЛИ

Крылатые фразы-афоризмы, крылатые выражения, цитаты
в поэмах, стихах, заметах, терцинах.
Мудрые высказывания и размышления
в уроках поэзии, статьях.

Составитель – Александр Кочетков (А. Северный)
Нижний Новгород. 2024 – 300 с.

Крылатые выражения и афоризмы
в поэзии рождаются
не по капризу поэта…
 
Живут лишь те, за которыми –
конкретная природа,
конкретные события,
изображённые поэтом.

Василий ФЁДОРОВ

В издании впервые даются максимально полные сведения
о крылатости мысли, восходящих к произведениям
поэта и прозаика Василия Дмитриевича Фёдорова.
Для всех, интересующихся живым творчеством
Русского Классика Советской эпохи…



               
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Данное издание ждало своего выхода, соблюдая по восходящей и возрастающей родственную принадлежность:
от начального исследования «Перо воображение, рисующее слово, в творчестве поэта и прозаика В.Д. Фёдорова» 2016 года до всестороннего рассмотрения Слова в книге «Слово, а не звёздный блеск венца…» 2021 года.  Актуальной в 21 веке остаётся пророческая строка художника русского слова – «…и уйти, как Есенину, под защиту народа.» – как дальновидное  предсказание  о «забытости» властями его правдивого многогранного наследия на просторах России, хотя в 20 веке в СССР при жизни друзья и соратники по творческому цеху смело называли Василия Фёдорова «классиком».

Классическое детище поэта Василия Фёдорова – ироническая поэма в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана» (1977) – вся пронизана полётом мыслей, крылатостью мудрых слов, наряду с новизной замысла и новаторства строф-октав.
Авторская суть и значимость – в последних строках 701-й строфы-октавы:
«Тогда б я и за гробом / Верил страстно, / Что Жизнь свою / Потратил не напрасно!»

В творчестве только определённым Мастерам слова, наделённым «божьей искрой», присуще вкладывать в произведение свою душу и одухотворять его, делясь и с главным героем. Разгадка кроется в признании своей супруге Л.Ф. Фёдоровой:
 «…я знал о себе то, что откроют позднее критики и литературоведы.
Я знал смутно, а сегодня понял окончательно. Я не писатель, а пророк…
Я бросил себя на исследование, а мой мозг наблюдает за мною…»
 
26 марта 1984 года в последнем интервью на даче в Переделкино поэт озвучил своё четверостишие:
«Я не люблю дробить картины, /Душа о цельности горит. /Я не леплю стихов из глины, / Я высекаю монолит» – ещё раз подтверждая незыблемое.
24 апреля 1984 года на гражданской панихиде Василия Дмитриевича Фёдорова друг-поэт Эдуард Асадов сказал:
«Поэму Фёдорова «Женитьба Дон-Жуана» можно всю разобрать на цитаты, афоризмы».
 
Поэтическая сюита – пять произведений – написана терцинами, обладающими философской глубиной фёдоровской мысли.
Собрано воедино 99 заметов.
Сохраняя преемственность крылатых слов и выражений А.С. Пушкина, Василий Фёдоров оставил потомкам своё ярчайшее «полётное наследие»: уроки поэзии, думы о поэзии, поэтах, словах, языке, чувствах, эмоциях… мудрые поэмы, стихи, терцины, заметы – обогатив уникальный родной русский язык.

Из предисловия поэта к книге «Крылья на полдень» (1971): «…выражение древнее, бытовавшее среди народов Востока и отражавшее боевое состояние духа. Так, с крыльями на солнце в час охоты летают орлы. В таком состоянии им лучше видится земля…»


Рецензии