Русско - французский переплёт слов 37 Фатализм

Фатализм-fatalisme
заимствовано в XVIII веке; франц. fatalisme — производное от латин. fatalis - "предопределенный судьбой", образовано от fatum "судьба"; отсюда же все производные ; фатальный, фаталист.


Фатализм (от лат. fatalis — определенный судьбой) определяется как вера в то, что над людьми властвуют судьба или рок. Древняя мифология воспроизводит события, повествующие о господстве рока даже над богами.


Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) —философское направление, диаметрально
противоположное фатализму и считающее высшим принципом бытия волю.

И. Кант обосновывает свободную волю исходя из практического разума, иначе нравственный закон лишается реального смысла.


Судьба, таким образом, есть осуществление «замысла» бога (мирового разума). Рок же и фатализм суть негативно-личностные и субъективные значения судьбы, поскольку таковой судьба представляется индивидууму (но не мудрецу), не понимающему, что все происходящее «зло» происходит во благо.
Роком судьба кажется лишь акосмополитичному уму, т.е. не осознающему себя как часть целого, как микрокосм в макрокосмосе. Такой человек суть «непокорный» и «глупец», не понимающий, что «покорного судьба ведет, а непокорного - тащит» (выражение, приписываемое Клеанфу в некоторых переводах его стихов, в которых отражена суть учения о роке .

«Веди меня, о Зевс, и ты, судьба,

Куда угодно вам; не мешкаю,

На все готовый. А не захочу -

Так все равно идти придется бедному»).

Клеанф  — греческий философ-стоик, представитель Ранней (Древней) Стои, живший в середине III века до н. э., ученик Зенона Китийского.По преданию Клеанф, следуя крайним принципам стоицизма, уморил себя голодом, совершив это, однако, в 100-летнем возрасте.


Отличие Госалы от всех его современников — его непреклонный фатализм. «Старания человека бесполезны» — вот суть этого вероучения со стержневым словом ньяти («предопределение», «судьба»). В одном буддийском источнике приводятся следующие слова Госалы: «Нет ни причины, ни повода безнравственного поведения. Люди предаются пороку без причины и повода. Чистые чисты без причины и повода. Ни одно «я» само по себе не действует. У человека нет своих силы [...], энергии [...], устремления [...] и отваги [...]. Все существа, индивиды, все твари, все живое не имеет своей воли, своей силы, своей энергии. Они эволюционируют согласно предназначенному, исходя из обстоятельств и собственной природы...» (Саманнапхаласутта, 54). Иными словами, Госала отвергает общее для индийских вероучений понятие кармы: любое существо, по Госале, проходит свой собственный цикл длиной в 8 400 тысяч эонов (махакальпа) и внезапно, без усилия получает освобождение. Будда же считал преступным подобный безоговорочный детерминизм и поэтому критиковал Госалу гораздо чаще других своих оппонентов. «Фатализм» (ньяти), по Будде, был самым опасным заблуждением.


Маккхали Госала  — древнеиндийский учитель шраман. По одной датировке родился в 484 году до н. э. Он был современником Сиддхартхи Гаутамы, основателя Буддизма, и Джины Махавиры, последнего из 24-х Тиртханкаров Джайнизма.


(Мирча Элиадэ. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. — М.: Критерион, 2002)



Одной из психологических особенностей славян является фатализм, пассивно-созерцательное отношение к миру. Фатализм славян связан с тем, что для них большое значение имеет понятие «судьба». В этом концепте «соединены две ключевые идеи русской культуры: идея непредсказуемости будущего и неконтролируемости происходящих с человеком событий»

«Чему быть — того не миновать»
Народная пословица


Согласно определению, «авось» — «наречие сие есть индикатор мотивации человека пустить всё на самотёк в извечной надежде, что «пронесёт» и, по воле слепого случая либо благодаря-вмешательству неведомых сверхъестественных сил, любой косяк будет исправлен, а всякая беда обойдёт за сто вёрст» . Данную формулировку
подтверждают известные пословицы: «Авось кривая вывезет», «Авось,небось, да как-нибудь – родные братья».


Рецензии