По конкурсу - Пробуждение
http://stihi.ru/2024/05/03/5208 - Итоговый протокол
В презентации «Пробуждение» приняло участие 50 произведений. Презентация - это экспериментальный проект организации учебной работы в Творческой Мастерской - замена проведению обычных конкурсов, она же - упрощенная форма творческого соревнования и совместного прочтения стихов, объединенных общей темой.
Откуда и почему возникла у меня эта идея? Причин сразу несколько.
1) Хочется меньше времени тратить на подсчеты баллов, распределение которых между произведениями, на мой взгляд, почти всегда достаточно субъективно, а порой и случайно.
2) Конкурсы, которые проходят в ТМА, очень сильно отличаются друг от друга и по степени трудности конкурсного задания, и по числу участников, принимавших в нем участие, и по качеству поданных произведений. А награждаются всегда 5 человек, независимо от того, насколько хороши оказались стихи первой пятерки по сравнению с другими. Иногда очень хочется сразу нескольким стихам дать звание лауреата ТМА, а иногда - никому не хочется, от силы - отметить призовыми баллами. Может быть есть смысл решать вопрос о количестве и качестве наградных мест уже при подведении итогов и каждый раз заново - применительно к конкретным произведениям?
3) Многие авторы не любят писать в заявке свои электронные адреса, опасаясь хулиганствующих спамеров. Может быть есть смысл Председателю запрашивать адрес только у новых для ТМА авторов, а постоянным участникам ограничиваться двумя строками в заявке (название, ссылка)? Давайте попробуем...
4) А можно и еще дальше пойти. Есть много читателей ТМА, которые не любят конкурсов или просто не решаются в них участвовать, опасаясь своей неудачи - обидной расстановке мест в итоговой таблице. Тогда эта новая форма самообучения может стать приятным и полезным занятием, позволяющим в доброжелательной, дружеской обстановке показать другим людям свои стихи и почитать чужие, поразмышлять на конкретных примерах стихов о достоинствах и недостатках разного подхода к раскрытию предложенной темы. Волноваться о своем очень конкретном месте в этой самой итоговой таблице теперь больше не придется, но возможность узнать качество своего творения останется.
5) Наконец, я упрощу работу наших судей, сделав для них алгоритм голосования - отбора качественных стихов - максимально удобным и сэкономлю их личное время. От судей теперь потребуется только внимательное и вдумчивое чтение текста и отбор в свой шорт лист только тех стихов, которые технически грамотны, написаны правильным русским языком и интересно - талантливо! - раскрывают тему конкурса. Никаких оценок им теперь ставить не потребуется.
Надеюсь, что все плюсы и минусы моего нововведения скоро выявятся на практике, а главное - я узнаю ваши мнения по этому вопросу. А пока презентация «Пробуждение» - это экспериментальный проект - замена проведению обычных конкурсов, она же - упрощенная форма творческого соревнования и совместного прочтения стихов, объединенных общей темой. Ничего не имею против того, чтобы сохранить в дальнейшем более привычное нам слово конкурс, просто способ его проведения изменится. Или вернется на круги своя. Время покажет.
Теперь про тему «Пробуждение».
Творческое задание у нас формулировалось так:
«Слово пробуждение у каждого из нас может вызвать самые разные ассоциации. Кто-то воспримет его буквально - вспомнит эпизод со своим пробуждением от сна в какое-то памятное ему утро, кто-то - иносказательно. Например, подумает о том, как после зимнего сна пробуждается природа, начинается новый круг жизни. Кто-то вспомнит о пробуждении чувств, зарождении любви. Кто-то подумает о пробуждении своего сознания или сознания общества, о назревании в нем перемен, смене привычных устоев. Кто-то начнет размышлять о смыслах этого процесса - его причинах, значимости, последствиях. Обо всем этом у многих из нас есть стихи, причем, написанные в самых разных жанрах - рассказы в стихах, пейзажная лирика, любовная лирика, гражданская или философская поэзия. Все эти стихи объединяет только одно слово - ПРОБУЖДЕНИЕ. Присылайте ссылки на эти стихи (один автор - одно стихотворение), и мы все вместе рассмотрим всю палитру способов раскрытия заданной темы, оценим качество написания поэзии и глубину содержания стихов».
Предлагаю сразу же начать чтение того, что отобрали наши судьи, посчитав эти произведения самыми достойными. Всего ими были отобраны 33 стихотворения, остальные остались без внимания - не понравились. Ничего трагического для их авторов я в этом не вижу: даже читая чужие стихи, можно очень быстро научиться видеть свои недочеты и устранять их. Это нормальный и естественный путь самообучения для каждого человека.
******************************************
1. ПОЕЗДНОЕ. ЛЕННА ЖУК
В душной комнате без дверей,
разбухали людские дрожжи,
мчался поезд – скорей, скорей!
пересохшей степною кожей,
шпально - рельсный играя рок
под гитарные перестуки.
Пассажиры давились впрок
пирожками с яйцом и луком.
- Угощайтесь!
- Ага, мерси….
Запятые дорожных stories* * историй (англ)
ординатами на оси
пересёкшихся траекторий
ускоряли процесс родства
неслучайных случайных судеб
меж-плацкартного естества.
Мчался поезд. Жевали люди.
Будоражил протяжный гул
полудрёму степных вокзалов.
Просыпаясь, зевал аул,
мял подушки и одеяла,
принимая вагонный люд,
пусть в недолгие, но объятья
перекуров, столовских блюд,
туалетов…. В цветастых платьях
тётки - местные торгаши,
юрко путаясь под ногами,
семафорили: «беляши-и-и-и!...»
и саманные оригами
уплывали под стук колёс,
различимые еле-еле.
Вслед ругался вокзальный пёс,
мол, разъездились, разгуделись….
Монотонный резной ковёр -
сплошь коктеу** да полустанки **весеннее пастбище (казах.)
из орнамента. Кромка гор,
филигранной, ручной чеканки,
подпирала раздутый тюк
с облаками – небесной ватой.
Поезд с севера и на юг
всё спешил и спешил куда-то….
Утро в поезде, который «все спешил и спешил куда-то» с севера на юг к новым впечатлениям, ускоряя «процесс родства неслучайных случайных судеб межплацкартного естества». Удивительные стихи, которые можно не просто прочитывать, а буквально рассматривать, как живую картину. До чего же легко и ярко описана эта картина, на которой «зевал аул, мял подушки и одеяла, принимая вагонный люд, пусть в недолгие, но объятья перекуров, столовских блюд, туалетов…». Отличная работа! Ни на какие другие не похожая!
2. БОСОЕ УТРО. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ
Когда до света остаётся шаг
И кофе пахнет сигаретным дымом,"(С)
Босой иду к туману натощак,
Чтоб глянуть на гусей, что ходят мимо.
Мой край родной, нехитрый и глухой.
Село, в котором я бываю часто,
Заполнились надсадной гоготой -
То гуси дефилирует петлясто!
Я в думах о природной простоте,
О сути предрассветной деревенской,
Где из души уходит при коте,
Дух города и правильности женской!
А кот мой друг и тоже городской -
Внимательно в туман глазёнки щурит,
А в лаунже на птиц глядел с тоской,
Ночами валерьянку пил до дури!
Толкусь в грязи, что между пальцев ног,
Чуть хлюпая достала до лодыжек -
Долой дремоту - я не одинок,
Раз гуси приближаются всё ближе!
Виски руками стылыми чешу.
Ознобный воздух влез под телогрейку,
Да Бог бы с ним, всю ночь стихи пишу,
Как гуси в строй обходят деревеньку.
Уже светлей и луг блестит росой,
Родившейся едва из влажной сини,
Босые гуси, кот, и я босой,
Здесь нет на шпильках сахарной богини.
Спят мальвы, рядом дремлют васильки,
Лишь мы с котом лихих гусей встречаем -
Туманный путь обычный, до реки,
Пора запить восторг рассветным чаем!
А здесь меня приятно поразил и сюжет «..босой иду к туману натощак», и сочный, ни на кого ни похожий язык стихов, который я очень часто ругаю в своих обзорах, но в этот раз мне очень понравилась его выразительность: «...босые гуси, кот, и я босой, здесь нет на шпильках сахарной богини. Спят мальвы, рядом дремлют васильки, лишь мы с котом лихих гусей встречаем...» Часто ли вы находите подобные описания на нашем сайте? Или вот это: «Я в думах о природной простоте, о сути предрассветной деревенской, где из души уходит при коте, дух города и правильности женской». Стихи запоминаются, а это всегда большое достоинство авторской поэзии.
4. ВСЕ СПИШЬ… ЯНА БАТИЩЕВА
Все спишь, ленивица-весна?
В краю лесном
И колыбель уже тесна,
и зыбок сон.
01 01 00 01
01 01
00010101
0101
Вставать от сладостного сна
пора пришла:
Взгляни - НЕБЕС ГОЛУБИЗНА
УЖЕ ТЕПЛА,
Услышь - серебряная трель
несется ввысь!
Вся смята снежная постель...
Проснись, проснись!
Тема пробуждения решена ожидаемо - как описание весеннего пробуждения природы: «Все спишь, ленивица-весна? В краю лесном...». Стихи подкупают и своей лаконичностью (хорошие короткие стихи труднее писать, чем объемные!), и формой строфы - разностопный ямб (4-2-4-2). И поэтические образы в тексте есть, причем, в меру и к месту («смята снежная постель», «серебряная трель»). Только вот фраза «небес голубизна уже тепла» заставила меня напрячься: если речь идет о цвете (голубизна), не способном иметь температуры, поскольку он не тело, то не стоит приписывать голубизне свойство тепла...
5. ПРОБУЖДЕНИЕ. НИКА ГИР
Сон отпускает душу в новое утро будней,
тая слезинкой тёплой, лёгким дымком мечты.
Преданный друг-будильник ВРАЗ до конца разбудит,
путая явь и сказку, – снился сегодня ты.
Нежность… Какая нежность слов и хмельного взгляда,
сонная безмятежность полураскрытых губ.
Мне бы хоть день, хоть вечность – только с тобою рядом,
там, где рассветы брезжут, солнца катая круг.
Там, где твоя улыбка, сбивчивое дыханье,
тёплых ладоней ласка, губ опьянивший вкус,
где в полумраке тени дали обет молчанья,
не нарушая тайну взрывоопасных чувств.
100 10 10 / 100 00 10
100 10 10 /100 10 1
Но не напиться вдоволь этой пьянящей влаги,
реки моих фантазий жизнь повернула вспять.
Ты остаёшься эхом, строчками на бумаге...
Утро, не будь жестоким, не запрещай мечтать.
Красивая любовная лирика про утро двух любящих. Красивая мелодия логаэда из двух полустрок (1-дактиль, 2-хорей). Есть интересные образы: «тая слезинкой тёплой, лёгким дымком мечты», «где в полумраке тени дали обет молчанья, не нарушая тайну взрывоопасных чувств». Немного портит впечатление слово «враз» - упрощенной стилистики, плохо сочетающееся со стилем речи остального текста.
6. МНЕ СОВСЕМ НЕ ДО СНА... ИУЛИЯ ГОЛОВИНА
Мне совсем не до сна. Я хочу быть с тобою навеки.
Просто ТЫ напиши первым лучиком света во тьме,
Что меня ТЫ полюбишь. Любовью своею согрей ТЫ.
И пусть в каждой строке оживает любовь на земле.
Расцветает сирень, что приносит весеннее чудо.
Подари мне мечты, просто ТЫ со мной рядом побудь.
ТЫ любить начинай, оживает ведь солнце повсюду,
И весной задыши, отгони всю усталую грусть.
001 001 001 001 001
Поживи ТЫ любя, и наступит то раннее утро.
Посмотрев мне в глаза, ТЫ увидишь прекрасный восход.
Мне совсем не до сна. Помечтаю с тобою я мудро.
Заискрилось вдруг солнце, озарит всё с рассветом оно. ритм!
001 001 0 001 001 001
Раскрывается мир, наполняется дом мой с рассветом.
ТЫ подставь мне плечо, соловей за окном запоёт.
Мы прогоним всю тьму. Для меня ТЫ вдруг станешь поэтом.
Бесконечно люблю, и мы будем идти лишь вперёд.
Прогони серость дней. ТЫ – навеки моё вдохновенье.
Нет любви той чудесней, в которой нашёлся ответ.
Повторю тебе вновь, мне с тобою дороже мгновенье,
Чем порознь вся жизнь, даже если наступит рассвет.
Наступила весна и мечтам суждено нашим сбыться.
Время солнечных дней, озарится с рассветом земля.
Птицы будут нам петь. Невозможно в весну не влюбиться,
В проливные дожди и в красивую песнь соловья.
Любовная лирика. Стихи больше о своей влюбленности, чем о состоянии пробуждения, которое иногда происходит в душе при настоящем чувстве. На мой взгляд, эти стихи велики по объему, но не открывают читателю ничего нового, что уже говорилось поэтами много раз. И еще портит впечатление изобилие слова «ты», заполняющего строки в местах, где их требуется чем-то заполнить только для поддержания мелодии - восемь раз повторяется это обращение по тексту! В третьей строфе есть сбивка ритма - лишний слог.
7. СОН. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
Палящий полдень. Вязкая жара.
Тупое ожиданье приговора
Сплотило крепче всякого раствора
Людей, валивших к площади с утра.
Они казнили своего Творца,
Идущего на смерть за их спасенье.
В толпе мелькнули на одно мгновенье
Черты как будто моего лица.
Да это я!.. О Боже! Сохрани!
В беснующемся скопище людском
От ярости писклявым голоском
Ору, как все: "Распни Его! Распни!"
Холодный пот, мурашки по спине, -
Ужасный сон приснился почему-то.
Господь, благодарю, что те минуты
В реальности прожить не нужно мне,
Что взгляд мой не вонзался остриём
В Его большую, любящую душу,
Когда толпы решение Он слушал,
палимый жарким солнцем, как огнём.
От сновиденьем вызванной тоски,
Ко мне на миг пришло успокоенье,
Но вдруг души внезапное волненье
Спокойствие разбило на куски.
Пусть не была среди убийц в те дни,
Но разве я хоть чем-то лучше их?
Рука соблазнов и грехов моих
Стучится в мозг: "Распни Его! Распни!"
Не о Себе - о людях, обо мне -
Он вновь скорбит неистово, смертельно.
Его любовь, безмерна, беспредельна,
Но у людей, как прежде, не в цене.
Сегодня наяву, а не во сне,
Тревожно мне, и горестно, и странно:
Его незаживающие раны
Сочатся кровью по моей вине.
На мой взгляд, это одно из лучших по содержанию стихотворений. В его основе евангельский сюжет о требовании людской толпы распять Иисуса, который рассказан автором как рассказ о своем сне. «Тупое ожиданье приговора сплотило крепче всякого раствора людей, валивших к площади с утра. Они казнили своего Творца, идущего на смерть за их спасенье...» Глубочайшая философская тема, предлагающая задуматься о противоречивой природе человека. Но самое главное в этих стихах не пересказ истории, а осознание - оно же пробуждение сознания персонажа стихов: «Пусть не была среди убийц в те дни, но разве я хоть чем-то лучше их? Рука соблазнов и грехов моих стучится в мозг: "Распни Его! Распни!"». Так редко встретишь столь глубокие и содержательные стихи с отлично продуманной композицией! Нравится, как они связаны с сегодняшним временем: «Его любовь, безмерна, беспредельна, но у людей, как прежде, не в цене». И еще запоминается фраза, иллюстрирующая работу совести в человеке: «В толпе мелькнули на одно мгновенье черты как будто моего лица. Да это я!.. О Боже! Сохрани!». Есть там правда некоторая сбивка в рисунке рифменных окончаний в структуре строф, что в лирическом описании было бы недочетом, но здесь стихи прочитываются как эпистола - как страстный монолог персонажа о своей душе («вдруг души внезапное волненье
спокойствие разбило на куски»), поэтому здесь эта неодинаковость строф скорее помогает изложению, чем мешает.
8. ВСАДНИК. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2
Хотя бы какую-то тень позитива
Узреть размечтался в полуденном сне,
И вдруг заметалось сердечко ретиво –
Увидел себя на крылатом коне.
Куда воспарит мой Пегас златокрылый,
Куда его сонный кураж занесёт,
В какие чертоги, в какие горнила,
С каких предстоит приземляться высот?
Виденья обманчивы и прихотливы:
Сквозь крики толпы и житейские рвы
Лечу, уцепившись за конскую гриву,
«майнридовским» всадником без головы.
Еще один интересный способ раскрытия «пробуждения» - иронический. Стихи- самоирония, о себе как о персонаже, оседлавшем Пегаса. «Куда воспарит мой Пегас златокрылый, куда его сонный кураж занесёт, в какие чертоги, в какие горнила, с каких предстоит приземляться высот?». С хорошим чувством юмора здесь описан этот полет «сквозь крики толпы и житейские рвы», где все «виденья обманчивы и прихотливы». Хорошая работа!
9. СПАСЕНИЕ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Тень моя ходила по квартире,
Приносила в дом большие сумки,
Я существовала, но из мира
Выпала, живя с тобой в разлуке.
Я не замечала яркость неба,
Шепот листьев в позолоте с охрой,
Будто бы от слез совсем ослепла
И от безутешности оглохла.
Но спасла меня от этой муки
Детская смешная тень – малявка:
Ласково обвили шею руки,
Острого плеча коснулись мягко.
Я прозрела, что - не замечала:
Неба синь, листву в хрустальных лужах,
И готовясь к новому началу,
Выдохнула боль свою наружу.
Мудрая лирическая зарисовка или рассказ в стихах от первого лица о женской судьбе, в которой «Тень моя ходила по квартире, приносила в дом большие сумки. Я существовала, но из мира выпала...», «Будто бы от слез совсем ослепла и от безутешности оглохла». Но случилось пробуждение - «детская смешная тень – малявка... ласково обвили шею руки». В жизни персонажа появился смысл, она прозрела, что «не замечала неба синь, листву в хрустальных лужах» и «выдохнула боль свою наружу». Очень нравится язык стихов - умелое и точное обращение к метафорам, причем, только там, где это помогает раскрытию содержания, делает рассказ выразительным.
10. ПОДСНЕЖНИК. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА
Смоют безмятежный сон капели,
Жаворонком я взлечу в зенит –
Твой подснежник, первый и несмелый,
Нежностью насквозь меня пронзит.
В этот день, тревожный и счастливый,
В радостно нахлынувшей весне,
Тайная божественная сила
Вспыхнет вдруг подснежником во мне...
Ах, какое счастье, что на свете
Можно жить, любить, вдыхать цветы,
Сердцем обмирать и ждать лишь эти –
Главные слова, что скажешь ты…
Лаконичная, красивая лирическая зарисовка. Нравится фразы: «Тайная божественная сила вспыхнет вдруг подснежником во мне...» и «Смоют безмятежный сон капели,
жаворонком я взлечу в зенит». Стихи о пробуждении не столько природы, сколько чувства - способности и желания влюбиться. Возможно, я бы только от междометия «ах» избавилась бы. Не преступление, но оно немного общий стиль речи, упрощает его, тем более, что замену найти несложно.
12. ПРОСЫПАЕТСЯ ДЕНЬ. НИНА ЦУРИКОВА
ЯСНОГЛАЗОЕ утро поёт и ликует
ПЕСНОПЕНЬЕМ проснувшихся радостных птиц
И в восторге десятки хмельных поцелуев
Шлёт лучами лугам из-под светлых ресниц.
А туман над рекой испарился мгновенно,
Лишь слезинки-росинки оставив траве.
Облака, оттолкнувшись толпой белопенной
От востока, поплыли в густой синеве.
Вся природа в цветах и нарядах "от лета",
Лёгкий ветер несёт ароматы лугов.
Просыпается день. И не надо ответа,
Почему безвозмездно он дарит любовь.
Пейзажная лирика, описывающая утро на природе. Есть удачный образ: «облака, оттолкнувшись толпой белопенной от востока, поплыли в густой синеве...». А вот употребление слова «песнопение» (означающее торжественные песни и стихи религиозного характера) вместо «песни» или «пение птиц» мне совсем не понравилось. Присваивание эпитета «ясноглазоое», которое к тому же еще и «шлёт лучами» не солнцу, что было бы вполне естественно, а утру, мне кажется авторской непродуманностью.
13. УТРО. ФИДЕЛЬ САГИТОВ
Просыпайся скорей, Файзулло,
Посмотри, уже солнце взошло,
Ветерок разогнал облака,
Пробуждается жизнь городка.
Подымайся скорее, малыш,
Что-то долго сегодня ты спишь,
Слышишь, звон колокольцев-горгал,
Это стадо пастух наш погнал.
Впереди замечательный день,
Значит, надо прогнать свою лень,
Ведь недаром Пророк нам сказал
Как порочен и жалок касал*.
Слышишь, мама готовит еду,
Старый Лечи хлопочет в саду,
Вместе с ним оба брата моих,
Нет лентяев, поверь, среди них.
Воздаются сторицей труды,
Позже мы их увидим плоды,
Тот, кто трудится летней порой,
Будет сыт и доволен зимой.
Файзулло, поскорее вставай,
День пришёл собирать урожай,
Ведь сегодня с тобою вдвоем
Мы на поле за речкой пойдём.
Собирайся скорей в дальний путь,
Хлеб в тускар положить не забудь
И водою наполни кувшин,
Ахька мало, ай хало**, мой сын!
____________
* безделье
** летом лень, зимой беда (чеч.)
Красивые лирические стихи, призывающие пробудиться для нового дня и прославляющие человеческий труд: «Воздаются сторицей труды, позже мы их увидим плоды. Тот, кто трудится летней порой, будет сыт и доволен зимой». Здесь чувствуется национальный колорит - вставки слов из другого, не русского языка в стихотворение, написанное на русском. Возможно, я не права, но почему-то не люблю этот прием - вставку в текст любых иноязычных слов, требующих сносок с переводом. Стихи нужно писать на одном языке, выбрав тот язык, которым ты владеешь в совершенстве.
14. ПОСЛЕ ЗИМЫ. ОКУЛОВА НИНА
Занавешены ставнями окна,
Из трубы белый дым не бежит.
На краю у села одиноко,
В доме стареньком некому жить...
Приоткрою осевшие двери
В инкубатор холодной тоски.
Оживут, в пробужденье поверив,
На оконном стекле паучки...
В чреве печки торжественно, чинно
Из поленьев слагается клеть,
Подсвечу в сердцевине лучину -
Дождалась и готова гореть...
Дух жилой по-хозяйски хлопочет,
Дом теплу по-весеннему рад:
В нём сгорают беда одиночеств
И отчаянье прежних утрат...
Фотографий ожившие лица,
Время будто бы вспять потекло...
Дом скрипит вековой половицей,
И на сердце спокойно, светло...
Удивительные стихи. Читая их, удивлялась, насколько мастерски, прекрасным русским языком они написаны, какие точные и везде - небанальные рифмы, чистое звучание трехстопного анапеста. Содержание скорее описательного типа, лирический пейзаж сельского дома, который долгое время пустовал, а теперь: «Дух жилой по-хозяйски хлопочет, дом теплу по-весеннему рад: в нём сгорают беда одиночеств и отчаянье прежних утрат...». Но какие же везде точные и выразительные наблюдения: «Приоткрою осевшие двери в инкубатор холодной тоски. Оживут, в пробужденье поверив, на оконном стекле паучки». Одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений.
15. ПОСЛЕ СНЕГА. ВЛАДЕНКОВА ЕЛЕНА
Памяти родителей
Снег знает всё, всё видит и запомнит,
К лицу разгорячённому прильнув,
Он заметёт кресты, могильный холмик,
Слова, обиды, вечную вину.
Дождь растворит беспомощные слёзы -
Всему свой срок, прочитан эпилог.
Хлестнут с небес тугие струи-розги -
Не плачь, не кайся, было и прошло.
А снег - другой, он строже и мудрее,
Он ляжет тЯжестью гранИтных плит,
Чуть припорОшит боль и даст нам время
Переболеть, подумать, отмолить.
Весной ручьём звенящим пронесётся...
И вот тогда, прозрачны, но крепки,
Проклюнутся, протянут руки к солнцу
Раскаянья и совести ростки...
Еще одно прекрасное стихотворение, написанное автором в память о родителях на такой пронзительно звучащей струне , что трогают каждого читателя. «Всему свой срок, прочитан эпилог. Хлестнут с небес тугие струи-розги - не плачь, не кайся, было и прошло». Стихи не столько печальные, сколько светлые, они дарят надежду - пробуждение. «Снег... припорОшит боль и даст нам время переболеть, подумать, отмолить», «проклюнутся, протянут руки к солнцу раскаянья и совести ростки...». Удачная работа. Я бы только над строкой «Он ляжет тЯжестью гранИтных плит» еще бы поработала, там между двумя фонетическими ударениями сразу три подряд безударных слога, попадающих в зону Икта, отчего строка трудно читается - подводит трехсложное слово «тяжестью», его бы заменить на более короткие слова...
16. УТРО В ГОРОДЕ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА
Аврора дарит новый день.
Иллюминация погасла.
Легко, как нож пронзает масло,
Лучи пронзают ночи тень...
Всё ярче неба лазурит
В ветвях породистого клена,
Тюльпаны подняли знамена.
Сияют мрамор и гранит.
Проснувшись, юркий воробей
Смакует влагу из фонтана,
С утра воркует неустанно
Община местных голубей.
Снуют машины, как жуки -
Пора вершить дела земные.
Заполоняют мостовые,
Стуча, подошвы, каблуки...
В потоке том смешенье мод,
Профессий, рас и поколений.
Со списком важных поручений
Вольюсь и я в круговорот,
Вдыхая улиц холодок...
Поливом утренним опрыскан,
Ты в пробужденьи столь изыскан,
Неутомимый городок.
Хорошая городская лирика. Мне понравилась здесь работа с образами, тропами, их в меру и они везде к месту - помогают увидеть реальную и хорошо представимую картинку утреннего городского пейзажа: «Тюльпаны подняли знамена», «Проснувшись, юркий воробей смакует влагу из фонтана», «с утра воркует неустанно община местных голубей», «снуют машины, как жуки», «заполоняют мостовые, стуча, подошвы, каблуки...». Нет в этих тропах никакого излишества, надуманности, они не противоречат друг другу, не шокируют необычностью - в этом и заключается признак мастерства. Но у наших стихирян часто встречаются и другие примеры работы с образами, как, например здесь:
18. В КРАТЕРЕ ВОСТОРГА. ИГОРЬ ДИКМАРОВ
Рассвет размёл июльские потёмки,
Придало время шарм и колорит.
Луна, в другом краю на удалёнке,
Где плат небес светилами набит.
Дома застыли словно истуканы.
Незримый ветер удочки свернул.
Наверно туч дождливых караваны
Отпущены синоптиком в отгул.
Не режет слух сумятица пернатых,
Отсутствует крылатость мошкары.
Двуногие в пенатах сном объяты
И скуксились дворы без детворы.
Крикливо зеленеют барбарисы.
Начёс лозы бросается в глаза.
У липы на ресницах белобрысых,
Пока ещё не высохла роса.
Берёт своё разборчивость и внятность,
Подробность возвращается в бутон.
На сердце закадычная приятность
И праздность очевидная вдогон.
Лицо, как будто выдраила радость,
Повсюду до прозрачности светло.
Ночных нагромождений не осталось
И солнце абрикосом расцвело.
Пронырливо оно и дальнозорко,
Позирует в тиаре из лучей.
Я пребываю в кратере восторга,
Как фитилёк в пылающей свече.
В отличие от автора этих стихов, его творение не перенесло меня «в кратер восторга, как фитилёк в пылающей свече». Стихи поразили тем, что в каждой из 28 их строк присутствует какой-нибудь троп: метафора, сравнение или неожиданный эпитет, но в этом смешанном хоре самых разных сравнений всего со всем, я, дочитав стихи до конца, так и не поняла, что же именно так зацепило автора, о чем его стихи, а главное, мне было трудно представить тот пейзаж, который он описывал словами. Чего в этих удивительных стихах только нет: и время, придавшее всему « шарм и колорит», и солнце, которое «расцвело абрикосом», и «подробность», что «возвращается в бутон», и «белобрысые ресницы липы», и «отсутствие крылатости мошкары», и незримый ветер, который почему-то «свернул удочки», и «дождливые караваны туч» что прекрасно соседствуют в стихах с солнцем , что «пронырливо и дальнозорко позирует в тиаре из лучей». Словом, в этих стихах есть всё и на любой вкус, кроме запоминающегося и глубокого содержания. Может их по специальному игровому заданию писали, типа «Вставь троп в каждую строчку»? А может, это я чего-то тут «не догоняю»?
19. ПРОБУЖДЕНИЕ. ДМИТРИЙ КУВАЕВ
Естественность весенней наготы.
Природы первозданной пробуждение.
Вдыхай озон, наполнив вдохновением
недолгий миг непрочной красоты.
Восходит солнце, нежно обогрев
степных ковров безоблачные дали.
Сегодня завершит уже едва ли
ночной певец волшебный свой напев. ????
Не торопи полуденных часов.
Под пологом гранитной анфилады
почувствуй свежесть утренней прохлады,
освобожденье от зимы оков.
Не знаю, чем понравились эти стихи одному из судей, у меня и здесь много вопросов как к работе с тропами, так и к логике изложения. Ощущение, что в этих стихах первичен поиск подходящих для укладки в строку слов и сравнений, а вовсе не то, что автор видит и хочет описать словами. Фраза «вдыхай озон» - предполагает время после грозы, а грозы крайне редки в дни «весенней наготы», но главное в стихах нет нигде более ни намека на отгремевшую только что грозу... Трудно доходит до меня и смысл предложения «наполнив вдохновением недолгий миг непрочной красоты»: мне кажется, красота стимулирует приход вдохновения, а не вдохновение рождает красоту природы. Никак не могла представить себе и место, которое описывает автор: если там есть «безоблачные дали степных ковров» (кстати, почему безоблачные, если они степные, а не небесные?), то как тогда туда попал «полог гранитной анфилады»? Что за странный пейзаж? И почему «Сегодня завершит уже едва ли ночной певец волшебный свой напев»? Что такое страшное должно с этим певцом случиться в этом загадочном месте, которое я никак не могу себе представить? Словом, и здесь я не поняла авторской идеи раскрытия темы пробуждения...
21. ПОДСНЕЖНИК. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ
Этот вешний букет для любимой – каприз от природы:
Запах ранней весны и морозная свежесть белья….
Ощущая тепло, на проталинках нежные ВСХОДЫ
Горделиво встают, пробудившись от снов-забытья.
Из-под снега к лучам (как прекрасен момент созерцанья!),
Колокольчиков лик - торжество и победа весны,
Вдруг склоняют к земле нежно-белые капли-созданья,
Для прощанья с зимой добавляя в пейзаж новизны.
Я подснежник люблю, обожаю, особенно белый,
И подолгу порой, просто так, любоваться готов.
Хоть кому докажу, что природа вложила умело
Сантименты души в красоту этих первых цветов.
Лирический гимн восхищения любимыми цветами - белыми подснежниками, как символом весеннего пробуждения природы. И хотя стихи меня никакой новой мыслью не удивили, но получились нежными и светлыми. Вот только слово «всходы» больше подходит для тех растений, которые человек сам посеял, а для диких подснежников лучше бы подобрать другое слово - ростки, например.
23. РАДУГОЙ ВСПЫХНУЛ... СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ МАРУШКО
Вечер не радует нас перспективами,
В нашей любви наступает разлад,
Мысли оленями мчатся ретивыми,
Только скупые слова – невпопад.
Не удивляет акация белая
Пышными гроздьями; и аромат
Не восхищает и, чтобы не делал я,
Чувствую, что без вины виноват...
Ночь напролёт – променад за околицей.
Лунная магия сникла на нет.
Ты прошептала, что усики колются...
Час расставания. Брезжит рассвет.
Лучики солнца скользнули по и;рисам*,
Радугой вспыхнул проснувшийся луг.
Ты предложила: «А может, помиримся?»
Я согласился: «Конечно, мой друг!»
По технике здесь особо придраться не к чему, но и не запоминаются стихи новизной подачи - обычная зарисовка стихов жанра «любовная лирика», которых кто только не писал за свою жизнь! Период охлаждения и радость от примирения... Только в этом здесь «пробуждение»? Я не увидела в этих стихах интересного авторского раскрытия темы, к сожалению.
24. ПРОБУЖДЕНИЕ НОВОГО ДНЯ. ЮЛИЯ ПОЛЯКОВА-НОВИКОВА
Как тишина английской акварели,
Над тонкостью тумана не дыша,
01 00 01 00 01
Рассвет забрезжил, будто еле-еле,
Лучи по веткам сосен распуша. распушил
Алмазной крошкой иней разукрасил
Минувшей осени опавшую листву. лишние слоги
01 01 00 01 00 01
Палитрой итальянских сочных масел
Вступает утро в новую игру.
И эхо, воскрешая отголоски,
Прошедших дней весёлый хоровод,
В звенящем воздухе царапает наброски, 2 лишн слога
01 01 00 01 01 01
Черты тревог и будущих забот.
Еще один пейзаж, описывающий пробуждение - рассвет дня. И было бы неплохо, если не ошибка техники (не должны судьи отбирать стихи с ошибками базовой техники!!!) - в двух строчках сбит ритм 5-стопного ямба, который там вдруг становится 6-и стопным. Параллельная рифма из деепричастий «дыша-распуша» - тоже не самая удачная, к тому же и строй предложения «Рассвет забрезжил, будто еле-еле, лучи по веткам сосен распуша» некорректное, по смыслу - распушил. Вся последняя строфа с первого взгляда кажется красивой и изящной, но, если вдуматься в построение предложения и в авторскую пунктуацию, то сразу же возникает много вопросов к ясности смысла фразы: «И эхо, воскрешая отголоски (чего отголоски?), прошедших дней весёлый хоровод, в звенящем воздухе царапает наброски (чего наброски?), черты тревог и будущих забот.
26. МИР, В КОТОРОМ ТЕЧЁТ МУЗЫКА. МАРИНА ЛАНГОВАЯ
Был серым мир, пока орган молчал.
И лица были серыми и тени.
Бежали стрелки. Каждый чуда ждал.
И тихо плакал серый дождь весенний.
В каморке мягко плыли по стене
От свечки тёплые живые блики.
Казалось, что старик окаменел,
С любовью глядя на святые лики.
На башне рАтуши часЫ пробили шесть,
Молящийся с трудом с колен поднялся.
"Сегодня снова страждущих не счесть,
А я уж было на покой собрался."
Старик на тёмную скамью присел:
"Сейчас начнём, согрею только руки..."
Он тронул клавиши - орган запел,
И пробудили храм густые звуки.
Взлетал под своды благостный мотив -
Светлели лица, расправлялись плечи,
И, словно в сговор с музыкой вступив,
В последнем танце трепетали свечи.
Старик не пальцами - душой играл,
И в светлое Христово Воскресенье
Стекала музыка в Святой Грааль,
Чтоб каждый смог испить благословенье...
В сюжете этого стихотворения пробуждение начинается от прикосновения пальцев рук к клавишам органа: «Старик не пальцами - душой играл», «Взлетал под своды благостный мотив - светлели лица, расправлялись плечи». Симпатичен небанальный сюжет, выбранный для раскрытия темы, но стихи читаются трудно - строфы различаются по рисунку ударных и безударных слогов, безударные стопы стоят на разных местах, располагаясь хаотично - отсюда рваная мелодия, которая для данного содержания ничего полезного не привносит, а скорее портит впечатление.
27. НАДЕЖДЫ. ВЛАДИМИР ЕВАНГУЛОВ
Тончится воздух облачной листвой –
Витой строкой весенне-тонковласой,
Легко стучит копытами Пегас мой
По солнечной небесной мостовой.
И сдержанно-восторженной гурьбой
За ним несётся щебет радоносный,
В котором нет зимы, а только – осень,
Разлукой обнажившая любовь.
Навстречу солнцу – лепестки шафрана,
Акации сарматского кургана,
И стебли серебристых ковылей.
Разлейся, степь, целебным светом вешним,
И чистым пробуждением утешным
Земную грусть в сердцах преодолей!
Стихи в 14 строк в рифмовке сонета. Но это не сонет, а пейзажная лирика, так как в сонете главное - законченная мысль: теза, антитеза, развязка (вывод). Здесь всего этого нет, предложения растянуты по нескольким строкам. Если рассматривать текст как пейзаж, то к языку тоже есть сомнения. Не уверена, что есть смысл изобретать неологизм «радоносный» - никакого особого открытия русской речи в нем нет, лучше бы более интересный эпитет найти в замену. Так же как и с неологизмом «тончится». Строка «Витой строкой весенне-тонковласой» мне тоже не понравилась. Почему вдруг витой? А соединять в одно составное слово два разнокачественных определения «весенний» и «тонковласой» (а это как? и зачем еще один неологизм?») - это ошибочное решение: когда кто-то начинает избыточно конструировать новые слова, то читатель понимает, что автору просто не хватает богатого словарного запаса для выражения своих мыслей.
29. РАЗГОВОР С СОБОЙ. ТАТЬЯНА ОВЧИННИКОВА НЕВЬЯНСК
Как будто скрипка зазвучала
В душе моей:
Начни с нуля, начни сначала
И поскорей!
Но это чувство - лишь мгновенье,
И нет его.
Душа рванулась к обновленью,
Да что с того?
Полжизни прожито, а значит,
Что изменять?..
Но думать так, а не иначе -
Всё потерять...
Истошно скрипка застонала,
Аж на разрыв!
Начну опять, пусть не сначала,
Во весь порыв!
Тема пробуждения раскрыта как осознание персонажем необходимости начать жизнь сначала, по-новому. «Душа рванулась к обновленью». И не важно, что прожито полжизни, сомневаться в необходимости перемен , по мнению автора, значит «все потерять». В начале и в концовке рефрен одного и того же образа скрипки: В начале «Как будто скрипка зазвучала в душе моей», а в концовке «Истошно скрипка застонала, аж на разрыв!». Это интересное решение, хотя связка слов «истошно» и «стонать» меня немного напрягла, обычно истошно кричат или вопят, но не стонут. Над языком стихов я бы еще поработала, а идея сюжета интересна.
30. ЭХО РАЯ. ЕЛЕНА БОБКОВА-КАБЛУКОВА
Пробудились и чувства и мысли...
Яркий мир на весенней канве,
Где над пажитью солнце зависло
Жёлтым блюдцем в густой синеве,
Горизонты лоскутного свода
Сизой дымкой туманов и снов
Новой жизни приветствуют всходы
На шелках изумрудных ковров.
Под сурдинку весёлой капели,
Смывшей зимний наскучивший грим,
Ветерок заиграл на свирели
ОСВЕЖАЮЩИЙ утренний ГИМН.
Облаков серебристая кромка
Расплескала рассеянный свет,
Что стекает лучисто и робко,
На холсте оставляя свой след.
Запестрели равнины и склоны,
И луга, и проснувшийся сад,
Где отныне царят анемоны,
Ярким пурпуром радуя взгляд.
Возлюбив благодатное лоно
И вдохнув лепестков аромат,
Прогулялся по нежным бутонам
Свежей кистью волшебный закат,
До рассвета миры запирая
На сияющий звёздный засов,
Чудным эхом забытого Рая
Множа россыпь весенних цветов...
Красивая пейзажная лирика, описывающая весну и, казалось бы, рассвет (ветерок играет «утренний гимн», «проснувшийся сад»!), но тогда смущает строка «Свежей кистью волшебный закат» - так все-таки речь идет о рассвете или о закате? И еще напрягло сочетание слов «освежающий гимн» - я бы слово «освежающий» точно заменила бы. Остальное нормально. Хотя мне не хватает какой-нибудь содержательной мысли, завершающей это красивое описание.
31. БЫЛО ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Было всё очень просто:
звёзд манящая россыпь,
глаз пьянящая просинь,
нежный запах волос.
Был рассвет в синих росах,
но из детских вопросов
слово странное «взрослость»
вдруг на свет родилось.
И ускорилось время,
налетели проблемы,
вечной сложности бремя
нам на плечи легло.
А ведь так было просто:
тихо таяли звёзды
и отсвечивал воздух,
как большое стекло…
Кроме слова «рассвет», который «был» в этом стихотворении нет ничего, что позволяет отнести стихи к теме «пробуждение». Просто красивая и отлично звучащая мелодия любовной лирики, где очень много удачных и выразительных тропов. Стихи хороши, хотя и не в тему. Если уж совсем придираться, то я долго сомневалась, уместно ли употребление слова «просинь» к глазам человека. Не знаю...
32. ПОПЫТАЙСЯ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО
Кончились игры - мир выпустил иглы.
Время спросило: "Чего ты достигла?"
Катишься с горки, ища отговорки.
Ницше прочитан от корки до корки.
Хочется водки до судорог в глотке.
Кровь превращается в сок черноплодки.
Небо с овчинку и солнце с песчинку.
Жизнь не берут ни в утиль, ни в починку...
Осень-старуха. Последняя муха
Бьется в стекло безучастно и глухо.
Все омертвело. Листва облетела.
Ветры под крышей поют а капелла.
Как не заплакать? На улице слякоть.
Ноет души растревоженной мякоть.
Полночь слепая в квартиру вступает.
Спи. Муха тоже уже засыпает.
Сжавшись в комочек, свернувшись в клубочек,
Оберегай в себе счастья росточек.
Спрячься в постели, считая недели.
Выйди из дома на запах апреля.
Вытяни шею, весне-ворожее
Веки подставь, на глазах хорошея,
И - Бога ради, на иглы не глядя -
Мир попытайся ладошкой погладить.
Стихи написаны самой простой (и почему-то не особо мною любимой)парной рифмовкой. Очень насыщены содержанием: перед нами встает вся палитра чувств и жизненных изменений человека от юности - поры накопления знаний и надежд («Ницше прочитан от корки до корки») в очень быстрое осознание того, что «Кончились игры - мир выпустил иглы», «Небо с овчинку и солнце с песчинку. Жизнь не берут ни в утиль, ни в починку..».(Шикарные образы!) Но когда начинает казаться, что все потеряно - «Как не заплакать? На улице слякоть. Ноет души растревоженной мякоть», начинаешь понимать, что пробуждение возможно, если «на иглы не глядя» выйти «из дома на запах апреля, вытянуть шею, весне-ворожее веки подставить...». Интересные стихи, которые мне захотелось перечитывать...
37. СОВРЕМЕННЫЙ КАЙ. РИТА КРИХЕЛИ
Он был холодным, как и утро марта.
Глаза лучились, словно синий лёд.
Казалось, что по улицам идёт
Не юноша, которому за партой
Ещё сидеть до жизненного старта
Как минимум один грядущий год,
А бесконечно одинокий тот,
В ком нет мечты, и страсти, и азарта.
Он был под властью снежной королевы,
Он не хотел ни солнца, ни весны,
В нём не было ни грусти, ни вины,
Ни птичьего весёлого распева,
Не поднималось в нём цунами гнева,
Не волновала магия луны.
Лишь, разгоняя радужные сны
Из льдинок слово «Вечность» билось слева.
По улицам пустым, по стылым паркам
Он шёл не зная, что ещё чуть-чуть
И карий взгляд кольнёт немую грудь,
Ему навстречу вынырнув из арки,
И станет больно, станет очень жарко,
Когда от чувств невнятных не вздохнуть,
А слёз капель смывает стынь и муть,
Мир делая и красочным, и ярким.
Весна водила кистью по мольберту
Под крики «браво» радостных зевак,
И, повязав луч солнца, как кушак,
Мир акварельный прятала в конверты,
Лишь он кривился с миною эксперта
И шёл, и забывал порой дышать.
…До пробужденья оставался шаг –
Всего лишь шаг до встречи с юной Гердой.
Стихи написаны пятистишиями, соединенными в смысловые группы АббААссА - довольно сложная структура строф. Радует, что рисунок строф везде выдержан - автор работал над формой стихов, и это здорово. Сюжет мне тоже понравился - за основу его взяты фрагменты из сказки Андерсена «Снежная королева», но переложено на современный лад. Стихи о пробуждении первого чувства, кардинально меняющего прежде одинокого Кая, «в ком нет мечты, и страсти, и азарта» Очень выразительно описан миг, предваряющий рождение любви: «Он шёл не зная, что ещё чуть-чуть и карий взгляд кольнёт немую грудь, ему навстречу вынырнув из арки, и станет больно, станет очень жарко, когда от чувств невнятных не вздохнуть...». Нравится выразительная концовка стихотворения: «До пробужденья оставался шаг – всего лишь шаг до встречи с юной Гердой».
38. ВРЕМЯ ПРОЗРЕНИЯ. ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
С небес упали покрова,
Разверзлись бездны огневые.
Как по веленью божества,
Открылись тайны роковые.
Печати сорваны сполна,
Слепцы прозрели в одночасье.
Всю подноготную явя,
Творец вступил в единовластье.
Прозрачны стали имена
Героев, недругов, пророков.
Не уберёгся Сатана
В личине явленных пороков.
Моменты истины храня,
Без сожаления и гнева,
Творец избавится от плевел
В своём чистилище огня!
Здесь радует нестандартный подход к раскрытию темы: на фоне многочисленных пейзажей утра и весны, наконец-то использован жанр гражданской, а может даже философской поэзии. «Прозрачны стали имена героев, недругов, пророков» - «Творец избавится от плевел в своём чистилище огня!». Выразительные, энергичные стихи. Наиболее слабая строфа здесь вторая: там мне и слово «сполна» (вместо полностью) напрягает, и «явя» (вместо явив). Да и фраза «Творец вступил в ЕДИНОВЛАСТЬЕ» с точки зрения христианина странна и кощунственна.
39. ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА
Наш пруд освободился ото льда,
На радость уткам, и на радость чайкам.
И темная, глубокая вода
Жильцов своих приветливо встречает.
Привольно птицам - холода прошли,
Теперь пора подумать о потомстве.
И ищут утки вновь клочок земли,
Заняться чтобы там гнездоустройством.
Все повторяется из года в год,
Опять скользят по водной глади птицы...
И все таки жизнь движется вперед,
И ничего назад не возвратится.
Все самое важное здесь находится в последней строфе - именно она спасает и наполняет смыслом проходную зарисовку о весеннем пробуждении природы, делая стихотворение запоминающимся. Не могу сказать, что мне понравилось слово «гнездоустройство»: оно больше годится для канцелярского языка, чем для языка поэзии.
41. Я НЕ СКАЗАЛА ГЛАВНОГО. ГАЛА ГАЛКА
Коснулся март снегов лучом-ладошкою,
Скворцом запел с утра у моего крыльца
Да зазвенел капелью под окошками,
Радёшенек повисшим с крыши леденцам.
01 00 01 01 00 01
Весна несёт природы пробуждение,
Под янтарём горячим плавятся снега.
Я чувствую сквозь ветра дуновение
Дыхание её и кругом голова.
01 00 01 01 00 01
День ото дня душа любовью полнится,
Как синевой купель небес над головой.
Вот-вот сверкнут меж нами чувства молнией,
Весной, как никогда мне дышится тобой.
Сейчас я, словно, мотылёк под солнышком
Согревшись чуть, вспорхнуть готова над землёй.
Хочу отдать тебе любовь до донышка
И нежность вынуть всю из сердца кладовой.
Я в марте будто воскресаю заново,
Ненастье с холодом оставив февралю.
Пока ещё я не сказала главного,
Но ты, наверное, в глазах прочёл "люблю".
01 01 00 01 01 01
Стихи написаны редко используемым 6-и стопным ямбом, где к тому же безударные стопы распределены хаотично. Такие ритмы в лирическом стихотворении воспринимаются трудно, этот ритм больше подходит для исторических повествований или эпистолярных стихов. Есть удачные, выразительные строки: «Сейчас я, словно, мотылёк под солнышком согревшись чуть, вспорхнуть готова над землёй», «душа любовью полнится, как синевой купель небес над головой», «коснулся март снегов лучом-ладошкою».
42. ЗА ПОЛЧАСА ДО ВЕСНЫ... АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ
Зима на лапах старой ели,
снегами выстелив постель
февраль качает в колыбели,
укрыв в вечернюю метель.
Померкли белые наряды.
Ночная туча - верный страж:
восполнит снежные утраты,
вернёт привычный антураж.
Но утром новые капели
Разбудит солнце, и тогда...
от февраля к подножью ели
стечёт лишь талая вода.
Снимая траурные маски,
меняет стылый монохром!
Весна идёт с палитрой КРАСКИ -
и дай нам Бог, чтобы с добром!
Еще один весенний пейзаж. Не могу сказать, что этот способ раскрытия темы выигрышный: если уж выбирать писать пейзаж - браться за чисто пейзажную зарисовку, то там надо каждое предложение и каждый образ продумать и выписывать идеально и по-своему, а иначе не стоит и браться. Тем более - для конкурса. «Зима на лапах старой ели, снегами выстелив постель февраль качает в колыбели, укрыв в вечернюю метель». На первый взгляд - красиво! Но рассмотрим строй этого предложения: <Зима качает февраль>, где два причастных оборота: один в начале - <зима> выстелив постель, а другой к той же зиме в конце - <зима> укрыв метель. В рифму это удобно легло, но разве здесь естественный для нашего языка и ясный порядок слов? Мастера тем и отличаются от всех нас, прочих, что текст любой сложности они умудряются укладывать в рифму с естественным и правильным способом согласования слов в каждом предложении... И еще. «Весна идёт с палитрой КРАСКИ» Если речь идет о предмете - доске, на которой разводят краску, то - «весна идет с палитрой», иначе получится тавтология, а если автор имеет в виду другое значение слова палитра - диапазон расцветок, то тогда весна идет «с палитрой КРАСОК». Сразу два малозаметных лексических недочета в пейзажном стихотворении. Почему его отобрали судьи - не знаю.
43. ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ. ТАНЯ ВЕРШИНИНА
Апрельский моросящий теплый дождик
Слизал остатки тающих снегов.
С любовью проложив ажурный мостик
От зимней стужи к россыпи цветов.
Согрело землю ласковое солнце
С весенним ветром передав привет.
И вот уже сирень стучит в оконце,
Нарядной шляпкой машет первоцвет.
Щебечут птицы, радуясь погоде.
Я улыбаюсь солнечным лучам
И возрождаюсь, как и всё в природе,
С мечтой в душе своей построить храм.
Еще одна лирическая зарисовка весеннего дня - пробуждение природы. Неплохие стихи, но на их примере хочу обратить внимание всех, как нам важно не пренебрегать правильной расстановкой точек и прочтения каждого отдельного предложения своего стихотворения. В первой строфе после «снегов» автор почему-то поставил точку. В итоге второе предложение выглядит так: «С любовью проложив ажурный мостик от зимней стужи к россыпи цветов». То есть, оно без подлежащего и сказуемого - обрывок мысли, что дает основание нашим судьям не отбирать стихи по технике (плохо сконструированные предложения!). Но судьи либо слишком добры, либо сами просчета не заметили - отобрали. Еще мне не нравится параллельная и не совсем точная рифма «дождик-мостик».
А что касается правильной расстановки знаков в стихах... Никогда не нужно этим пренебрегать! Сколько стихов на конкурсах остались без внимания или понимания смысла авторских строк) из-за неряшливой или непродуманной постановки запятых или отсутствия двоеточий...
45. ПРОБУЖДЕНИЕ. КАРИНЕ САРКИСЯН
Условно патогенные микробы
Спят до поры в здоровом организме;
В ослабшем - пробуждаются. И ими
Дурные порождаются хворобы.
А если подрываются устои
Разумного правдивого уклада,
То вскоре пробуждается, в застое
Дремавшая, подборка лихорадок -
Из блуда, грабежа и суеверий.
Она несёт бесплодные мытарства.
Из них же заколоченные двери
Не выбить. Кто ж найдёт от них лекарство?
Спасение есть от хвори смертоносной,
Оно - в упорстве сил добра и света,
Что хаосу веками ставят вето,
Спасая жизнь заботой судьбоносной.
Понравилось нетривиальное раскрытие темы «пробуждение»: использован довольно сложный прием иносказания. Кажется, что стихи про медицину: «Условно патогенные микробы спят до поры в здоровом организм», но при внимательном чтении становится ясно, что все и куда глубже, и интересней: «...в застое дремавшая, подборка лихорадок - из блуда, грабежа и суеверий» и что «спасение есть от хвори смертоносной...- в упорстве сил добра и света». Хорошие стихи. С точки зрения техники есть небольшой минус - рифмовка однокоренных слов друг с другом: «смертоносной - судьбоносной».
46. НА ПРИПЁКЕ КОРЯВЫЙ ВАЛЕЖНИК. МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА
На припёке корявый валежник
Плавит рыхлый искрящийся наст.
К свету вешнему скрытно от глаз
Пробивается хрупкий подснежник.
Тонкой стрелкой пронзая неспешно
Прошлой осени прелый опад,
Он, должно быть, несказанно рад
Прорасти сквозь покров белоснежный.
И однажды цветы неизбежно
Щедро выплеснут синь на луга,
Взволновав ароматом слегка,
Пробуждая мечты и надежды...
Почему-то сразу всплыл в памяти Маршак: «Пробирается медведь сквозь лесной валежник, стали птицы громче петь и расцвел подснежник. Иногда бывает опасно рифмовать ту же самую пару слов, которую использовали в стихах, ставшими хрестоматийными. Остальное хорошо, хотя не особо оригинально. «Опад» - слово скорее из специального языка почвоведов, чем подходящее для лирической поэзии, но это уже моя мелкая придирка...
*********************************
На этом все. Надеюсь, что наше слегка видоизмененное творческое соревнование вам понравилось, а мой разбор оказался интересным и полезным. Буду рада услышать ваши мнения о новой системе подведения итогов и тех стихах, которые отобрали наши судьи. Очень нужна обратная связь - ваши отклики.
С уважением, ваша Алкора, 04.05.24.
Свидетельство о публикации №124050402846