А годы летят...
По собственному признанию Долматовского он причислял себя к поэтам ровесникам Октября, постигающими мир с первыми неясными детскими впечатлениями бурлящей толпы под красными знаменами на улицах Москвы. В отличие от большинства поэтов начала XX века, которые встретили революцию и кровавую гражданскую войну в сознательном возрасте, творчество Долматовского поэтически и политически выдержано, что, однако, не придает его поэзии оттенка вторичности и ограниченности требованиями социального заказа.
В 1922 году Евгений пошел учиться в одну из школ на Арбате (бывшую гимназию), в которой под влиянием учителя литературы Георгия Ивановича Фомина, открывшего пытливым детским умам величие поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова, стал, как и многие другие ученики, сочинять стихи. Долматовский вспоминал, что первое стихотворение им было написано по зову сердца под впечатлением смерти Ленина в 1924 году.
Во время чтения стихов поэтом Владимиром Луговским на одном из школьных вечеров, Долматовский вступил в спор с мастером, заявляя, что может предложить стихи лучше. Луговской пригласил Женю на сцену, где, так и представившись «Женей Долматовским», наш герой прочел по-детски наивное стихотворение. «Ну, это не лучше, — заметил Луговской, — но я желаю вам успеха».
В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932 — 1934 годах Долматовский успел поработать на строительстве московского метро, что стало впоследствии одной из сюжетных линий поэмы «Добровольцы».
Первая книга стихов опубликована в 1934 году в издательстве «Жургазобъединение» (Журнально-газетного объединения). В 1937 году Долматовский окончил Литературный институт.
С 1939 по 1945 год Е. А. Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА в «горячих точках»: в освобождённой Западной Белоруссии, в Финляндии, на Дальнем Востоке. Член ВКП(б) с 1941 года.
В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года попал в Уманское окружение, был ранен в голову и руку. В районе Зелёной брамы на Украине был взят в плен, из которого бежал. Скрывался на оккупированной территории, а 4 ноября 1941 года перешёл линию фронта (эти события отражены в поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было: Записки поэта», в военно-исторической документальной повести «Зелёная брама»). Потом были неминуемые проверки в особом отделе НКВД, после которых в январе 1942 года в звании батальонного комиссара (майор) он вернулся в строй. Воевал в дивизии полковника Родимцева, с которым они были дружны ещё с 1939 года. Под Сталинградом получил ранение ноги.
Присутствовал в качестве военного корреспондента при подписании акта капитуляции Германии (1945):
В сорок пятом. В мае, вопреки уставу
Караульной службы,
Мы салютом личным подтвердили славу
Русского оружья.
Быстрой трассой в небо уходили пули
И во мгле светились.
И они на землю больше не вернулись,
В звезды превратились.
Но стоят на страже люди всей планеты
И неодолимы
Звезды, что салютом грозным в честь Победы
Над землей зажгли мы.
Долматовский работал в Сталинграде, а в 1942 году в Военгизе вышел сборник «Стихи о Сталинграде». В творчестве Долматовского находилось место и душевной лирике.
Творчество Долматовского оценивалось коллегами по цеху в целом положительно, иногда не без элементов иронии: о поэме «Добровольцы» (1956) едкий на строку Михаил Светлов написал в 1961 году такую эпиграмму к шаржу Долматовского, выполненному художником Игиным в книге «Музей друзей»:
Поэту за такую тему
Я стал бы дифирамбы петь,
Когда б он взял свою поэму
И трижды сократил на треть.
Долматовский — стал автором сценария фильмов «Добровольцы» (1958) и «Поэма о сталинградцах», который снял к 45-летию начала Сталинградской битвы режиссёр Виктор Кадиевич Магатаев на Волгоградской телестудии в 1987 году.
Однако наибольшую известность Евгению Долматовскому принесли песни, написанные на его стихи: «Случайный вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» М. Г. Фрадкина, «Сормовская лирическая» Б. А. Мокроусова, «Моя любимая» М. И. Блантера, «Второе сердце», «Любимый город» и «Лизавета» Н. В. Богословского, многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Сердца четырех», «Александр Пархоменко», «Встреча на Эльбе», «Добровольцы» и других), которые мы с не проходящим интересом смотрим и по сей день, погружаясь в обстановку таких суровых и одновременно таких душевных в человеческом плане 20-ых … 50-ых годов XX столетия.
http://stihi.ru/2024/05/03/3667
Свидетельство о публикации №124050303667