3 мая. Великой Пятницы день. 47

Великий Пост 47 дня.


Завета Новаго чтение.

Коринфянам 1-е наставление св. Апостола Павла. гл. 1

18. Так что о кресте слово —  сгинущим юродство есть, а нам, спасаемым, — сила Божия. Оттого что напечатлено: «так погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совпросник века сего же? Не обратил ли Бог мудрость мира сего да в безумие? Оттого что, когда мир своею мудростью не познал Бога и в Божией премудрости, то было благоугодно Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи чудес прОсят, и еллины ищут мудрости; а мы проповедуем распятаго Христа, иудеям — соблазн, для еллинов — безумие, для самих призванных, иудеев да еллинов, — Христа, Божию силу и премудрость Божию; потому что Божие немудрое да премудрее человецев, Божие немощное сильней человецев. Братия, посмотрите кто вы, призванные: не мнозе из вас в плоти мудрых, не мнозе сильных, не мнозе да благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы спозорить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы спозорить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего же не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтоб пред Богом плоть никоя не хвалилась. От Него же и вы в Христе Иисусе, Кой сделался нам премудростью от Бога, и праведностью и освящением да искуплением, было чтоб по напечатленному: "Господем хвались хвалящийся".


1-е наставление Коринфянам гл. 2

И когда я приходил до вас, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
оттого что я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, притом и распятаго.
.


от Матфея Евангелие гл. 27

Когда же настало утро, все, и первосвященники да старейшины народа имели совещание о Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его же, отвели и предали Понтию Пилату, правителю. Тогда иуда, предавший Его, да увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать монет первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Сказали ему они же: что нам до того? смотри сам. И, бросив монеты в храме, он вышел, пошёл и удавился. Взяв деньги, сказали первосвященники: непозволительно их положить в сокровищницу церкови, оттого что это цена крови. Сделав же совещание, землю горшечника на них купили, для захоронения странников; посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня. Тогда сбываемо было реченное через пророка Иеремию, кой вещает: «взяли тридцать монет, цену Оценённаго, Коего же оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, что изрек мне же Господь». Иисус же встал перед правителем. И спросил правитель Его: Ты Царь Иудейский? Иисус же отвещал ему: ты говоришь. И когда Его да обвиняли первосвященники да старейшины, Он ничего же не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тя? И не отвечал ему ни на одно же слово, так что очень дивился правитель. На праздник Пасхи имел обычай правитель отпускать народу узника одного, коего хотели. Тогда был у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они же, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или, называемого Христом, Иисуса? ибо знал, что из зависти предали Его же. Между тем, когда сидел он на судейском месте, его жена прислала ему поведать: не сделывай ничего Тому Праведнику, потому что я нынче во сне же мнозе скорбела за Него же. А старейшины да первосвященники возбудили народ просить Варавву, и погубить Иисуса. Спросил их тогда правитель: кого же из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Сказали они же: Варавву. Пилат говорит же им: что же сделать мне же Иисусу, Христом называемому? Говорят ему все: да будет распят. Правитель рек: кое же зло и сделал Он? Но они же ещё сильней кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но увеличивается смятение, взял воды и умыл руки перед народом, и изрек: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: Его кровь на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Христа Иисуса в преторию, на Него собрали весь полк и, раздев Его, багряницу надели на Него; да, сплетши венец из тёрна, Ему возложили на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени же, осмеяли Его, так говоря: радуйся, Царь Иудейский! да плевали на Него да, взяв трость, Его били по голове. И когда осмеяли Его, с Него багряницу сняли, и Его да одели в одежды Его, да повели Его ж на распятие. Выходя, они ж повстречали одного Киринеянина, по имени же Симона; сего да заставили крест Его ж нести. А, придя к месту, называемое Голгофа, что значит: «Лобное место»,
34. дали Ему пить уксуса, смешаннаго с жёлчью; и, отведав, пить не хотел. Его же распявшие делили одежды Его, да бросая выбор; и, сидя, стерегли Его там; и поставили сверх головы Его текст, означающий вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Тогда с Ним распяты два разбойника: один справа, а другой по левую сторону. Его же злословили проходящие, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Самого Ся; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники да с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, ну а Самого Ся не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него;
43. да уповал на Бога; Его теперь избавит пусть, если Он угоден Ему. Оттого что Он изрек: «Я Сын Божий». Но и разбойники, распятые с Ним, поносили Его же.
.


от Луки. гл.23

39. Один из повешенных злодеев злословил Его, да говорил: если Ты Христос, так спаси же Ся и нас. Другий же, напротив, унимал его, да изрек: или не страшишься ты Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы осуждены справедливо, оттого что достойное да по делам нашим приняли, а Он ничего худого ж не сделал. Да Иисусу и изрек: помяни же, Господи, мя, когда прийдёшь в Царствье Твоё!
43. И изрек ему Иисус: истинно вещаю те, ныне же с Мной да будешь в раю.
.


от Матфея. гл. 27

45. От шестого же часа тьма была в всей земле до часа девятаго; а около девятаго часа возопил Христос Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?»
Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, водрузив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, приИдет ли Илия спасти Его же. Иисус же, вновь возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и потряслась земля; и камни же расселись; и гробы отверзлись; и мнозие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресеньи Его, да взошли во святой город и мнозием явились. Сотник же и те, кои стерегли с ним Иисуса, видя землетрясение и все что было, устрашились весьма и рекли: воистину Он был Сын Божий.
.


от Иоанна. гл. 19

31. А оттого что, тогда пятница была, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ведь суббота та была великий день, — просили у Пилата, чтобы разбить у них голени же и снять их. Так, пришли воины, и у первого разбили голени же, и у другого, распятаго с Ним. Но, когда подошли к Христу Иисусу, и увидели Его да уже умершим, не разбили у Него ж голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему грудь, и тотчас истекла кровь и вода. И видящий, засвидетельствуя, вещал, и да истинно его свидетельство; он знает, что истину вещает, дабы вы поверили. Так что сие и произошло, да сбудется Заветное: «кость Его да и не сокрушится». Также и в другом месте Заветное вещает: «воззрят на Того, Коего да пронзили».
.


от Матфея. гл.27

55. Да были там также и смотрели вдалеке мнозие женщины, кои следовали из Галилеи за Иисусом, служа Ему; Магдалина Мария и Мария, Иакова и Иосии мать, и сыновей Зеведеевых мать были между ними. Когда ж настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, кой также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, тела Иисусова просил. Тогда Пилат приказ дал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницей да поместил его же в новом своём гробе, кой высек же он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Там была Магдалина Мария и Мария також другая, кои сидели против гроба.
.


Тропарь.

Егда ученицы славные на умовеньи вечери просвещахуся, тогда иуда злочестивый, люблением денег недуговав, омрачашеся, да беззаконным судиям Те, Судию Праведнаго да предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление и применив! Бежи несытыя души, Учителю и таковая дерзнувшия: Иже в всех благий, Господи, слава Те.

ин Тропарь.

Искупил еси ны от клятвы законныя ЧестнОю Твоею Кровью, пригвоздився на кресте, и копиЕм прободся, також безсмертие источил еси же человецем, наш Спасе, слава Те.

ин Тропарь.

Спаси, Господи, Твоя человецы и да благслови достояние Твое, и победы правверным христианам на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак.

Из-за нас же Распятаго, да приидите, вси же вспоим: Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпИшь, Ты еси Сын, Бог Мой.

ин Кондак.

и на Крест волею вознесыйся, тезоименному новому жительству Твоему щедроты Твои даруй, Боже Христе; возвесели нас силой Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.


Страстной Пятницы Часы.

Тропарь 1 часа.  ( 6.00 )

Распеншуся Те, Христе, мучительство сгинуло, истоптана бысть сила вражия. НижЕ же Ангел, ниже человек, но, Боже, Сам нас и спасл еси, слава Те.

Тропарь 3 часа.  ( 9.00 )

Господи, осудИша Тя иудее на смерть, Жизнь всех, иже чермнОе море жезлОм прошедшии, на Кресте Тя и пригвоздИша: и иже от кАмене же мед пиющии, желчь Те да принесОша. Но волею претерпел еси, да и нас свободиши от работы вражьей, наш Боже Христе, слава Те.

Тропарь 6 часа.  ( 12.00 )

Спасение сделал еси же в центре земли, наш Боже Христе, на Кресте рУце Твои пречистеи простерл еси, собирая вся язЫки, зовущие: Господи, слава Те.

Тропарь 9 часа.  ( 15.00 )

Видя разбойник Начальника жизни же, вИсяща на Кресте, глаголаше: аще не Господь бы да был вплощся Иже с нами распныйся, не солнце лучи свои да потаИло бы, нижЕ земля содрогающись бы тряслася. Но и вся терпЯй, мя помяни же, Господи, во Царствьи Твоем.
.


Стихира. целование Святой Плащаницы.

Да приидите, ублажим Иосифа приснъпамятнаго, к Пилату в нощи пришедшаго, да Живота же всех яко испросил еси: ми даждь Недоуменнаго Сего же, Иже не имать, где главы подклонить; ми
даждь Недоуменнаго Сего же, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; ми даждь Недоуменнаго Сего же, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи, кричащи и матерински восклицаше: увы Мне ж, Дите Мое! Увы Мне же, Свете Мой и Утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо да предреченное в церкви днесь собыстся ж: Мое сердце оружие и пройде, но в ликование Воскресения Твоего да плач изменяяй.
Покланяемся страстем Твоим, Христе;
да покланяемся страстем Твоим, Христе;
да покланяемся страстем Твоим, Христе, и Воскресению святому.
.


в честь Икон Богородицы.

Мати Господа Бога, Царице Высот и земли, днесь чествуем Твое изображение, НаичистЕйшая, на образе Твоем,

Кипрская,
Къпяжская,

именуемым и явленнаго же во утешение и неизреченное счастие нам грешным. Приклоняемся ниц пред Тобою, Властительнице, и грешными нашими устами, с грешней нашей земли всклицаем:

Тропарь.

К Богородице днесь прилежно да притецем, грешные и смиренные, и приклонимся, зовуще в покаяньи из глубины души: Властительнице, да помози, милующи на ны, потщися, умираем же от множества прегрешений, не отвратИ Твоя рабы тщи, Тя и едино упование имамы.

Кондак.

Непостыдное христиан предстательство, ходатайство к Творцу непреложное, не гнушайся грешных молений гласы, но да предвари, якож Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоленье, да предстательствующи присно, Богородице, Тя чтущих.

Величание.

Величаем Тя, Отроковице Дево Богъизбранная Пресвятая, и чтим образ Твой святый, им же исцеления точишь всем, с верою притекающим.
.


Кондак преподобнаго ФеОдора Трихины.

Явился еси предивен житьем, ФеОдоре мудре отче, власяными рубы изменив паче царских сокровищ, яже на земли, да из-за сего же вышния одежду всприял еси, присно о нас же молись, преподобне.
.


св. млоденцу мч. Гавриилу Белостокскому.

Тропарь.

Святый млоденче Гаврииле, ты за Прободеннаго да из-за нас от иудей люте от онехже в грудь прободен был еси и за Истощающаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же в славе вечной с Ним вселился еси. Тем помяни же нас, те молим, зде чтущих память твою, испрОсяще нам здравье телеси и спасенье душам нашим.

Кондак.

Твое отечество Зверки да бысть, Христов мучениче Гаврииле, где же от истых зверей-иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду и люте да претерпев, в Вышнее же отечество и преселился еси. Да и восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, твое вечное да преемство улучить.

Величание.

Величаем тя, страстотерпче святый млоденче Гаврииле, и чтем честная мучения твоя, кои да претерпел еси за Христа.
.


свт. Николе Сербскому (Велимировичу).

Тропарь.

Золотоустый проповедник Воскресшаго Христа, путеводитель рода Сербскаго крестоноснаго же в веках, благъгласная лиро Святаго Духа, и слово и любы монахов, ликование и хвала священников, учителю покаяния, предводитель Христова богъмольна воинства святый Николае Сербский весь правславный: с всеми святыми Вселенския Сербии молись Человеколюбцу Единому, и мир и единенье дарует роду нашему же.

Кондак.

Лелича Сербскаго рождение, архипастырем во Охриде святаго же Наума был еси, от престола Саввы святителя в Жичу предстал еси, научая и просвещая человецех Божиих Святым Евангелием. Мнозия к покаянию и любве к Христу и привел еси, из-за Христа страсти в Дахау претерпел еси, и из-за сего, святе, от Онего же вславлен еси, Николае, новоявленный угодник Божий.


Рецензии